В начале лета в понедельник Олег Сергеевич Сомов приехал на работу точно к половине десятого утра, как делал это уже второй год после установления в его фирме периода стабильности и расцвета. На столе он обнаружил распорядок встреч на день, подборку свежих газет, стопку деловых писем и бумаги на подпись в специальной папке. Постучавшись, в кабинет вошла миловидная женщина лет сорока. Это была его секретарша София Сергеевна Ямпольская. Она поставила перед директором дымящуюся чашку с кофе и, без лишних слов, удалилась. Он считал это назначение одной из своих самых серьёзных удач в области подбора кадров. Сомов не стал, по примеру друзей, искать секретаршу по принципу «ноги от ушей», но выбрал человека с большим опытом работы, нерастраченным потенциалом и нешуточной (в виде пятнадцатилетнего сына на иждивении) мотивацией к труду. Так что, когда приятели Сомова, вдоволь налюбовавшись на своих куколок, путались в неграмотных документах и страдали от многочисленных накладок, Олег пожинал плоды профессионализма и добросовестности.
Сомов открыл папку и начал просматривать документы. Приказы по личному составу он подписывал не глядя, зная, что София липы не пропустит. С финансовыми документами было сложнее. Сам Сомов в финансах разбирался постольку поскольку, но главбух был родственником жены, и это вселяло уверенность и обеспечивало дополнительный контроль за денежными потоками.
Олег Сергеевич подписал все документы, и вышел прогуляться по фирме. Он любил пройтись по кабинетам, поздороваться с сотрудниками, узнать, как у них идут дела. Подобные походы, он слышал, добавляют авторитета и создают видимость демократического стиля руководства. Сомов выше среднего роста, полноват, одет в лёгкий светлый костюм. Светло-русые вьющиеся волосы тщательно уложены. На лице выделяются крупный с горбинкой нос и волевой подбородок. Наёмных работников Сомов старался уважать, платил неплохо. Чуть лучше, чем на аналогичных предприятиях. Но с собой на один уровень никогда не ставил. Соблюдать дистанцию превратилось у него из служебной необходимости во внутреннюю потребность.
В бухгалтерии директор заметил новую сотрудницу. На вид ей было лет восемнадцать. Худенькая, длинные тёмные волосы. Лица Сомов не рассмотрел. Девушка уткнулась в бумаги, быстро перебирала платёжки тонкими пальчиками. Наверное, эта та, о встрече с которой София сделала ему пометку на календаре. Обычно Олег Сергеевич всегда сам беседовал с новыми сотрудниками, даже с рабочими.
Сомов владел фирмой совместно с женой, Вероникой. Людей на ключевые должности подбирала, в основном, жена, и контролировала их сама, через нескольких устроенных на работу подруг. Сама Вероника не хотела руководить операционной деятельностью бизнеса. Управлять заводом по выпуску кирпича – не женское это дело! Она считала, что директором должен быть муж. А уж она его незаметно направит, подскажет, поддержит, и если надо – поправит! Денег на собственное дело им дал отец Вероники, Павел Семёнович. Последнее время он с тёщей, Лидией Максимовной, проживает в загородном доме и радуется жизни. А чего ему и тёще не радоваться? Дочь пристроена, внук Андрюша – загляденье, зять – сугубо положительный и работящий. Павел Семёнович был раньше высокопоставленным номенклатурным работником, но решил чуть раньше сойти с дистанции, чтоб сохранить здоровье и прожить остаток жизни в спокойствии, помочь обустроить жизнь своим детям. Он был бодр и крепок, находил пищу для ума в воспоминаниях и чтении газет, и рассчитывал ещё, минимум, на четвертачок. Кроме всего прочего, он любил зятя, деньгами не попрекал, свой жизненный опыт не навязывал, что Олег весьма ценил.
Сомов зашёл ещё в несколько кабинетов, а потом возвратился к себе. Через пятнадцать минут в кабинет заглянула София, сообщила, что для собеседования пришла новая сотрудница.
Девушка вошла в кабинет, тихо постучавшись, и остановилась у двери.
– Вы меня вызывали?
– Да. Проходите, пожалуйста, присаживайтесь! – Олег держал в руках её анкету, заполненную чётким ученическим почерком.
Новенькая быстро прошла и села за приставной столик для совещаний. Одета в чёрные свободные брюки, туфли на невысоком каблучке и красный джемпер. Присела на самый краешек стула, держа спину необыкновенно прямо. Глаза смотрели в пол.
– Полунина Анна Семёновна? – прочитал Олег и вопросительно посмотрел на новенькую.
– Да, – ответила Анна, не поднимая глаз.
– Я пригласил вас, так как наши корпоративные правила предполагают собеседование директора с новым сотрудником. Вы не против?
– Нет, – девушка быстро взглянула на руководителя.
Глаза её Сомов рассмотреть не успел, обратил лишь внимание, что они очень большие. Олег Сергеевич быстро пробежал анкету и выяснил, что Анне двадцать лет, она имеет неоконченное высшее образование, заочно учится на экономиста. Ранее нигде не работала, проживает с родителями, проблем с правоохранительными органами не имела. Цель в жизни – стать хорошим специалистом.
– Вы успели познакомиться с коллективом?
– С кем сижу в одной комнате.
– Вас хорошо приняли?
– Да.
– Объём работы, который вы выполняете, не утомляет?
– Нет.
– Кем работают ваши родители, если не секрет, конечно? – как можно тактичнее спросил Сомов.
– Мама – технолог на заводе, папа – мастер там же.
– Что за завод?
– «Красный октябрь».
– Романтичное название, не правда ли? – попытался пошутить Сомов, но девушка не отреагировала, лишь слабо улыбнулась, как будто хотела сказать: «Решайте сами, романтичное или не романтичное».
– А почему вы выбрали специальность экономиста?
– Проще на работу устроиться, вот и к вам в фирму взяли.
– А каковы ваши планы на будущее?
– Пока работать и учиться, а когда получу образование – видно будет.
– Скажите, а есть у вас какие-нибудь увлечения?
– Люблю читать, – немного подумав, ответила Анна.
Сомов задал ещё несколько вопросов, пытаясь её разговорить. Анна отвечала вежливо, но односложно. Он сравнил её с другими молодыми людьми, приходившими устраиваться на работу. Те настойчиво рекламировали себя, обещали свернуть горы, рассказывали, какие они креативные, предлагали рекомендации, бойко поддерживали беседу, шутили первыми. Полунина была совсем другой. «А она симпатичная, – подумал Сомов, разглядывая девушку. – Он сразу как-то и не заметил. Не яркая, но симпатичная. Выпуклый лоб, аккуратный носик, стройная фигурка!». Анна сидела и молчала.
– Ну что ж, – подвёл итог Сомов, – тогда всё. Если будут вопросы, проблемы – заходите, не стесняйтесь!
– Я могу идти?
– Конечно! – улыбнулся директор, – всего доброго!
Не дожидаясь, когда он произнесёт всю фразу до конца, Анна вскочила со стула и стремительно прошла к двери. Концы тёмных волос подлетали в такт шагам, худенькие руки размашисто резали воздух, отлетая от тела чуть в сторону. Дверь закрылась, и она исчезла. Сомов задумчиво смотрел на дверь с минуту, затем, ни с того ни с сего, улыбнулся, заходил по кабинету. Что-то шевельнулось внутри него.