Валерий Солдатенко - Россия – Крым – Украина. Опыт взаимоотношений в годы революции и Гражданской войны

Россия – Крым – Украина. Опыт взаимоотношений в годы революции и Гражданской войны
Название: Россия – Крым – Украина. Опыт взаимоотношений в годы революции и Гражданской войны
Автор:
Жанры: История России | Документальная литература
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2018
О чем книга "Россия – Крым – Украина. Опыт взаимоотношений в годы революции и Гражданской войны"

В кратком очерке предпринята попытка на строго документально-фактологической основе проследить тенденции, сущность, характер взаимоотношений между возникавшими в годы революции и Гражданской войны (1917–1921) национально-государственными и административно-территориальными образованиями – России, Украины и Крыма.

Анализируется процесс образования Крымской Автономной Социалистической Советской Республики (1921).

Для всех, кто интересуется нашим прошлым и настоящим, думает о будущем.

В формате PDF A4 сохранен издательский макет.

Бесплатно читать онлайн Россия – Крым – Украина. Опыт взаимоотношений в годы революции и Гражданской войны



Издание осуществлено при финансовой поддержке Еврейского музея и Центра толерантности





© Солдатенко В. Ф., 2018

© Политическая энциклопедия, 2018



Солдатенко Валерий Фёдорович – родился 13 апреля 1946 г. в г. Селидово, Донецкой обл. (Украина).

Окончил исторический факультет Киевского государственного университета им. Т. Г. Шевченко.

Член-корреспондент Национальной академии наук Украины, доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники Украины.

Лауреат премии НАН Украины им. Н. Костомарова и международной премии им. В. Винниченко.

Сфера научных интересов – история общественно-политического, революционного, национально-освободительного движений ХХ века.

Важное место в исследованиях уделяется выяснению различных аспектов исторической и национальной памяти, генеалогии украинской идеи, опыту государственного строительства, соборничества, международной и военной политики, разработке проблем историографии и методологии науки, современного украиноведения, политологии. Автор около 800 публикаций, 30 из которых – индивидуальные монографии.

В их числе: «Украинская революция: концепция и историография» (в 2 т. К., 1997, 1999);

«Украинская революция. Исторический очерк» (К., 1999);

«Несломленный: жизнь и смерть Николая Скрыпника» (К., 2002);

«Георгий Пятаков: мгновения неспокойной судьбы» (К., 2003);

«Три Голгофы: политическая судьба Владимира Винниченко» (К., 2005);

«В поисках социальной и национальной гармонии. (Эскизы к истории украинского коммунизма)» (К., 2006);

«Винниченко и Петлюра: политические портреты революционной эпохи» (К., 2007);

«Украина в революционную эпоху: Исторические эссе-хроники» (в 4 т. Годы 1917–1920) (Харьков; Киев, 2008–2010);

«Проект “Украина”. Личности» (К., 2011);

«Революционная эпоха в Украине (1917–1920 гг.): логика постижения, исторические личности, ключевые эпизоды» (1-е и 2-е изд. К., 2011, 2012);

«Украина. Год 1917» (К., 2012);

«Гражданская война в Украине. 1917–1920 гг.» (М., 2012);

«Демиурги революции. Очерк партийной истории Украины 1917–1920 гг.» (К., 2017);

«Георгий Пятаков: оппонент Ленина, соперник Сталина» (М., 2017).

Введение

Очевидно, в последние годы нет в мире политических лидеров, функционеров международных организаций, которые бы публично не высказывались о крымской проблеме, перспективах ее разрешения. Спектр мнений невероятно широк – вплоть до полярно противоположных, взаимоисключающих. Используются различные аргументы, в том числе исторические факты, документы. Но их трактовки очень часто существенно отличаются, нередко «подверстываются» под желаемый (т. е. конъюнктурный) результат, грешат против объективности, реализма. Вряд ли в ближайшее время удастся преодолеть противоречивые, несовместимые подходы, поскольку дискутанты преследуют преимущественно политические цели, не смущаясь, приносят в жертву истину.

И если уж прибегать к оперированию доказательствами, связанными с сюжетами исторической ретроспективы, то они окажутся приемлемыми, убедительными и даже по-настоящему выигрышными, если в их основание будет положено реалистическое знание, а в оценках и выводах безоговорочно станет доминировать непредвзятый, строгий, последовательный научный анализ.

