– Машина времени уже изобретена!
– А кто её придумал?
– Герберт Уэллс!
(Из разговора студентов)
Ранним весенним утром 2035 года трое выпускников Московского физтеха – Роман, Александр и Сергей шли по только что высушенным солнцем улицам Новосибирского академгородка. Они направлялись на остановку автобуса, чтобы доехать до Института электротехники и электроники для предстоящей экспедиции. Сегодня у ребят должно было состояться важнейшее событие – эксперимент по перемещению в прошлое.
По дороге, трясясь в автобусе, Роман сочинял научную статью для местной газеты о предстоящем знаменательном событии: «…Для простого читателя нужно сделать пояснения: эксперимент выглядит следующим образом – в сфере, выполненной из мощных электромагнитов, должна находиться медная капсула, оборудованная по последнему слову техники целым набором приспособлений для записи, передвижения и проживания в течение длительного времени для трёх членов экипажа – путешественников во времени.
Суть этого эксперимента такова – сжать сильными электромагнитными полями пространство вокруг медной капсулы-корабля, изменив метрику пространства так, что образовался бы кокон, в котором время уже не течёт. Капсула-корабль превратилась бы в чёрную мини-дыру. И поскольку медь не пропускает магнитные поля, экипажу капсулы электромагнитные волны не должны причинить вреда.
В этой капсуле трое смельчаков-добровольцев, находясь во временном коконе, совершат путешествие во времени. Когда же питание электромагнитов отключится, капсула-корабль должна будет снова вернуться в настоящее время в Институт электротехники и электроники в академгородке…»
Роман не успел закончить статью, как автобус уже подъехал к институту. Трое товарищей вышли из него и направились в здание. Перед началом эксперимента по традиции испытатели зашли в комнату, где висела икона Николая Угодника, чтобы поставить свечи за успех своего путешествия.
– Вы верите в Бога? – спросил Роман у ребят.
– Да! – ответил Александр. – Бог нам в помощь!
Сергей же, немного подумав, сказал:
– Я верю не в человекообразного Бога, а в некое биополе, пронизывающее весь наш мир.
В комнату вошла команда инструкторов, и ребята прослушали последние инструкции учёных из Академии Наук.
Академик-историк Михаил Четвертушкин рассказывал им о событиях, происходивших в России и мире 50 лет назад (именно на столько, по замыслу физиков, экипажу предстояло вернуться в прошлое).
– В это время был ещё Советский Союз, – говорил Михаил, – к власти в то далёкое время пришёл Михаил Горбачёв, и в стране началась перестройка. В Америке тогда был президентом Рональд Рейган, продолжалась «холодная война» между двумя супердержавами. В СССР были перебои с продуктами и очереди, магазины практически пусты, все дефицитные товары можно было купить только «из-под прилавка», заплатив три цены за них.
Учёный напомнил ребятам о том, что тогда ещё не были изобретены мобильные телефоны, 3D-голограммные телевизоры и электромобили с автопилотом.
После лекции ребята отправились на очередной инструктаж к сотрудникам госбезопасности.
Сотрудник госбезопасности обозначил проблематику предстоящего путешествия, чтобы молодые люди понимали весь риск перемещения в пространстве и времени:
– Надеюсь, вы понимаете, что существует вероятность около 10 %, что вы можете попасть в будущее на 50 лет вперёд – в 2085 год, поскольку будете находиться некоторое время в чёрной дыре, а земная жизнь будет идти своим чередом. Также существует вероятность, что вы вообще никуда не попадёте. Она составляет 80 %. Вы – первопроходцы, и риск – благородное дело. Я надеюсь, вы готовы и к негативному развитию событий. Может произойти и страшное – вас раздавит в капсуле временной кокон.
– Поэтому готовьтесь к любому повороту событий, – подытожил полковник Волков.
– Мы знаем, на что идём! – сказал Роман, командир экипажа.
– Если мы вернёмся, побывав в прошлом или в будущем, мы станем героями. А будет ли материальное вознаграждение? – спросил Александр.
– По одному миллиону долларов каждому, – уточнил им финансист этого проекта Олег Дерипаска.
– Что-то маловато! – возмутился Сергей.
– И слава Юрия Гагарина! – подытожил лекцию мэр Новосибирска, похлопав Сергея по плечу.
Экипаж вышел из аудитории и направился к своим родным, чтобы попрощаться.
Уже через час капитан Роман, бортинженер Александр и программист Сергей проходили санитарную обработку, а затем, облачившись в скафандры, вышли на космодром, где стоял корабль, помещённый в машину времени.
Эта машина времени была размером с многоподъездный пятиэтажный дом и состояла из электромагнитных обмоток и кучи проводов, обхватывающих медную капсулу-корабль со всех сторон. К электромагнитам тянулись толстые сверхпроводящие силовые кабели, по которым должна быть пущена энергия мощностью до 1 ГВт.
Проходя между проводами к капсуле, Александр сказал:
– Как бы нам не оказаться на месте экипажа эсминца «Элдридж», вросшего в корпус корабля при эксперименте «Радуга», прошедшего сто лет тому назад!
– Да вроде не должны! – ответил, поёжившись, Роман.
Они подошли к капсуле-кораблю. Она представляла собой что-то наподобие космической станции с запасом топлива, еды, воды, воздуха, с суперкомпьютером с искусственным интеллектом и с оружием членов корабля – бластерами. Также в капсулу была вмонтирована биокамера для анабиоза – на всякий случай.
– Что ж, с Богом! – сказал им руководитель проекта генерал-академик Валерий Рубаков. – Прошу вас занять свои места и набрать дату прибытия на пульте компьютера.
Экипаж покорно занял свои места в капсуле, и дверь корабля автоматически закрылась.
Роман набрал на клавиатуре число «01.03.1985» и откинулся в кресле.
Прошло минут пять-десять, прежде чем ребята почувствовали дрожание сидений, а ещё через десять минут капсула стала вращаться. Вдруг корпус получил удар обо что-то твёрдое, и в отсеках погас свет.
Полёт по заданной программе ещё не был закончен. Прошёл час, а может, и больше, затем последовал новый удар, и всё стихло. Гравитационное притяжение уменьшилось, и возникло ощущение какой-то лёгкости в теле, но свет так и не включился. Всё это происходило в полном молчании, наконец кто-то из экипажа сказал:
– Кажется, пронесло! Все живы?
– Вроде жив, – сказал Роман.
– И я тоже, – отозвался Сергей. – Похоже, нас спасли твёрдый корпус и мягкие сидения.
– Надо включить как-то свет, – продолжил командир и включил фонарик на своём шлеме.
Он порылся в пульте, и сработало аварийное освещение. Автоматически запустился бортовой суперкомпьютер с искусственным интеллектом – «Батя». Он начал сканировать данные об окружающем капсулу-корабль пространстве.