Валерий Солдатенко - Украинско-российские взаимоотношения в 1917–1924 гг. Обрушение старого и обретение нового. Том 2

Украинско-российские взаимоотношения в 1917–1924 гг. Обрушение старого и обретение нового. Том 2
Название: Украинско-российские взаимоотношения в 1917–1924 гг. Обрушение старого и обретение нового. Том 2
Автор:
Жанры: История России | Документальная литература
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2021
О чем книга "Украинско-российские взаимоотношения в 1917–1924 гг. Обрушение старого и обретение нового. Том 2"

Второй том издания, посвященного исследованию истории украинско-российских отношений, хронологически охватывает события с конца 1918 г. по январь 1924 г. Раскрывается содержание сложных разнонаправленных процессов, в решающей степени предопределявшихся различием социальной природы украинских государственных образований – Украинской Народной Республики и Украинской Социалистической Советской Республики. Раскрываются сущность и результаты объединительного движения за создание Союза Советских Социалистических Республик, дается оценка исторического феномена.

В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Бесплатно читать онлайн Украинско-российские взаимоотношения в 1917–1924 гг. Обрушение старого и обретение нового. Том 2


© Солдатенко В. Ф., текст, 2021

© Издательство «Директмедиа Паблишинг», оформление, 2021

* * *

VII. Метаморфозы новых сближений и дистанцирований с РСФСР

1. Возрождение УНР и упущенный шанс мирного соглашения с Москвой

Установившийся в 1918 г. оккупационно-гетманский режим не только не имел сколько-нибудь широкой и прочной поддержки в народных массах. Совершенно наоборот. С первых же дней государственного переворота нация, народ их основные страты – крестьяне, рабочие, интеллигенция оказались решительными противниками нового правопорядка, избранного курса, репрессивной практики[1].

Общую ситуацию в Украине можно характеризовать как эскалацию внутренней войны. Придерживаясь брестских договоренностей, руководство РСФСР (и партийное, и советское), по существу дистанцировались от событий в Украине. Конечно, то, что происходило на территории ближайшего соседа, не могло не интересовать, не волновать. Но выбора не было: оставалось одно – наблюдать, сочувствовать и ждать.

Единственное, что выходило за рамки такой позиции, за исключением моральной поддержки, идейной солидарности, это материальная помощь бастующим железнодорожникам по линии профсоюзов, или в редких случаях – восстававшим против режима крестьянам[2]. Имевшая огромное военно-техническое преимущество австро-германская военщина вместе с гетманской вартой (охраной) беспощадно, кроваво расправлялись с теми, кто проявлял свой протест[3].

Однако, несмотря ни на что, энергия недовольства, нетерпимости, нарастающей враждебности быстро накапливалась, ища своего выхода. С неотвратимостью нарастало общенациональное восстание. И оно началось в средине ноября 1918 г.

События в Украине с конца 1918 г., с одной стороны, безусловно, можно отнести к феномену революций. Их содержанием была кардинальная смена политического режима. Гетманат, как исторический анахронизм, отправляли в небытие. Однако он не сдавал свои позиции не то что без боя – без масштабного военного сопротивления. И силы, стремившиеся к политическому Олимпу (прежде всего, национально-демократический лагерь и советский лагерь, возглавляемый коммунистами) вынуждены были достигать цели, втягивая в активные военные действия огромные массы, армии, открывая фронты, совершая крупные операции и т. п. действия, характерные именно для Гражданской войны. Однако низвержением ненавистного гетманского режима дело не завершалось. Оба лагеря тут же переводили взаимную конфронтацию в военное противоборство друг против друга.

В эти процессы с неизбежностью втягивались и украинские силы региона, до определенного времени пребывавшего в состоянии некоего выжидания – Западной Украины. И достижение их региональных целей оказалось также с первых же дней напрямую сопряженным с вооруженной борьбой, вливающейся в водоворот Гражданской войны.

