Мне кажется, где-то на моей планете живет старая крыса. Я слышу, как она скребется по ночам. Ты мог бы судить эту старую крысу. Время от времени приговаривай ее к смертной казни. От тебя будет зависеть ее жизнь. Но потом каждый раз надо будет ее помиловать. Надо беречь старую крысу: она ведь у нас одна.
А. де Сент Экзюпери
В девятиэтажном доме на окраине Кирова жил молодой безработный инженер Фома Баранов, высокий неразговорчивый парень. На досуге он занимался изобретениями в своем гараже.
Два месяца назад в ночном такси Фома случайно познакомился с Ксенией, своей попутчицей. Это была юная девушка с длинными черными волосами.
Фома и Ксения с первой встречи неосознанно влеклись друг к другу. Оказалось, что они любили одни и те же книги, смотрели одни и те же фильмы, даже в их внешности были сходные черты. Отношения стремительно развивались. Ксюша вскоре переехала к нему.
Однажды Фома отправился в гараж, распахнул скрипящую дверь, переключил рубильник, и мерцающая неоновая лампа осветила кирпичные стены. В центре стояла стиральная машина с антеннами.
Баранов долго не решался провести испытание этого изобретения, что-то в глубине души сопротивлялось. Наконец, Фома пересилил себя. «Мне нужны подопытные крысы,» – подумал он с ухмылкой, а затем поставил вокруг гаража ловушки. Не прошло и двух минут, как толстая мохнатая крыса попала в одну из них.
Фома видел в беспомощном животном опасную тварь, разносчика заразы. Он поместил крысу и старый кнопочный мобильник в глубокое черное ведро, затем взял смартфон, подключенный к стиральной машине, и набрал номер.
Мобильник в ведре через два гудка автоматически принял вызов, и мохнатый грызун прекратил свои попытки выбраться.
Изобретатель осторожно заглянул в емкость: крыса была мертва. «Сработало,» – с ужасом подумал Баранов, – «по крайней мере, на крысе». Он брезгливо выбросил животное, закрыл зеленую дверь гаража и пошел домой.
Так началась история, незаметно изменившая судьбы многих людей.
Бытие только тогда и есть, когда ему грозит небытие.
Ф. Достоевский
Стемнело. Ксюша с нетерпением ждала Фому на ужин. Она надела вечернюю пижаму, приготовила фирменное блюдо (сварила пельмени, купленные в супермаркете) и постоянно поглядывала в окно: не идет ли Фома. Наконец, он вернулся домой, держа в руках целлофановый пакетик с ее любимыми конфетами «Кис-кис».
После романтического ужина при свете единственной не перегоревшей лампочки Баранов поразил девушку неожиданным вопросом:
– Скажи, если бы у тебя была возможность безнаказанно убить любого человека, кого бы ты убила?
– Гнойного – злобного карлика, который хочет отыграться на студентах за то, что его в детстве окунали головой в унитаз, – в шутку ответила она.
Владимир Евгеньевич Гнойный (преподаватель колледжа, где училась Ксюша) был воплощением посредственности, но любил раздувать из ничего свое мнимое превосходство, словно напыщенный индюк. Полосатая кофта с протертыми рукавами, усы, как у Гитлера, неискренняя заискивающая улыбка – он выглядел одновременно и смешно, и жалко.
«Гнойный – обычный человек со своими недостатками, он не заслужил смерти,» – подумал Фома, – «гораздо опаснее те, кто захватывает школы, устраивает взрывы, провоцирует военные конфликты. Убить террориста – меньшее зло, чем позволить бандиту угрожать людям. Нужно передать телефон смерти Федеральной службе безопасности, они найдут применение моей машине в борьбе с терроризмом».
Фома позвонил в ФСБ, и приятный голос девушки-автоответчика зазвучал в трубке:
– Ваш звонок очень важен для нас. Если вы иностранный шпион – нажмите один; настучать на соседа – нажмите два; послушать песню «С чего начинается Родина» >1 – нажмите три. Если у вас другой вопрос, пожалуйста, озвучьте его после звукового сигнала.
– Я изобрел машину, с помощью которой можно на расстоянии убивать террористов по телефону.
– Ваш звонок был переадресован специалисту психиатрической больницы, оставайтесь на линии…
– Издеваетесь? Почему меня не воспринимают всерьез?!.
На следующий день Ксюша отправилась в колледж. Фома проводил ее на учебу, вернулся домой и включил свой старый ламповый телевизор. Ведущая новостей передавала срочное сообщение:
– Вчера, в 19:17 в зоомагазине на улице Ленина некто гражданин Шариков захватил в заложники пятнадцать человек. Террорист потребовал палку краковской колбасы и отрешение президента Владимира Крабова от должности. В своем поступке Шариков обвинил действующую власть, он также призвал все взять и поделить. Секретарь президента Носков дал комментарий: «Верховный правитель не видит смысла в переговорах с тем, кто в один ряд ставит колбасу и российский престол». Через 74 минуты полицейским удалось обезвредить Шарикова. Есть жертвы и пострадавшие >2.
«Как страшно жить, не зря профессор Преображенский советовал не читать утром советских газет,» >2 – подумал Фома.
– Переходим к сегодняшним новостям. Первого апреля два сотрудника частной военной компании> 3 «Сальери» получили ранения при столкновении с боевиками в сирийской пустыне… >4
«Идея! Я мог бы использовать свою машину, содействуя военным компаниям. Они тоже борются с террористическими угрозами. Может быть, там серьезно отнесутся к моей разработке».
Баранов набрал номер ЧВК «Сальери», но не знал как вести разговор, поэтому начал импровизировать:
– Здравствуйте. Хочу на вас работать.
– Нам требуются бойцы, готовые к длительным командировкам.
– Зачем командировки, когда мне достаточно поговорить с любым террористом по телефону, и он мгновенно умрет.
– Не надо тратить наше время на глупые шутки.
– Стойте! Я докажу вам свои возможности прямо сейчас.
– Одну минуту, пожалуйста, оставайтесь на линии.
Сотрудник, ответивший на звонок, был удивлен. Он не знал, как реагировать, и решил спросить совета у шефа, отставного майора ФСБ. Крепкий седой мужчина с военной выправкой немного подумал, нахмурив густые брови, а затем сказал:
– На всякий случай испытаем этого парня. В нашем деле следует использовать все возможности. Есть информация, что лидер несистемной оппозиции >5 Алексей Хабальный работает на Государственный департамент США >6. Американцы решили принести Алексея в жертву: убить на протестном митинге восьмого мая. Таким способом западные спецслужбы попытаются вызвать беспорядки и сорвать празднование Дня Победы; но если Хабальный умрет первого апреля, люди подумают, что это шутка, и беспорядков не будет. Пусть парень сегодня позвонит ему.