Конечно, при этом нельзя не учитывать исторической динамики своеобразных, нередко существенно отличающихся стадий развития означенных субъектов взаимоотношений (и России, и Украины, и Крыма) в разные периоды, изначально отказавшись от исследовательских реконструкций в упрощенной системе координат. Каждый исторический этап имел свои качественные особенности и потому требует предметного, обстоятельного изучения при общем понимании, что проявлялись одновременно, параллельно или во взаимопереплетениях, взаимодополнениях и некие фундаментальные, определяющие, «сквозные» тенденции, и временные, конъюнктурные факторы.

Учитывая данное обстоятельство, представляется возможным и необходимым избрать предметом специального рассмотрения один из переломных и весьма насыщенных векторными изменениями исторических рубежей – революционную эпоху 1917–1921 гг., попытаться увидеть в процессах столетней давности корни последующих весьма непростых, часто неоднозначных, порой даже труднопостижимых явлений.

Конечно, результативно это сделать можно лишь с учетом достижений историографии.

При этом надо изначально отдавать себе отчет, что взаимоотношения между обозначенными государственно-административными субъектами были производными от политических, во многом – военно-политических факторов, сущностей господствующих политико-правовых систем и режимов, динамики их смены, ориентаций и поведения государственных, общественных деятелей и массы других аспектов революции, гражданской войны, иностранной интервенции. Ввиду этого внимание следует фокусировать на более узком историографическом сегменте, частично на выборочном подходе к историческим студиям, сознательно допуская определенную асимметрию в сторону более детального анализа в некоторых случаях событий в Крыму[1], поскольку анализ изменений ситуации в материковой части (и России, и Украины) представляется сравнительно более широко известным, получившим обстоятельную апробацию во множестве современных публикаций. Гораздо объемнее представлена и документальная сторона деятельности государственных образований упомянутых субъектов.

Кроме того, в реальной жизни складывалось так, что от ситуации в Крыму практически на всех этапах периода зависимость характера и результатов взаимоотношений России, Украины и Крыма была большей, нежели от позиций, желаний, стремлений всех властей, сменявших друг друга севернее полуострова.

События февраля 2014 г. и последующих лет, однозначно квалифицируемые в официальных документах Украины, оценках руководителей государства, политиков как «временная оккупация Крыма», «аннексия» полуострова Российской Федерацией, как составная часть ведущейся против суверенного государства «гибридной войны», предельно актуализировали проблему на самых различных срезах, в т. ч. и в аспекте исторических реконструкций. Оперативное информационное пространство заполнилось множеством публикаций научного и популярного свойства[2]. Без особой опасности ошибиться можно предположить, что этот бурный процесс вряд ли в ближайшее время проявит тенденцию к затуханию.

Естественно, как ранее изданные, так и новейшие исследования и публикации не равноценны. Среди них встречаются и такие, которые не отвечают научным принципам и критериям. Немало и таких, которые несут на себе отпечаток политической конъюнктуры, идеологической предвзятости. Иногда интересные, добротные научные подходы, наработки соседствуют или переплетаются с весьма сомнительными, декларативными суждениями и оценками в пределах одних и тех же публикаций. Однако рефлексия на подобные явления, представляющаяся крайне необходимой, тем не менее, окажется более предпочтительной, сущностно целесообразной по ходу рассмотрения конкретных исторических ситуаций, когда в полной мере можно будет разобраться не только в логике теоретических рассуждений, выводов и обобщений, но и в необходимых случаях попытаться предметно оценить наличный историографический арсенал, сущность проявляющихся в этой сфере тенденций. При этом важно с пониманием относиться к тому, что основные источники, проливающие принципиальный свет на проблему, уже давно находятся в научном обороте


