Людмила Усова - Три истории для одного актера

Три истории для одного актера
Название: Три истории для одного актера
Автор:
Жанр: Современная русская литература
Серия: Библиотека классической и современной прозы
ISBN: Нет данных
Год: 2022
О чем книга "Три истории для одного актера"

В книгу вошли театральные новеллы, истории для одного актера: «Мата Хари. Три бесспорных факта», «Диана де Пуатье. Мы будем вечно», «Валерия Мессалина. Пусть…». Известные персонажи истории, бессмертные души, когда-то жившие, страдавшие и теперь требующие поминовения и отпущения грехов. Автор дает свою версию каждой из этих судеб. Мата Хари женщина-ребенок, которая не сумела научиться жить без любви. Диана де Пуатье волшебница, из неуклюжего мальчика сделавшая поэта, рыцаря, достойного правителя своей страны. Мессалина слабая женщина, которая нашла в себе силы сделать выбор, достойный героя.

Бесплатно читать онлайн Три истории для одного актера


© Людмила Усова, 2022

© Общенациональная ассоциация молодых музыкантов, поэтов и прозаиков, 2022

От автора

Бог сохраняет всё;
особенно – слова…
И. Бродский

Под стеллажами моей домашней библиотеки есть особый ящик, эдакий закрытый гроб. Здесь лежат подаренные мне в разные годы труды доморощенных авторов: тощие поэтические книжицы, постные дамские романы, душеполезные сказки – горькие опыты честолюбивых неудачников. Не выбрасываю эту макулатуру в назидание себе. Каждый раз, смахивая пыль с «сафьяновых переплетов», вспоминаю чеховское: «Всякого только что родившегося младенца следует старательно омыть и, давши ему отдохнуть от первых впечатлений, сильно высечь со словами: “Не пиши! Не пиши! Не будь писателем!“».

И – Бог свидетель! – выпустить книгу я до сей поры считала для себя делом совершенно невозможным. Во-первых, потому, что всегда чувствовала себя – только и исключительно – читателем, человеком по другую сторону от небожителей, владеющих «золотым пером», особым даром говорить о простом, о сложном так, как я никогда не сумела бы сказать. Во-вторых, всю жизнь я была утомлена повседневной писаниной: лекциями, статьями, рецензиями, сценариями телевизионных передач и документальных фильмов.

Но так случилось, что много лет назад мы с коллегами-музыкантами организовали Театр камерной музыки. Я – музыковед-повествователь – должна была придумывать для каждого нашего концерта-представления «заданную тему». Вот тут и прорезался во мне редчайший дар: оказалось, что я актриса монодрамы, причем актриса недюжинного трагического дарования. Пишу это с улыбкой, вспоминая, как все эти «трагедии» и «драмы» мне приходилось делать для себя самостоятельно, буквально сшивать по кусочкам, как лоскутное одеяло. Текст не писался: он долго, порой мучительно долго, составлялся. Мне необходимо было в огромном количестве исторических, научных, художественных произведений найти самые точные слова, самые яркие и убедительные версии каждого эпизода жизни моего героя, чтобы говорить со зрителем, вводить его в трехмерное пространство своей игры, делать его свидетелем и участником захватывающих событий. Чтобы, глубоко поняв историю чужой жизни, он начал что-то важное угадывать про свою…

Я не писатель. Я всегда хотела быть адвокатом каждого героя каждого моего моноспектакля. Адвокатом, тщательно изучившим все «материалы дела». Адвокатом каждой бессмертной души, когда-то жившей, страдавшей и теперь требующей поминовения и отпущения грехов.

Мои первые наивные опусы, какие-то литературно-музыкальные композиции обрели со временем чистоту жанра. Участие в международных фестивалях спектаклей одного актера, общение с критиками, режиссерами, авторами, конкурсная борьба, возможность видеть лучшие работы лучших мастеров one man show со всего мира – всё это стало для меня высокой школой.

Мне дороги дипломы, награды, почетные звания. А как они украшали афиши! Но есть награда гораздо большая, награда полная, абсолютная. Кеннет Тайнан, выдающийся английский сценарист, писал: «Роман – это неподвижное целое, через которое нужно пройти; пьеса – подвижное целое, которое проходит через вас». И я имела великое счастье чувствовать эти «прохождения» через меня в зрительный зал, и в зрительном зале – потрясения, за которыми, собственно, люди и ходят в театр. Вот за это чудо, за эту великую награду – моя безмерная благодарность Судьбе.