Бесспорно, борьба революционных сил против гетманского режима П. П. Скоропадского и его иностранных союзников оказалась мощной силой, мешавшей гетманской власти укрепиться и действовать согласно собственным планам. Конечно, в этой борьбе украинская патриотическая элита и массы, как собиравшиеся под ее лозунгами, так и консолидировавшиеся вокруг радикальных лозунгов большевиков, испытывали, «проверяли» себя и убеждались в способности решать масштабные политические задачи, наконец, в готовности ликвидировать контрреволюционное господство. На этой почве появились планы организационной подготовки к решающим сражениям, которые бы предопределили возвращение на революционный путь, возрождение демократической государственности.

Констатируя нарастание практически общенационального сопротивления контрреволюционному диктаторскому строю, П. Христюк в итоговом анализе ситуации, сложившейся осенью 1918 г. отмечал: «Гетманщина не имела правдивой опоры ни в одном общественном слое Украины. Льнули к ней более или менее искренне только некоторые мещанские и сельские кулацкие элементы, которые хотели видеть в Гетманщине охрану своих мелкобуржуазных классовых, социально-экономических, а вместе с тем и национально-культурных интересов. Да и эти элементы в итоге были в определенной своей части вытеснены в лагерь враждебных гетманщине сил острой крупнобуржуазной классовой политикой гетманского правительства и позже даже принимали определенное участие в свержении генер. Скоропадского. Помещики и капиталисты, организацией которых собственно и была гетманщина, использовали и ценили ее как аппарат классового господства, как средство эксплуатации и порабощения трудящихся украинских масс, однако относились к ней откровенно враждебно, как к форме украинской государственности: эту последнюю форму они терпели только под принуждением международных обстоятельств и поражения буржуазии в Московии, считая ее временной и используя ее как организационный центр для борьбы с Советской Россией и революцией во всероссийском масштабе.

Что же касается активных врагов, которые готовы были каждую минуту подняться против гетманщины, то их было больше, чем имел когда-либо любой иной режим. Первой и самой грозной силой были украинские трудящиеся – малоземельные и безземельные крестьяне и рабочий класс, особенно первые. Крестьянские восстания как мы уже видели, не утихали ни на один день; они то замирали, переходя к борьбе небольшими партизанскими отрядами, то разворачивались и охватывали широкие просторы и создавали многотысячные армии. Часть повстанческих отрядов со временем превратилась в постоянные, подобные регулярным воинские части; некоторые из последних, не имея возможности сопротивляться наступлению немецкого войска, позже организованно перешли на территорию Советской России. Непосредственное участие в этих восстаниях в качестве руководителей принимали УПСР (главным образом левое течение) и члены Крестьянского Союза; участвовали в них, как отдельные лица и российские большевики на Украине, но они не были связаны организационно ни с УПСР, ни с Крестьянским Союзом»[4].

Кроме того, осенью 1918 г. перспектива сохранения гетманщины стала еще более призрачной из-за маневра силы, которая долгое время поддерживала режим. «Силой этой была московская социал-демократия, увлеченная идеей воссоздания «единой великой России». Развила она свою «боевую» акцию только в последние два месяца гетманщины, когда появились надежды на военную помощь Антанты. После планов этих московских социалистов (с.-р., с.-д., народников и т. д.), которые опирались на российское монархическое офицерство, на весь этот добровольческий сброд, засоривший всю Украину при гетманщине, генер. Скоропадский должен был быть свергнут как «сепаратист» и «враг единой России», Украинская Держава ликвидирована и положено начало с помощью «верных союзников» наступлению на Советскую Россию. С этой целью проводилась организация военных добровольческих частей, а также велись дипломатические переговоры с представителями Антанты в разных европейских центрах. Объявление ген. Скоропадским федерации с Россией и выдвижение им лозунга совместной борьбы за «единую Россию» вполне сбило с толку эту группу. Когда началось восстание Директории против гетманщины, московские «социалисты» не знали уже, что им делать: реакционер генер. Скоропадский был их естественным союзником в борьбе за «единую великую Россию», и было безрассудством выступать против него вместе с украинским крестьянством и пролетариатом за ненавистную этим «социалистам» Украинскую Народную республику»


