Первая картина
Просторное помещение, каким может быть приемная в офисе серьезной компании или холл солидного отеля. В глубине большое окно. Уютные кресла, искусно вписанный в интерьер бар-холодильник, столик со стопкой журналов, стойка-ресепшен. Входных дверей три: одна справа, вторая слева, третья – воображаемая, смотрит на зал. Еще одна дверь, внутренняя, видимая из зала, ведет в ванную комнату с туалетом.
Первым на сцене появляется ПРОМЫШЛЕННИК. Он войдет туда через ту самую, воображаемую дверь со стороны зала, поднявшись к ней из партера по небольшой лесенке.
Занавес при этом может быть открыт или закрыт, не важно. Перед ним – «закрытая дверь» – назовем ее «дверь № 1» и он совершает все манипуляции, типичные в таких случаях: нажимает на кнопку звонка или стучит в дверь, ждет реакции, не дождавшись, вновь звонит или стучит, отходит на шаг, чтобы свериться с номером квартиры или с именем на дверной табличке, и, в конце концов, решается войти. Поворачивает воображаемую ручку двери и проходит в комнату.
Промышленник. Разрешите?.. Можно войти?.. (Нарочито громко кашляет). Войти можно?.. Есть, кто живой?.. (Видно, что он обескуражен, но быстро берет себя в руки и открывает одну из дверей, заглядывает за нее). Здесь никого… (Вторая дверь – тот же результат). Тоже никого… (Кричит). Здесь есть кто-нибудь? (Открывает дверь ванной комнаты). Оппля, здесь и туалет!.. (Быстро закрывает дверь, затем, передумав, открывает). Не занято?.. Тогда извините… (Входит в ванную и закрывает за собой дверь).
Пауза. Раздается стук. Теперь в дверь, которую мы будем называть «дверь № 2». Естественно, никто не отвечает. Стук повторяется, и после третьей попытки в дверь робко заглядывает КАПИТАН (в штатском).
Капитан. Разрешите войти?.. Можно?.. Нет что ли никого?… (Проходит в комнату, оглядывается по сторонам и тоже громко кашляет). Простите… можно войти? (Видно, что и он растерян и слегка нервничает. Подходит к двери, которая у нас будет «дверью № 3», открывает ее, вновь закрывает. То же самое проделывает с «дверью № 1». Наконец, тянет за ручку дверь ванной комнаты: она приоткрывается, но тот час захлопывается, с силой притянутая изнутри.
Промышленник (из-за двери). Занято!
Капитан. Пардон! (Со вздохом облегчения отходит и, успокоенный, ждет, когда крикнувший появится из ванной. Насвистывая, оглядывает помещение, делает несколько физических упражнений явно из военного репертуара. И вот, звук спускаемой воды, дает ему знать, что его ожидание подходит к концу.
С жестом удовлетворения). Ну, слава Богу! Давно пора…
Из ванной комнаты с довольным лицом выходит Промышленник, увидев Капитана, останавливается на пороге.
Промышленник. Простите… я спрашивал разрешения… мне никто не ответил, и я вошел… А пока ждал, решил воспользоваться…
Капитан. Да нет проблем! Для чего…
Промышленник. Вы обо мне?
Капитан. Нет, о сортире… то есть, о туалете. Я хотел сказать, для чего тогда он предназначен, как не для этого.
Промышленник. Ох, прошу прощения! (Освобождает путь в ванная комната, придерживая дверь рукой).
Капитан. За что?
Промышленник. Я подумал, что и вы…
Капитан. Нет-нет, спасибо. Нет нужды! (Подождал, когда Промышленник закрыл дверь). А вы… наверное, синьор Ансельми.
Промышленник. Нет.
Капитан. Тогда пардон. А где синьор Ансельми?
Промышленник. Не знаю. Я его и в глаза-то никогда не видел.
Капитан. А вы, простите…
Промышленник. Я… у меня здесь назначена встреча…
Капитан. Случайно, не с синьором Ансельми?
Промышленник. Нет, у меня встреча с… с дамой.
Капитан. Пардон!
Промышленник. В каком смысле, пардон?
Капитан. В том, что перед вами джентльмен. Когда при мне упоминают даму, я всегда говорю: пардон! Уважение к даме и галантность в крови армейских офицеров, дорогой синьор… какие бы гадости о нас, военных не говорили.
Промышленник. А-а, так вы офицер.
Капитан (щелк каблуков и резкий кивок головой). Так точно. Спецслужбы нашей доблестной армии. Сапер. В настоящее время – в запасе. Что не отменяет таких качеств, как галантность и уважение к даме.
Промышленник. Вы только не подумайте, что я… Эта дама…
Капитан. Пардон!
Промышленник. Подождите, дайте закончить… Эта дама…
Капитан. Пардон, пардон.
Промышленник. Я хотел спросить… эта дама уже здесь или нет?
Капитан. Дама?
Промышленник. Да. Синьора Аннализа… Вы, случайно, не знаете, она уже пришла?
Капитан. Интересное дело! Мне-то откуда это знать?
Промышленник. А разве вы не?… Простите, я принял вас за владельца этого…
Капитан. Я сам здесь впервые!
Промышленник. Да? Тогда, пардон, с какой стати вы суете свой нос в чужие дела?
Капитан. Я?! Я просто сказал, что…
Промышленник. У меня здесь свидание с дамой. Эта дама еще не появилась. Значит, я буду ее ждать.
Капитан. В таком случае я составлю вам компанию. Потому что и у меня тоже здесь свидание… с синьором Ансельми… Который тоже еще не пришел. Я подожду его… А я было подумал, что вы имеете отношение к этой фирме.
Промышленник. К какой фирме?
Капитан (обводит рукой комнату). К этой вот.
Промышленник. Но это не фирма. Это… пансион.
Капитан. Пансион?! Разве это не офис «Инфомака»?
Промышленник. Какого еще «Инфомака»?
Капитан. Это восьмой этаж?
Промышленник. Восьмой, но…
Капитан. И здесь не «Инфомак»?
Промышленник. Абсолютно верно. Здесь пансион «Аврора»… (Видит, что Капитан спешит к «двери № 1). И не ищите вывески на двери. Я уже смотрел. Ее нет. Поверьте, это пансион «Аврора».
Капитан (достает из кармана конверт и читает адрес). Улица Кавалледжери, дом один.
Промышленник. А-а, вот в чем дело! Тогда все понятно. Вы ошиблись адресом. Это площадь Кармине, дом два.
Капитан. Не может быть! Вы уверены?
Промышленник. Более чем.
Капитан. Черт побери! Тогда понятно, почему не видно синьора Ансельми. Если я сам ошибся адресом, глупо рассчитывать на то, что он может найти меня здесь, да еще в точно назначенное время. Да-а, хорошенькое дело! Странно, как я мог так проколоться! Обычно с адресами у меня никакой путаницы… Дату или время я еще могу перепутать, но чтобы адрес… Но факт остается фактом, опростоволосился. (Промышленнику). То-то, мы не могли понять друг друга… у вас тут тет-а-тет с вашей подружкой…
Промышленник. Выбирайте выражения!..
Капитан. Пардон, пардон! Завидую, знаете ли. У меня ничего пикантного, будоражащего кровь. Синьор Ансельми всего лишь поставщик оборудования для утилизации тюбиков от зубной пасты. Так что наши с вами интересы очень далеки друг от друга. Вы счастливчик!
Промышленник раздраженно смотрит на часы.