Время летит быстро. Моё общение со зрителем закончилось, но… «Рукописи не горят», а это действительно рукописи: пожелтевшие страницы, исписанные чёрной гелиевой ручкой. И раз уж они «не горят», то, может быть, кому-нибудь пригодятся? Может быть, некий режиссер, актриса, ищущая материал для своего моноспектакля, найдут эту книгу полезной?

Поверьте, друзья, эти тексты я оставляю для вас с любовью, с огромной радостью быть, оставаться частью этого особого направления театрального искусства – монодрамы, где нет «четвертой стены», преграды между человеком на сцене и в зале, но есть и актерское мастерство, и искусство рассказчика, и симпатическая магия.

Вы увидите, что каждый текст разделен на эпизоды, между ними предполагаются музыкальные, шумовые вставки, ритмизующие действие, дающие ему «дыхание». Я с благодарностью вспоминаю всех музыкантов, которые в разные годы работали со мной на сцене, создавали музыкальный образ каждого спектакля. Спасибо за музыку!

Я не хочу утомлять вас ремарками: на сцене красивая молодая женщина и два стула. Нет! Ставьте так, как чувствуете, как позволяют вам фантазия и бюджет проекта.

Судьба нежданно-негаданно подарила мне встречу с молодым талантливым художником – Марией Маслинциной. Мне близко её вдохновенное погружение в тему, умение вникать в текст и бережно переводить его на язык изобразительного искусства, настойчивое трудолюбие. В её работах я вижу хорошую школу, вкус, стремление дойти до самой сути во всем, в каждой детали. Это дебют Марии в жанре книжной иллюстрации. И, на мой взгляд, дебют убедительный и многообещающий.

Людмила Усова

Моей семье, моим любимым мужу и сыну

Да, оркестр может выразить больше, чем скрипка, но есть вещи, которые в своем одиночестве способна передать только она.

Е. Водолазкин. Сестра четырех

Мата Хари. Три бесспорных

Спаси Господь от тех, кому я верю, – От тех, кому не верю, я спасен!

А. Апухтин
Камень, кинутый в тихий пруд,
Всхлипнет так, как тебя зовут.
…И назовет его нам в висок
Звонко щелкающий курок.
М. Цветаева

Персоналии:

Маргарита-Гертруда Мак-Леод, урожденная Зелле (7 августа 1876 г. – 15 октября 1917 г.) – дочь голландского шляпника из городка Леуварден. Сумела подняться на вершину европейского аристократического общества, под псевдонимом Мата Хари (впервые был использован 13 марта 1905 г.) как исполнительница экзотических танцев стала любимицей европейской элиты.

Выступала в королевском кругу, в доме барона Ротшильда, на сцене оперного театра Монте-Карло и знаменитого миланского «Ла Скала», гастролировала в Австрии, в Голландии, в Испании, на Сицилии, выступала на парижских сценах «Фоли Бержер», «Олимпия», «Трокадеро», «Одеон», «Аполло». Исполняла танцевальную партию в опере Ж. Массе «Король Лахора», её искусством были увлечены Марсель Пруст, Джакомо Пуччини, Федор Шаляпин. В 1908 году «Musica», журнал о художественной жизни Парижа, назвал Мата Хари «Звездой Танца».

Для богатых покровителей она была вожделенной и загадочной соблазнительницей, состояла в связях с рядом высокопоставленных военных, политиков и других влиятельных лиц. Во время Первой мировой вой ны арестована и расстреляна по приговору французского суда за шпионаж в пользу Германии.


Рудольф Мак-Леод (1 марта 1865 г. – 9 января 1928 г.) – голландец шотландского происхождения, потомственный военный; все мужчины рода Мак-Леод воспитывались в казарме и на плацу. Честный солдат, но человек неотесанный и жестокий, с двадцати лет служил в Голландской Восточной Индии.


