Владимир Семенов - Трагедия Цусимы

Трагедия Цусимы
Название: Трагедия Цусимы
Автор:
Жанры: История России | Биографии и мемуары
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2019
О чем книга "Трагедия Цусимы"

Воспоминания В.И. Семенова (1867–1910) рассказывают о трагическом событии Русско-японской войны – Цусимском бое. Автор – офицер русского флота, раненный в ходе злополучного боя и попавший в японский плен, – на страницах книги описывает обстоятельства сражения, анализирует причины поражения и обсуждает вопросы морской тактики. Находясь в японском плену В.И. Семенов перевел на русский язык японскую брошюру «Великое сражение японского моря», которая дополняет настоящее издание.

Бесплатно читать онлайн Трагедия Цусимы


Капитан 1-го ранга Владимир Иванович Семенов

(1867–1910)

20 апреля исполнилось 60 лет со дня смерти капитана 1-го ранга Владимира Ивановича Семенова, талантливого морского писателя и летописца войны на море с Японией.

Свою мировую известность капитан 1-го ранга Семенов получил после издания несравненной трилогии: «Расплата», «Бой при Цусиме» и «Цена крови». Его правдивое и совершенно беспристрастное описание единственного в морской истории похода через три океана, этого крестного пути русского флота, и затем Цусимского боя было оценено единодушно всей критикой мира.

Его «Бой при Цусиме» был переведен почти на все языки культурных стран (к 1912 году перевод был сделан на английский – семь изданий, голландский, немецкий, итальянский, испанский, норвежский, финский, французский, шведский и японский языки).

Свою литературную деятельность, что мало известно даже среди моряков, Владимир Иванович Семенов начал еще задолго до японской войны. Участник подавления боксерского восстания и штурма Таку в Китае в июне 1900 года, он помещает в журнале «Нива» отдельные статейки, касающиеся этого периода. Затем выходит отдельной книгой («На Дальнем Востоке») сборник его рассказов о плавании Тихоокеанской эскадры у берегов Дальнего Востока, талантливо написанных и читаемых с большим интересом.

Наступает 1904 год, и начинается война с Японией. В чине капитана 2-го ранга Владимир Иванович Семенов назначается старшим офицером на крейсер «Боярин», но к моменту его прибытия в Порт-Артур «Боярин» уже погиб на мине. В.И. Семенов получает новое назначение – старшим офицером на крейсер «Диана», на котором он принимает участие во всех стычках с неприятелем, вплоть до боя 28 июля. В этом бою «Диана» получила серьезную пробоину, которая могла быть для нее роковой, но благодаря энергии и находчивости старшего офицера пробоину удалось заделать, и крейсер, прорвавшись сквозь линию неприятельского флота, благополучно достиг Сайгона, где и разоружился. Но сидение сложа руки на разоруженном корабле в нейтральном порту не улыбается такому энергичному человеку, жаждущему отдать свои силы на служение флоту и Родине. Он бежит из Сайгона, добирается оттуда в Либаву и назначается в штаб адмирала Рождественского, на «Суворов».

О своем положении в штабе адмирала и вообще на корабле Владимир Иванович пишет так (Семенов В.И. Бой при Цусиме. С. 26. Издание шестое, посмертное):

«Читатели “Расплаты”, конечно, вполне ясно представляют себе мое служебное положение на “Суворове”, положение довольно… неопределенное и не всегда приятное. Легализированный в должности флагманского штурмана, но никогда не исполнявший этой обязанности фактически, назначенный приказом адмирала заведующим военно-морским отделом, но никогда и близко не подпускавшийся к этому делу, неразрывно связанному с полной осведомленностью во всех наисекретнейших донесениях и переписках (мне часто не находили удобным сообщать даже того, что знал любой младший флаг-офицер), – я был… пассажиром, я сказал бы даже нежеланным пассажиром при штабе, оставленным по капризу адмирала, вообразившего, что мое шестимесячное пребывание в Порт-Артуре и участие в многочисленных делах и стычках с неприятелем дает мне право на звание “сведущего человека”, небесполезного в штабе, составленном из лучших людей нашего флота, изучавших военно-морское дело (тактику и стратегию) на курсах военно-морских наук при Николаевской Морской Академии, но никогда не нюхавших пороха шимозы».

