Опять дорога, но уже домой, бегу, куда? Зачем? Поймут ли меня там, откуда я убежала как школьница… Смешно- бегство от себя, по детски, ровно так же, как тогда, -вспомнились сюжеты моего детства.
Помню, как подростками не считая километров бегали к памятнику Айша -Биби и Карахана, хотя сейчас 18 километров от города, кажется без транспорта не пройдёшь. Я восторгалась их историей любви – этой истории более тысячи лет, а к ней всё так же бегают девчата и склоняют свои головы молодажёны. Чем же не- Ромео и Джульета? Как можно забыть такую красивую историю любви?! Нет я помню, и пуcть она счастья не принесла никому из названных героев, всё же, люди верят в придание и по сей день, что побывав на их месте погребения, не смотря на трагедию влюблённой пары, она принесёт им счастья. Этой легендой я поделилась со своей новой попутчицей, которая не отрываясь смотрела в окно поезда в надежде увидеть купола свещенного места погребения Айши -Биби и её возлюбленного. Светлана, так звали молодую девушку отправляющуюся на практику в наш славный зелёный городок. Света была на несколько лет младше и слушала меня с открытым ртом. Наивная девочка напомнила мне меня. Да она и внешне была чем то схожа со мной, или же мне просто так казалось, но с ней я нашла общий язык и без задней мысли, дала ей свой адрес проживания.
Выйдя из поезда к ней тут-же подскочил парень, желающий помочь донести ей её багаж. Света отнекивалась, но он был настойчив и выхватил её чемодан, наблюдая за происходящим я столкнулась с ним и я узнала в нём Андрея. Я окликнула его, но тот исчез в потоке людей. Я подошла к Свете, которая в растерянности стояла на пироне вокзала и смотрела в сторону негодяя. Было понятно, что ей нужна моя помощь. После посещения полицейского участка, куда мы прибыли и задержались там на пару часов, мы отправились ко мне домой. Света чувствовала себя отвратительно, мне казалось она вот, вот упадёт от усталости.
Да, и в нашем городке случаются такие вещи, но почему опять со мной, спрашивала я себя, опять я в центре события, такое ощущение, что кроме меня на этой планете нет людей, и я обречена быть если не жертвой, то свидетелем. Но да ладно, я уже привыкла к моим постоянным толчкам судьбы, но Света была к ним не готова. Разве могла я отпустить девочку без ничего, усталой и потрясённой следовать своему маршруту, конечно же -нет.
Я открыла двери своим ключом и вошла на цыпочках держа руку своей гостьи открыла дверь своей комнаты. После водных процедур мы долго не могли уснуть от переизбытка чувств. И Света ещё раз попросила меня вторично рассказать легенду Айша- Биби, которая началась так:
– «Молодой правитель Карахан с первого взгляда влюбляется в луналикую Айшу. Красавица Айша была дочерью знатного богача – Хакима. Юная красавица ответила ему взаимностью. Но её отец отказывается выдавать замуж свою дочь за Карахана, так как тот был не очень знатного рода. Ведь не о таком зяте мечтал тот. В глубокой печали возвращается Карахан на родину – земли его рода находились на территории современного города- Тараза. Узнав о побеге дочери, её отец восклицает в гневе: «Шесть рек ты перейдёшь, а седьмую перейти не сможешь. Лишь издали будешь видеть шапку своего жениха, но ближе не подойдёшь!». Так, один день пути сменялся другим, за рассветом приходил закат… Айша перешла шесть рек на пути к своему счастью, но перед седьмой рекой -«Аса», остановилась, вспомнив заклятье отца она всё же отважилась перейти это препятствие. Сойдя с коня, она хотела только освежиться, умыть лицо в родниковой воде. Сняв головной убор, она положила его на землю в которую заползла змея. Айша вздохнула с облегчением и взяла убор в руку, та ужалила Айшу. Укус оказался смертельным. Зная о приближающей смерти, Айша послала весточку Карахану. Он немедленно приехал вместе с имамом, чтобы сочетаться браком с Айшой. После проведения обряда -неке, Карахан взял на руки умирающую Айшу и три раза прошептал ей на ухо: «Айша, теперь ты стала моей женой!». Это были её последние минуты жизни. Заклятье отца сбылось. Потрясенный и убитый горем Карахан приказал воздвигнуть на могиле своей возлюбленной мавзолей. На высоком холме. Создав шедевр средневекового зодчества, тем самым вписав имя Айши в вечность. Когда её няня Бабаджа умерла, девушку похоронили недалеко в отстроенном мавзолее, ведь преданность госпоже не знала границ.
Карахан прожил долгую жизнь, хотя и не был верен телом своей Айше, имея несколько жён, но его душа была верна только ей одной. Умирая Карахан батыр завещал похоронить его в таком месте откуда был бы виден мавзолей Айши.
Сегодня к мавзолею приходят женщины просить о супружеском счастье и материнстве. Все невесты, побывавшие здесь, говорят, что испытали необыкновенное воздействие той ауры, которая исходит от резных стен мавзолея. В древности звуки и голоса в строении отдавались эхом на расстоянии 50—100 метров, а в ветреный день можно услышать органную музыку.
По преданию, после смерти Айши Карахан каждое утро приходил к мазару своей возлюбленной, неся в кувшине пять красных роз. Так на Востоке признавались в любви…«Это лишь одна из версий легенды о степном романе влюблённых, но эта есть самая красивая трактовка, о этой легенде знает почти каждый школьник Тараза, из учебников истории Казахстана «Священные места на Великом Шёлковом Пути»…. И как бы её не трактовали людские языки, факт о преданности и любви остаётся действительностью.
Утро, моё родное, любимое и нежное снова гладит меня по моим плечам и голове, я встала первой, в то время когда моя гостья крепко спала. Выглянув в окно я наслаждалась родным взору местам.
Мой дом родной, как же давно я тут не была, и всё теперь кажется по другому-обстановка, и сам дворик уже не кажется таким убогим, после поездки в Шу. Я успела по нему соскучиться, по этому аромату медовых дынь на нашем зелёном базаре, по манящему запаху пряных трав в зимнем павелионе рынка, ну разумеется скучала и по своим близким. О том, что по мне скучала моя мамочка, сомнений нет, отругает свою непутёвую дочь и обнимет своими мягкими, тёплыми руками, которые я помню с детства. Да и это уже совсем не важно, главное, что она меня поймёт и простит, хотя и она уже не столь строга ко мне, как мне казалось в детстве, но теперь мне этой – её строгости порой и не хватает.
Время стало сложное, и почему должно было всё сломаться не понимаю. И мой мир в котором я жила до сих пор стал тускнеть. Казалось, я отсутствовала всего ничего, а столько перемен вокруг. Я не политик, но эпоха того времени была мне по душе. Мы и не знали, что придёт время, когда и на улицу то страшно будит выйти. Разруха, меж национальная рознь, а ведь мы все были одной огромной страной, и не тыкали друг на друга пальцем, не старались выделить себя из общей массы, мы все как то уживались вместе, а теперь?