С этой книгой читают
Lean project delivery (LPD) – это первая книга на русском языке по теме Lean construction™ . Это не учебник. Книга адресована всем, кто не являясь профессиональным строителем, пользуется услугами строителей для строительства частных или общественных зданий и сооружений. Андрей Глауберман – автор ряда методик, одна из которых приведена в книге.LPD – это альтернативная методология управления строительными и девелоперскими проектами со стороны заказ
Судьбы людей… Такие разные и непохожие друг на друга и в тоже время такие схожие в одном – в стремлении человека быть счастливым, найти свой путь в жизни, жить в гармонии с собой и с окружающим миром. Именно об этом рассказы, представленные в сборнике. Их герои – обычные люди, судьба которых не всегда добра и благосклонна, но каждый из них живёт так, как умеет, показывая иногда не самые лучшие свои стороны… Но это жизнь, и её нельзя переписать на
«Истории иркутских охотоведов. 50 лет вместе» – это вторая книга о людях, влюблённых в своё дело, о единомышленниках, о настоящем братстве. Её герои – это «неисправимые романтики, заядлые охотники и следопыты, большие любители природы, очень выносливые и неутомимые». Именно так охарактеризовал героев этой книги один из авторов. Знакомясь с этими удивительными людьми, их профессиональной биографией, вы откроете для себя необыкновенный мир охоты, у
Роман знакомит нас с молодой женщиной, одержимой своей работой. Мэри – талантливая охотница за головами, прибегающая порой к весьма нестандартным методам. Она успешна в своём бизнесе и обожает своих коллег, но в последнее время вдруг начинает понимать, что кроме работы у неё ничего нет. Что же мешает красивой, умной и талантливой бизнесвумен найти жизненный баланс? Что она скрывает ото всех и на что готова пойти, чтобы привести чаши весов в равно
В книгу вошли четыре сказки – «Про бедного Иванушку», «Про непутевую бабу», «Про Семена Ложкаря» и «Сказочка про непослушных детей». Книга содержит нецензурную брань.
В один миг её жизнь резко изменилась. В одно мгновение она потеряла всех, кого любила. Остались лишь жалкие воспоминания, каждый раз задевающие израненную душу. И каждый раз вспоминая, в голове проносились одни и те же слова: «Пламя, ты забрало из моей жизни всё, что я любила. Безжалостно оставило одну в угоду себе и этому миру. Почему я до сих пор хожу по этой прогнившей земле? Почему я до сих пор дышу этим отравленным воздухом? Скажи, почему я
«В какой-то момент, когда стало чуть полегче, он вдруг понял, что похож на курицу, которая, склоняясь над деревянным корытцем и вытягивая шею, погружает клюв в воду, а глотнув, обязательно потом запрокидывает головку назад, устремляя красновато-оранжевые глазки в небо. Так подсказала ему память детства, когда он приезжал в село к бабушке и дедушке, пока они были живы, и по их просторному двору вольготно расхаживали пеструшки – в Киеве на асфальте
У каждого человека есть прошлое и парадокс заключается в том, что чем дольше живёт человек, тем ближе становится для него это самое прошлое, он с любовью и нежностью вспоминает своё детство, свою юность, всё то, что так неумолимо исчезает и растворяется в дымке времени…
Мне жить одиноко и страшно. Меня окружает только неопределённость. Даже в церкви я не испытываю никакой уверенности, а ведь я хожу туда, чтобы общаться с Господом, получить от него уверенности в себе самой. Я улыбаюсь, но мне страшно жить. Мне страшно жить, но мне страшно и о смерти думать. Я верю в загробный мир, но боюсь смерти – как такое возможно? Здесь так много беспокойства! Всё вокруг обманчиво. Боль сильнее наслаждения, поэтому я думаю о
Новый год и Рождество – самое подходящее время для того, чтобы начать жизнь с чистого листа. Почему бы не сделать это в прямом и переносном смысле?Данную книгу переиздавать без разрешения автора запрещается.
Предрешена судьба и отыгрыш роли? И как узнаем мы сплетенных. Где ставится точка в творенье твоем? Границы где фантасмагории и повседневности ее? Стечением престранных обстоятельств рассказчик оказывается вовлечен в написание заказной книги. Берется он за странное поручение.Роман на грани современной прозы и традиций русской словесности.Роман публикуется в авторской редакции. Книга содержит нецензурную брань.
В мрачном и разрушенном городе, погруженном во тьму и отчаяние, герой нашего рассказа, скиталец, сталкивается с ужасом и тоской, которые охватывают его сердце. В окружении затопленных домов и развалин, он встречает смутное отражение своей души. В этой истории описывается его путь в поисках света и надежды, в окружении абсурда и безвременья. Это история о борьбе с безысходностью и потерей, о стремлении найти смысл в мире, окутанном забвением.