Тяжело раненный в Цусимском бою в обе ноги и, кроме того, получивший еще несколько поражений мелкими осколками, контузий и ушибов, он был «переброшен» с уже совершенно искалеченного «Суворова» вместе с адмиралом и несколькими еще уцелевшими чинами штаба на случайно подошедший миноносец «Буйный» (капитан 2-го ранга Коломейцев). И только на «Буйном» около полуночи его нашел, почти без сознания и в луже крови, фельдшер миноносца подал ему первую медицинскую помощь. Затем, на другой день после «перегрузки с адмиралом» на «Бедовый» (капитан 2-го ранга Баранов), узнав в проблеске сознания, что решено миноносец сдать, капитан 2-го ранга Семенов выполз наверх, к мостику, и требовал, чтобы миноносец шел полным ходом. После такого усилия он снова впал в забытье и пришел в себе уже после сдачи корабля. Узнав об этом, он пытается застрелиться, зная, что в плену он рискует жизнью как сбежавший с разоруженного корабля и принявший вновь участие в военных действиях. К счастью, доктор вырвал револьвер, а японцы, отлично осведомленные, знали о его назначении на «Боярин», но его перевод на «Диану» остался им неизвестен. Они были весьма удивлены, каким образом из Порт-Артура он попал на вторую эскадру.

Четыре месяца Владимир Иванович пролежал в японском госпитале, по возвращении же на родину он был отдан под суд по делу о сдаче японцам миноносца «Бедовый». Суд его оправдал, но горькое чувство незаслуженной обиды осталось, и Владимир Иванович оставляет действительную службу и выходит в отставку.

Лечась на южном берегу Франции, он заканчивает свою знаменитую трилогию, давшую ему мировое имя среди морских писателей. Кроме того, его перу принадлежат еще следующие книги: «Адмирал С.О. Макаров», «Великое сражение Японского моря» (перевод с японского) и «Забытый путь из Европы в Сибирь», в которой описывается плавание Ледовитым океаном из Белого моря к сибирским берегам и развивается мысль, что этот забытый путь должен быть хорошо изучен и разработан, что даст возможность поддерживать сношения не только с берегами северной Сибири, но пользуясь многоводными реками, достигать ее внутренних центров, а также иметь прямой короткий путь в Тихий океан. И мне кажется, что именно эта книга Владимира Ивановича и ее идеи побудили советское правительство заняться изысканиями и разработкой этого забытого морского пути, произведенными за эти последние годы.

В книге «Флот и Морское Ведомство до Цусимы и после», он, как знающий морской офицер и горячо любящий свою родину патриот, сравнивает все, что делалось и делается, приводит цифры и, рассматривая все мероприятия, приходит к грустному выводу, что уроки войны, стоившие стольких жертв, не используются и все не только продолжается по-старому, но даже идет еще хуже.

Действительно, до прихода на пост морского министра адмирала Григоровича (порт-артурца и бывшего командира «Цесаревича»), что произошло уже после смерти Владимира Ивановича, дело воссоздания флота вперед не двигалось. Государственная Дума, не имея доверия к Морскому министерству, не отпускала необходимые для постройки кораблей кредиты. А на то, что имелось, строились корабли без заранее выработанного плана, по типу своему являвшиеся уже устаревшими (крейсера типа «Макаров»). А построенные на добровольные пожертвования миноносцы имели до смешного малую скорость в 25 узлов (на бумаге) и совершенно не отвечали требованиям современной морской техники.


