Если у человека существует предварительный образ того, на что он смотрит, то насколько достоверным является сам процесс наблюдения?
Действительно ли человек видит то, что видит, или он интерпретирует увиденное, формируя Образы и реальность, соответствующие скрытым системам ценностей и убеждений?
В чем возникают эти опыты, могут ли они быть отдельно от того, кто осознает, и от самого Осознания?
Нет ничего, что человек знал бы и воспринимал более непосредственно, чем сознательные переживания, но также нет и ничего, что было бы труднее объяснить, не прибегая к прямому опыту переживания Бытия.
Поскольку целевой аудиторией книги являются люди, не так часто встречающиеся с научной, философской терминологией, постараюсь предельно просто излагать то, что собою представляют Сознание человека и нейрофизиологические процессы духовного поиска. Конечно, с учетом того, насколько возможно «просто» объяснить то, что не поддается никакому объяснению на уровне вербальных символов и застывших знаков.
Вопрос о том, что такое Сознание, только в последние десятилетия начал активно обсуждаться в научном мире. Ранее подобные исследования были подвержены анафеме, поскольку со времен Рене Декарта и Галилео Галилея наука шла по пути исследования, в котором не было субъективного опыта.
Сколько бы люди ни говорили о Сознании – ни одно слово, ни одна мысль не приблизит человека к прямому опыту переживания Сознавания.
Иммануил Кант говорил: «Человек не черпает законы из природы, а предписывает их ей».
Концептуальный мозг рефлекторен в попытках обозначить и уплотнить то, что считает собою. Создавая сущностные характеристики обусловленного «я», он запускает процессы дальнейшей объективизации несуществующего Образа, который начинает говорить и спорить о Сознании. Именно поэтому дальнейший энергоинформационный захват концептуализации внешнего мира через форму своего личного бытия воспроизводит множество интерпретаций по отношению к тому, чем является Сознание.
Механизм распознавания «я и другой», «свой и чужой» приводит к дроблению целостного восприятия. Формирование Образа себя и «кого-то еще» за пределами этого образа происходит автоматически из-за невнимательности самого Видящего к тому, как возникают процессы видения. Поэтому человек болезненно реагирует на критику и на любую другую форму восприятия реальности, которая не соответствует системообразующим качествам Образа себя.
Порою гораздо важнее обнаружить подобные скрытые механизмы ложной самости, чем безропотно следовать мотивационным заповедям продвинутых духовных идей.
Невозможно познать себя с закрытыми глазами без кризиса того, что человек считает собою. Пока существует идея себя и Ищущий продолжает объявлять любой возникающий опыт «своим», поиск будет происходить только внутри представлений о себе.
Задача этой книги состоит не в том, чтобы создать новые механизмы выхода из матрицы или «прогрессивную» модель Просветления для ленивых, а в том, чтобы привести внимание читателей к более ясному Осознанию принципов и механизмов воспроизводства того, что видится мозгом как внешний мир и что создает реальность отдельного Я-образа.
Увеселительной прогулки в данном случае не получится, поскольку книга предназначена для тех, кто «застрял», «запутался», «созрел» и жаждет Познания, ПРОзрения, а не «избавления».
Реализация своей истинной природы представляет собой многофакторное явление. Без детального, системного подхода к тому, как возникают механизмы забвения, человек вынужден застревать в его составных частях и распознавать Реальность только во фрагментарном восприятии ее отдельных элементов. Именно поэтому необходимо актуализировать внимание на исследовании системообразующего фактора таких феноменов, как "Сон себя" и его противоположное качество "Пробуждение". Ищущий является Живой открытой системой, обладающей биологическими функциями, такими как рождение, смерть и воспроизводство. В данном случае под «открытой» системой подразумевается существование других, связанных с ней систем, которые оказывают на нее воздействие и на которые она также влияет. Не каждый способен охватить вниманием Целое. Для тех, кто ищет в Пробуждении личное спасение, эта задача будет представляться сложной.
Осознайте: пока существует восприятие отдельного «я», Подлинное не может быть легким, оно требует труда Души, оно не успокаивает и не обнадеживает отдельное «я», а разрушает его потребность в «гормональной наркомании» и слепое стремление к имитации духовного Пути.
Любая метаморфоза, любое эволюционное движение происходят через кризис подсознательных систем ценностей. Как бы человек ни пытался избежать этого честного и сложного шага к самому себе, итогом поиска становится не то, что мозг видит в качестве Искомого, а видение ограниченности своих собственных программ, что и является предысточником психологического кризиса, выраженного в терминах мистическая ночь души и мистическое распятие.
Возникновение этих краеугольных для Ищущего явлений невозможно объяснить, не прибегая к фактору системного подхода к предмету духовного поиска.
Использование понятия Система впервые прослеживается у Аристотеля. Основы принципов системного подхода в научном познавании Гегель выражал в следующем: «Целое есть нечто большее, чем сумма частей. Целое определяет природу частей. Части не могут быть познаны при рассмотрении их вне целого. Части находятся в постоянной взаимосвязи и взаимозависимости».
Все проявленные объекты и процессы имеют определенный уровень организованности. Эти явления необходимо рассматривать как непрерывные процессы организации и дезорганизации. Чем выше уровень организации составляющих систему элементов, тем сильнее свойства целого отличаются от простой суммы свойств его частей. Это явление я называю Экзистенциональной эмерджентностью, где под эмерджентностью понимаются новые качественные характеристики, которые не имеет ни одна из составляющих целое частей.
Проще говоря, Ищущий в своем классическом варианте разглядывает поиск изнутри функционирования своих собственных свойств. Он не способен увидеть, что психические явления того, что мозг считает Пробуждением, представляют собой лишь отклик внутрисистемных взаимодействий. Именно поэтому знания о мозге не могут быть выброшены за пределы познания целостной структуры.
Внимательно рассматривая объединяющие принципы, Ищущий приблизится к более широкому распознанию того, в чем он возникает в качестве функциональных проявлений Целого. В этом случае понятие структуры связано с упорядоченностью отношений, которые связывают элементы системы.