© Александр Балыбердин, 2024
ISBN 978-5-0062-5586-9
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Неделя о Закхее
Сегодня на литургии прозвучало Евангелие о Закхее (Лк. 19:1—10), услышав которое, мы поняли, что приблизился Великий пост, и с этого дня Церковь начинает нас к нему готовить.
Мы слышали, как Иисус с учениками входил в Иерихон и увидел множество людей, которые вышли Его встречать. Рядом росло дерево, и на нем Иисус заметил человека, хорошо одетого и, судя по тому, состоятельного. Это был «некто именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, [который] искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом» (Лк. 19:2—3).
Иисус понял, что, если бы люди уважали Закхея, то пропустили бы вперед, и раз его не пропустили, значит, не уважали. Поскольку Закхею, как начальнику мытарей, порой приходилось забирать в пользу царя последние деньги, и он не всегда был справедлив.
Люди стояли плотной толпой, плечо к плечу, и, возможно, кто-то из них даже посмеивался над униженным мытарем. Однако Закхей не стал спорить и настаивать на своем. Желание увидеть высокого Гостя было так велико, что чиновник, как мальчишка, залез на растущую поблизости смоковницу.
«Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме» (Лк. 19:5). И тут же все стали роптать и спрашивать, почему Гость решил прийти в дом этого грешника и тем оказал ему честь?
Представьте, приехал бы в наш город какой-нибудь большой начальник, и губернатор ему говорит: «Сегодня у нас будет такое-то мероприятие» и называет время. А начальник отвечает: «Нет, в этот час не могу. Мне надо быть» и называет ваш адрес. И тут же все начнут спрашивать, кто там живет, и почему гость идет именно к вам?».
Также произошло и тогда. Люди начали роптать, а Закхей сошел с дерева, с честью принял высокого Гостя и при этом был настолько тронут Его человеколюбием, что раскаялся в своих прегрешениях и пообещал: «Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк. 19:8). Из чего было видно, что несмотря на все труды и прегрешения, душа у мытаря оказалась живой.
Считается, что смоковница, на которую поднялся Закхей, сохранилась до наших дней, а сам он в последующем стал последователем Христа и первым епископом города Кесарии.
Почему в начале подготовки к Великому посту Церковь предлагает нам чтение о Закхее? Потому что нельзя стать гражданами Небесного Царства, не избавившись от власти «мiра сего», одним из образов которого является толпа, не пускавшая Закхея ко Христу. Толпа, в которую люди сбиваются тогда, когда не могут одолеть кого-то в одиночку. Подобно тому, как волки сбиваются в стаю, чтобы расправиться с более сильным противником.
Поэтому, если мы не хотим быть похожими на волков, сбиваться в толпу не надо. Не надо никого осуждать или проклинать. Но, как это сделал Закхей, надо выйти из толпы, подняться над ней, увидеть Христа и пойти за Ним. Вот ради чего сегодня мы пришли в храм и затем будем приходить в дни Великого поста, чтобы неделя за неделей, день за днем учиться быть гражданами Небесного Царства.
Неделя о мытаре и фарисее
Сегодня мы слышали притчу о мытаре и фарисее (Лк. 18:10—14), к которой в дни святой Четыредесятницы будем не раз возвращаться. Так как, подобно камертону, эта притча задает тон на весь пост, показывая, к чему нам следует стремиться и чего, наоборот, всеми силами надо стараться избежать.
Вспомним, чем хвалился фарисей? Он хвалился победой над другими людьми – тем, что не таков «как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь» (Лк. 18:11). Над чем сокрушался мытарь? Над тем, что не имеет мира с Богом и ближними, о чем в притче сказано: «Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лк. 18:13).
Мытарь и фарисей – это не просто два человека, которые вошли в храм помолиться. В их лице Церковь дает нам пример двух путей, один из которых ведет в Царство Небесное, а другой не ведет. Первый – это путь фарисея, путь мнимой победы над другими людьми. Второй – это путь мытаря, путь смирения, стремления к миру с Богом и ближними.
Почему некоторые люди выбирают путь фарисея? Потому что мир, в котором мы живем обезображен страхом смерти, и человек вынужден в нем выживать, и потому, столкнувшись с угрозой голода, нищеты или болезни, старается победить других людей, выжить за их счет. Подобным же образом ведут себя животные, среди которых действует естественный отбор – или съешь ты, или съедят тебя.
При этом фарисеи не ждут, когда их съедят и нападают первыми. Нападают для того, чтобы победить, и, когда это случается, произносят безумные слова, благодаря Бога за то, что Он помог «съесть» других. Забывая о том, что все люди – дети Божьи, и Отец не может радоваться тому, что один из Его сыновей унизил, победил другого. Ведь Отец любит всех.
Осознав это, мытарь понял, что потратил жизнь не на то, что нужно. Понял, что надо было искать не победы, а мира с Богом и ближними. Мы не знаем его судьбы. Может, это Закхей, о котором мы читали неделю назад, и которого встреча с Иисусом так потрясла, что ныне он пришел в храм и на коленях просит прощения за все содеянное зло. Нет, неслучайно Церковь наставляет нас на путь поста именно этой притчей, но чтобы в эти дни мы не искали победы над колбасой, молоком или другими людьми, но стремились к миру с Богом и ближними.
Неделя о блудном сыне
Сегодня в храме звучала притча о блудном сыне (Лк. 15:11—32), в которой, в какой-то мере, сказано о каждом из нас. О том, кто, придя в этот мiръ полными сил и здоровья, хотел идти от победы к победе, но в итоге пришел к поражению. Потому что всех победить нельзя и, главное, нельзя победить смерть, которая уравнивает всех – и победителей, и побежденных.
Мы слышали, как, осознав это, блудный сын покаялся, переменился. В нем произошла та самая «перемена ума», к которой призывает Церковь, и которая состоит в том, чтобы стремились не к победе над другими людьми, но к миру с Богом и ближними.
Как быстро произошла эта перемена? Как долго грешил и скитался блудный сын? Этого мы не знаем. Как не знаем его имени, но можем предположить, что это тот самый фарисей, который когда-то стоял в храме, упивался своими победами и благодарил за них Бога. Может, именно тогда он решил забрать у отца часть имения, чтобы еще больше насладиться успехами, молодостью и здоровьем, но это не удалось, и вместо очередной победы, пришел к поражению.