С этой книгой читают
Чёткие хронологические дневниковые записи, оформленные литературным талантом Владимира Ивановича Семёнова, свидетельствующие о трагических событиях военно-морского флота во время Русско-японской войны, при жизни автора были переведены на девять языков. Но в России снискали порицание и не переиздавались с царских времен, хотя без упоминания автора входили и в научные труды, и в учебные пособия. Только спустя столетие они постепенно возвращаются к
Книга кадрового морского офицера капитана 2-го ранга Владимира Ивановича Семенова рассказывает о непростых для России годах Русско-японской войны (1904–1905). В основу произведения положены дневники военных лет. В настоящем издании публикуется первая часть воспоминаний «Расплата», рассказывающая о событиях 1904 г. Автор критически осмысляет действия русских войск и флота, разбирает действия командования и отдельных судов русского флота. Воспомина
К 420-летию Томска собраны работы победителей литературного конкурса «Томск. Это моя земля», организованного Федеральным центром гуманитарных практик РГГУ на базе Высшей школы журналистики ТГУ при поддержке журнала «Мир музея», программы «Другое Дело» президентской платформы «Россия – страна возможностей», Музея истории Томска. Легенды, созданные под девизом «Такое могло произойти только здесь», стали основой сценариев короткометражных фильмов дл
В своем новаторском исследовании автор показывает, что культ вождя народа, известный нам по фигурам Ленина и Сталина, зародился не в советское время, а весной и летом 1917 года. «Первая любовь революции» Александр Керенский стал первым носителем и отчасти изобретателем этого культа. Традиция монархической культуры не исчезла бесследно. Обогатившись традицией почитания партийных вождей, она возродилась в новом образе уникального вождя революционно
Мужская одежда XXI века проста и комфортна, но порой при взгляде на утилитарно одетых людей вокруг тоскуешь по элегантным образам конца позапрошлого столетия. Коллекционер старинной одежды Никита Оводков на примере самых ценных предметов своего собрания детально воссоздает костюм городского жителя Российской империи предреволюционных десятилетий.Что носили мужчины под своими черными сюртуками? Как справлялись с запонками и галстуками? Какой аксес
Романовы. История великой династииУдивительно, но тайна появления Рюрика на Руси до сих пор не разгадана. Поиски истины в этом вопросе нередко становятся предметом споров как историков, так и обычных россиян. Ведь великая династия правила этими землями на протяжении почти восьми веков. За это время наше государство развивалось, переживало территориальные, культурные и структурные изменения.Сценарист докудрамы "Рюриковичи. История первой династии"
Середина XVIII в. была в истории России расцветом эпохи авантюристов – бурной, безалаберной, бесшабашной. Эпохи заговоров, интриг, шпионажа, изощренных дипломатических поединков. Но и царица Елизавета Петровна вполне соответствовала своему времени. Кружилась в вихрях развлечений – и с горсткой солдат овладела троном. Упоенно танцевала, гонялась за модами – и в сложнейшей обстановке сумела удерживать страну от потрясений и катастроф. Строила дворц
Фантастическая документальная повесть о предшествующих Великой Войне событиях вселенной Fallout. Рассказывается о происхождении Анклава и его приведшей к Великой Войне деятельности.
Ироничное и веселое продолжение сказок для женщин. К персонажем предыдущих сказок прибавляются новые: Некий Злобищ, Могущественный Колдун, Розовая Прелесть, Дама де Ля Пакость… Интриги и Приключения!
Что делать если... Нет, не так. Все не так. И вообще, этого не должно было случиться! Как я, в другие миры не верующая, умудрилась так попасть? Причем, в прямом смысле этого слова. Ещё и бабушку с собой случайно прихватила. И мало того, что оказалась на отборе невест, где конкурсантки так и норовят подлость какую устроить. Так ещё и моя вечно неунывающая родственница умудрилась поменяться телами с одной из участниц этого самого отбора. Не самой м
500 золотых — огромная сумма для Рисы Меринтен. А чтобы их получить, нужно всего лишь поучаствовать в абсолютно безопасном целительском ритуале для сказочно богатого Нортреса Тиркенссана, живущего практически отшельником в уединенной усадьбе среди Аллиумских лесов.Отрезанный от мира дом в занесенном снегом лесу, восемь незнакомцев и неизвестное зло, забирающее их одного за другим.Что победит: темная магия или... любовь?Это история о тайнах