Повесть.
Я вижу край небес в дали безбрежной
И ясную зарю
С моей душой, безумной и мятежной.
С душою говорю.
Зинаида Гиппиус.
Глава 1
Он сжимал её руку в своих ладонях, пристально смотрел в глаза, словно хотел поймать и понять все её мысли. Она была смущена таким вниманием, оно ей льстило, но почему-то немного настораживало. Сейчас ей хотелось быть просто желанной, не заглядывать в будущее и не думать о последствиях. «Ладно, – думала она, – что мне нравится или не нравится в нём, я буду разбираться завтра, а сейчас хочу любить и быть любимой!»
Проходил день, другой, свою тревогу она перекидывала на завтра, как листы в календаре…
Что может быть прекраснее и безответственнее, чем первые взгляды понравившихся друг другу мужчины и женщины?.. Увидев его впервые, Лиза утонула в цвете его сине-голубых глаз: её поразило острое сочетание очень тёмных, почти чёрных волос, бровей, ресниц и этого василькового взгляда. Лизу всегда привлекали яркие сочетания, красилась она для «цвета»: немного чернее ресницы, немного сочнее губы, изумрудные тени, чтобы выделить ореховые глаза. В общем, начало их отношений было положено именно разноцветием и сочетанием этого разноцветия (вспомним калейдоскоп: как мы радуемся, когда яркая картинка складывается именно в те цвета, которые нам близки).
Они каждый вечер добирались вместе на одном и том же катере с работы домой. Доехать можно было и на машине, но на катере быстрее, приятнее и романтичнее: морской воздух, летящий подол платья, развевающиеся волосы, сверкающие брызги моря. Так они смотрели друг на друга около месяца. И кто к кому первый подошёл, они уже и не помнили. Наверное, оба. А она ещё спросила при этом: «Ты меня пригласишь на свидание?»
– На свидание? – он тогда растерялся.
– Да! – Лиза тогда выпила полбокала шампанского на работе в связи с чьим-то днём рождения и от этого осмелела. Первый раз в своей жизни она проявила такую инициативу по отношению к мужчине.
На миг возникла пауза, но потом он быстро произнёс:
– У меня есть предложение: с утра едем на море, я знаю один пляж. Тебе там понравится: очень красиво, мало людей, а шашлык какой – пальчики оближешь!
Лиза, несмотря на свою стройную фигуру, любила вкусно поесть. И последняя фраза насчёт шашлыков окончательно заманила её. А Максим (так его звали) что-то ещё рассказывал, она его слушала, но не запоминала, что он говорил, так как она уже вся была в завтрашнем дне. Думала, что надеть, как себя вести, что говорить и т.д. и т.п.
Лиза постаралась пораньше встать – около десяти утра, обычно по выходным она раньше двенадцати из постели не вставала. Накрасилась, надушилась чуть-чуть погуще, но несильно – на прогулку все же! Максим заехал вовремя. Лиза тоже не задерживалась. Не буду утомлять читателя подробным описанием взглядов (он) и недомолвок (она). Море их сблизило – они были влюблены в него безгранично.
Был теплый день, светило солнце, ласково шумели волны… Идиллия! Целый день они ходили по берегу моря, разговаривая обо всём. Изредка, как бы нечаянно, Максим касался Лизиной руки. Как ей это нравилось! И она не скрывала этого, а он, воодушевленный своими маленькими победами, продолжал выбранный курс. Потом уже, вспоминая, Лиза не находила ответа, как она – довольно взрослая девушка – поддалась самой классической схеме обольщения, ещё и проявив при этом инициативу… А, главное, зачем? Ведь всё время её что-то настораживало: то неловкое слово, то взгляд – очень быстрый, но Лиза успевала увидеть в нём мимолетную холодность. Она почему-то старалась этого не замечать, засунула свою интуицию в задний карман и неслась на беспечных крыльях любви всё выше и выше.
Был у Лизы когда-то молодой человек. Познакомились ещё на первом курсе, он был старше её, учился уже на четвёртом. Была любовь, головокружительная, но состоящая из сплошных гормонов, видимо, в восемнадцать лет другой и не бывает. Тогда она приняла это чувство за любовь на всю жизнь. Петр стал заниматься мелким рэкетом, а Лиза устроилась на третьем курсе на работу в банк. В то время это было возможно. Занятия обоих оказались совершенно несовместимыми. Так и разошлись их пути. Пётр и умный был, и образованный, но тогда было такое время. Лизе было понятно, зачем Пётр пошёл в рэкет: и легкие деньги, и какой-никакой почёт. Себя же она никак не представляла в роли «жены-рэкетменши».
Кроме гормонов, их связывало то, что они чувствовали друг друга. У них даже дети родились одновременно, с разницей только в один день, но это произошло уже в далёком будущем. Тогда их разделило время, время и ещё раз время. После окончания института прошло уже четыре года. Пётр иногда возникал на горизонте, но это были, как правило, случайные встречи. И вот здесь, на Богом забытом пляже, Лиза, прогуливаясь под руку с Максимом, встретила Петра.
Пётр сделал надменное лицо, как будто бы не знает её, а в лице Максима что-то промелькнуло. Как тень. Опять тень! Это случилось так быстро, что Лиза не придала этому значения. Она вообще многих мелочей, из которых складывается жизнь, не замечала. То ли вечная нехватка времени разобраться в самой себе, то ли ещё что – она не задумывалась. Лиза не ожидала этой встречи, но успела подумать о том, почему встречаешь бывшего близкого тебе человека именно в тот момент, когда у тебя может быть заново решается судьба (почему-то именно про судьбу она тогда подумала).
«Ну, встретились и встретились, подумаешь – просто случайность. Разошлись и разошлись , значит, так надо…» – скакали её мысли, и при взгляде на Максима её захлестывали заснувшие в ней на несколько лет чувства. Максим не выпускал её руки из своей, это было уже чем-то привычным, как будто они много лет так делают, и не перестаёт им нравиться. Он ей что-то рассказывал, увлекая, а море шумело всё сильнее и сильнее… Стало холодать. «Уже вечер!» – только сейчас заметила Лиза. От переполнявших её эмоций она не замечала ничего вокруг: и что день прошёл, и что надо уезжать. А как не хочется!
Чудесный, чудесный день, она никогда не забудет этого безмятежного времяпровождения и какого-то бездумного счастья, которое заполняло её всю. Лиза не думала, любит ли она Максима, вернее, в тот момент она не сомневалась в этом. Целый месяц на неё смотрел – пора уже и признаться! Если будем бесконечно проверять наши чувства, может и любовь пройти. А с любимым – это уж как повезёт. Если счастливая, значит, повезёт. Несчастной Лиза себя никогда не считала, даже в минуты отчаяния.
«Да, с Петей не повезло, но по молодости это у многих бывает. А то, что в свои двадцать шесть я не замужем – так это сейчас норма. Сейчас все после тридцати стали замуж выходить», – думала Лиза. И так думала немалая половина девушек её возраста. Впоследствии скажут: очередное потерянное поколение из-за падения рождаемости. Но в тот момент Лиза думала, что вполне даже счастлива: у неё есть престижная работа в банке, квартира, пусть и небольшая. Купленная на свои деньги. А с появлением Максима жизнь окрасилась еще и в радужные тона: все-таки влюбленность делает нашу обыденность более полной и радостной…