Творческая личность – это совершенно особенное явление жизни. И не только с точки зрения индивидуальной психологии, но и с точки зрения социальной психологии, с позиции общественных и государственных интересов. Данная работа не претендует на абсолютную оригинальность. Ибо, многие мысли, в той или иной фрагментарной манере, уже были высказаны некоторыми классиками психологии и философии. Не говоря уже о различных мудрецах в течение последних двух с половиной тысяч лет. Хотя, конечно, работ, объединяющих в себе одновременно и психологические, и философские аспекты бытия, в том числе, бытия творческой личности не так много.
Одна из основных задач написания данной работы заключается в фундаментальной систематизации информации, возникшей у автора после осмысления более двухсот трудов классиков психологии и философии. А также в ходе сорокалетних наблюдений, исследований и экспериментов преимущественно психологического характера. В работе сделана попытка осмысления творческой личности с четырёх направлений или в четырех плоскостях – интеллектуальной и психологической, духовной и эстетической. Глубина погружения в каждое из этих направлений весьма различима. Хотя, конечно, у автора присутствовало намерение сделать его по возможности примерно одинаковым. Но все рассматривается в четкой и конкретной взаимосвязи друг с другом. Ибо, только такая комплексность и способна дать объективную и объемную, многогранную картину реальности.
В ходе анализа более пятисот известных творческих личностей была сделана попытка выявить общие закономерности психологии и философии их бытия. Много размышлений было и о собственной личностной и творческой сущности. Их результаты тоже вошли в работу.
Те места, где автор проявляет вполне определённую категоричность и некоторый чисто внешний максимализм, являются не плодом его фантазии и воображения, а результатом длительных и интенсивных размышлений. И, как выяснилось, они практически полностью совпадают с мнением мудрецов последних двух тысяч лет истории человечества. Не говоря уже о классиках психологии и философии. Упоминание о последних связано лишь с чисто логическими соображениями автора. И никак не свидетельствует о его стремлении попасть в классики или мудрецы. В самом идеальном случае, автору может удастся внести свой небольшой и скромный вклад в психологию бытия. Путем создания более многогранной и более целостной картины некоторых явлений жизни высокой степени сложности. С учетом определенных тенденций современности вообще, и в нашей стране, в частности.
Данная работа – это лишь шестой объемный труд в творчестве автора. Некоторые отдельные и частичные повторения не имеют специального и сознательного намерения, а вызваны лишь определенной взаимосвязью некоторых аспектов, анализируемых автором, между собой. А с другой стороны, некоторые повторения лишь подчеркивают особую актуальность тех или иных аспектов анализа. А также элемент их фундаментальности и глобальности. Каждый отдельный небольшой аспект характеризуется лишь средней степенью (в некоторых случаях – небольшой) погружения в тему. Ибо, учитывая количество анализируемых аспектов, автор не хотел из одной работы делать большой многотомник.
В человеческом обществе сложилась, к сожалению, весьма своеобразная тенденция: доминирование основной массы людей обычного и посредственного типа над небольшой группой особенно способных и талантливых людей. С одной стороны, талантливый человек достаточно неглуп. А с другой стороны, нередко отличается повышенной скромностью, мягкостью характера, отсутствием наглости и хамства, навязчивости и назойливости, неумением пробивать стены головой и идти к своей цели (пусть даже и самой замечательной) по чужим головам. Творческие люди по своей изначальной сути, в большинстве своем, имеют несколько (а нередко и значительно) заниженную самооценку в силу наличия многочисленных и разнообразных сомнений и колебаний. Естественных и закономерных для творческих людей. Они, хотя бы интуитивно чувствуют, что их способности и таланты, не зависимо от их реальной величины, весьма далеки от абсолютного идеала. И именно поэтому не особенно претендуют на свое отдельное и особое место под солнцем. И в этом нередко заключается их тактическая и стратегическая ошибка и психологического, и философского плана. Ибо, они относятся к своим способностям и талантам, как моменту лишь их личной собственности. В то время как, на самом деле, любой талант имеет большую общественную и государственную ценность. В отдельных, особо выдающихся случаях, еще и общечеловеческую.
Не говоря уже о том, что гении и истинные аристократы ума и души – это достояние не только человечества на Земле, но и всей разумной Вселенной. И, если говорить, чуть упрощая суть дела, то последние две категории людей, в частности, их ум и душа – это собственность Высших сил Вселенной. И не больше, и не меньше. И это не абстрактная теоретическая аллегория. Это четкий и конкретный элемент философии Бытия вообще, и человеческого, в частности. Об этом уже писали многие мудрецы две тысячи лет назад. Не говоря уже о некоторых классиках психологии и философии. Иначе говоря, никакой Америки автор не открывает. Ни этой мыслью, несколько необычной и непривычной для большинства людей, в том числе творческого типа, ни любой другой, изложенной в этой работе. Собственно, желания такого у автора и не было. Важно было изложить свое личное понимание как можно большого числа моментов, связанных с творческой личностью и в как можно большей степени.
Безусловно, работа предназначена для людей, способных интенсивно и продуктивно мыслить, а также для тех, кто особенно любит это делать. Иначе говоря, для интеллектуалов среднего и высокого уровня. Поэтому автор приносит свое извинение всем прочим читателям, для которых эта работа покажется принципиально неудобоваримой. Могу только с вполне определенной уверенностью сказать, что дополнительные усилия, потраченные на конструктивное и продуктивное освоение этой работы, не будут напрасными. Эта работа поможет им более четко систематизировать свои знания о творческой личности, а также взглянуть под новым, несколько непривычным ракурсом на уже давно известные явления жизни. В некоторых случаях, не исключена возможность некоторого наполнения информационного багажа читателя и некоторая коррекция его мировоззрения по отдельным моментам.
Хотелось бы, чтобы люди творческого типа хотя бы чуть-чуть больше понимали свою истинную ценность, чтобы любить и уважать себя должным образом. Часто принципиально в большей степени. Тем, кто и так отличается повышенной самоуверенностью и самовлюбленностью, эта книга, по большому счету, не нужна. Ибо, их низкий уровень самокритичности не позволит им увидеть для себя в этой работе что-то ценное и полезное, интересное и оригинальное.