С этой книгой читают
Эта книга об одной из самых выдающихся личностей украинства ХХ в., одаренной фигуре общественного движения с неповторимо яркой и одновременно трагической судьбой.Пылкий патриот Украины и безгранично преданный интернациональной революции борец – Николай Алексеевич Скрыпник – оставил после себя самобытное творческое наследие и такой след в истории, на который был способен не каждый.В жизни, деятельности и даже смерти Н. Скрыпника с чрезвычайной рел
В книге предлагается современный научный взгляд на проблему формирования украинско-российских отношений в переломную историческую эпоху, когда решительно рушились вековые общественные порядки, закорененные традиции и шел поиск новых основополагающих принципов, политико-правовых, государственных моделей общежития и деятельности двух великих славянских народов. На объемном документально-фактологическом материале поэтапно, детально прослеживаются, а
В монографии предпринята попытка современного анализа основных событий в Украине революционной эпохи (1917–1920) во взаимосвязи с обоснованием в исторической литературе последних лет концепций Великой российской и Украинской национально-демократической революций, а также с учетом других историографических подходов и трактовок, их оценок. Научно подтверждается органическая взаимосвязь определяющих аспектов социальной борьбы и национально-освободит
В кратком очерке предпринята попытка на строго документально-фактологической основе проследить тенденции, сущность, характер взаимоотношений между возникавшими в годы революции и Гражданской войны (1917–1921) национально-государственными и административно-территориальными образованиями – России, Украины и Крыма.Анализируется процесс образования Крымской Автономной Социалистической Советской Республики (1921).Для всех, кто интересуется нашим прошл
Мужская одежда XXI века проста и комфортна, но порой при взгляде на утилитарно одетых людей вокруг тоскуешь по элегантным образам конца позапрошлого столетия. Коллекционер старинной одежды Никита Оводков на примере самых ценных предметов своего собрания детально воссоздает костюм городского жителя Российской империи предреволюционных десятилетий.Что носили мужчины под своими черными сюртуками? Как справлялись с запонками и галстуками? Какой аксес
Иван Егорович Забелин (1820–1908) – выдающийся русский историк и археолог. Самые известные труды Забелина – «Домашний быт русских царей» (1862) и «Домашний быт русских цариц» (1869) – первые в русской исторической литературе целостные исследования повседневной жизни царского двора. Убежденный в том, что «домашний быт человека есть среда, в которой лежат зародыши и зачатки всех великих событий его истории», Забелин интересовался не только представ
Романовы. История великой династииУдивительно, но тайна появления Рюрика на Руси до сих пор не разгадана. Поиски истины в этом вопросе нередко становятся предметом споров как историков, так и обычных россиян. Ведь великая династия правила этими землями на протяжении почти восьми веков. За это время наше государство развивалось, переживало территориальные, культурные и структурные изменения.Сценарист докудрамы "Рюриковичи. История первой династии"
Середина XVIII в. была в истории России расцветом эпохи авантюристов – бурной, безалаберной, бесшабашной. Эпохи заговоров, интриг, шпионажа, изощренных дипломатических поединков. Но и царица Елизавета Петровна вполне соответствовала своему времени. Кружилась в вихрях развлечений – и с горсткой солдат овладела троном. Упоенно танцевала, гонялась за модами – и в сложнейшей обстановке сумела удерживать страну от потрясений и катастроф. Строила дворц
В книгу вошли рассказы об обычных людях, их взаимоотношениях, мыслях и чувствах. Описанные ситуации подсмотрены в реальной жизни, где находится место радостям и горестям, юмору и философским размышлениям.
Вы не поверите, но события, что описаны в этом произведении, изменили судьбы многих людей. Осталось только понять, почему это произошло.
Привет, я Лиса и на первый взгляд я самая обычная девушка: я создаю украшения и люблю адреналин. Но если заглянуть в мою душу, то ты не увидишь ничего, кроме тьмы, печали и всепоглощающей боли. Я одинока уже восемьдесят лет и это плата за мою жизнь, вот только она мне больше не нужна. Вернее, я думала, что не нужна. Одно случайное знакомство меняет все…
Я самая обычная девчонка. Всегда была очень здоровой и крепкой – может быть, потому что мама кормила меня грудью до трёх лет. В 18 лет я переехала в Москву, и тут началось самое интересное. В молодости мы не думаем о здоровье, питании и красоте души – впрочем, о душе мы поговорим в следующей книге.Москва – прекрасный город. Он даёт множество воз- можностей, но также многого требует взамен. Институт, гулянки, клубы и вся эта богемная жизнь без тор