С этой книгой читают
В монографии предпринята попытка современного анализа основных событий в Украине революционной эпохи (1917–1920) во взаимосвязи с обоснованием в исторической литературе последних лет концепций Великой российской и Украинской национально-демократической революций, а также с учетом других историографических подходов и трактовок, их оценок. Научно подтверждается органическая взаимосвязь определяющих аспектов социальной борьбы и национально-освободит
В книге предлагается современный научный взгляд на проблему формирования украинско-российских отношений в переломную историческую эпоху, когда решительно рушились вековые общественные порядки, закорененные традиции и шел поиск новых основополагающих принципов, политико-правовых, государственных моделей общежития и деятельности двух великих славянских народов. На объемном документально-фактологическом материале поэтапно, детально прослеживаются, а
Второй том издания, посвященного исследованию истории украинско-российских отношений, хронологически охватывает события с конца 1918 г. по январь 1924 г. Раскрывается содержание сложных разнонаправленных процессов, в решающей степени предопределявшихся различием социальной природы украинских государственных образований – Украинской Народной Республики и Украинской Социалистической Советской Республики. Раскрываются сущность и результаты объединит
Эта книга об одной из самых выдающихся личностей украинства ХХ в., одаренной фигуре общественного движения с неповторимо яркой и одновременно трагической судьбой.Пылкий патриот Украины и безгранично преданный интернациональной революции борец – Николай Алексеевич Скрыпник – оставил после себя самобытное творческое наследие и такой след в истории, на который был способен не каждый.В жизни, деятельности и даже смерти Н. Скрыпника с чрезвычайной рел
Монография посвящена историко-архитектурному описанию монастырских комплексов Московского Кремля, являющегося результатом многолетних исследований автора. Монастыри в Кремле всегда выполняли множество различных функций – духовных, представительских и других, очень важных для столичного города огромного государства. Кроме того, монастырские комплексы были самостоятельными замкнутыми архитектурно-пространственными объектами и имели специфические ос
Настоящее издание посвящено истории польской диаспоры в Тобольске – от первых упоминаний о появлении поляков в Сибири в конце XVI века до середины 20-х годов XX века. Используя архивные материалы, автор восстанавливает историю создания римско-католического прихода в Сибири. Книга адресована широкому кругу читателей.
С историческим повествованием И. А. Гончарова «Фрегат «Паллада» книга имеет лишь общие сюжет и персонажей. Автор проделал маршрут «Паллады» 1853 года заново в 1967 году и заполнил содержание отчёта царского секретаря вновь открывшимися реальными обстоятельствами, документами. Цензура самодержавия об упомянутых фактах попросту умалчивала. Это прежде всего каторжное отношение к нижним чинам, неимоверные условия содержания, быта команды. Офицерский
Несмотря на то, что Балтийское море, кажется нам изученным и обследованным, это не спасло моряков русского парусного флота от многих катастроф в его водах. Драма линейного корабля «Вячеслав» и трагедия фрегата «Поллюкс», жуткая тайна русского "Корабля мертвых" обнаруженного у берега Кронштадта, пожар линейного корабля "Фершампенуаз", и взрыв клипера "Пластун", ужас гибели моряков линейного корабля "Лефорт", их жен и детей. Об этих и других малоиз
«…Старик беспокойно оглянулся, словно потерял несчетное множество вещей в беспорядочных развалинах беззубого силуэта этого города. Так ничего и не найдя, он заковылял дальше, пока не добрался до скамейки, на которой сидела одинокая женщина. Внимательно оглядев ее, присел на дальний край скамейки и больше уже не смотрел на свою соседку…»
«…Я стоял у стойки бара в начале Графтон-стрит, слушая, как поют теноры, надрываются концертино, а в клубах дыма шумят, возражая друг другу, спорщики. Пивная называлась «Четыре провинции» и, по меркам Дублина, была открыта до поздней ночи. Поэтому существовала вполне реальная угроза того, что все закроется одновременно, включая пивные краны, кондитерские, кинотеатры, пабы и крышки пианино, умолкнут аккордеоны, солисты, трио, квартеты. И огромная
Выйти замуж - не напасть. Кабы замужем не пропасть. Все чаще вспоминает Марфа эту поговорку. Нужно и с родителями мужа ужиться, и ребенка выносить, и с начальника охраны проклятие снять. А тут еще сестры в гости пожаловали. Ой, и весело будет жить в Темной Империи...
Могла ли Катерина предположить, что её муж, с которым они прожили вместе четверть века, изменяет ей? Нет! Даже не догадывалась! А могла ли она предположить, что муж ей изменяет с её же подругой? Тоже нет! Даже близко нет! Ведь они с подругой такие разные… От ухода в самокопания и от обвинений мужа и подруги, Катерину спасло только то, что в этот же вечер у неё был визит к врачу, к которому она записывалась задолго до этого вечера. Ни отменить, н