Андрей Монамс - В Питер на выходные: прогулки по Петроградке

В Питер на выходные: прогулки по Петроградке
Название: В Питер на выходные: прогулки по Петроградке
Автор:
Жанры: Путеводители | Отдых / туризм
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2024
О чем книга "В Питер на выходные: прогулки по Петроградке"

Книга «В Питер на выходные: прогулки по Петроградке» – это увлекательный экскурс в «неизведанный» Санкт-Петербург. Петроградка считается «сердцем» северной столицы. Здесь жили представители дореволюционной элиты Российской империи и «вожди» Октябрьской революции, научная элита СССР и представители питерского андеграунда. Об этом, а также об уникальных архитектурных сооружениях вы узнаете, пройдя авторскими маршрутами с помощью книги.

А при желании легко совершите захватывающую прогулку с книгой в руках по уникальному району Санкт-Петербурга, города со сложной исторической судьбой.

В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Бесплатно читать онлайн В Питер на выходные: прогулки по Петроградке


Литературное приложение к женским журналам



Издано при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации


Дизайн, компьютерная верстка – И. Бахтурин



© Монамс А.С., 2024

© ООО «ИМ МЕДИА», 2024

Петроградская сторона. Вступление

Шпиль Петропавловского собора

Nikiforov Volodymyr/ Shutterstock.com


Есть в России города, которые не оставляют равнодушными ни одного россиянина. Каждый житель Российской Федерации считает для себя обязательным побывать в них хотя бы один раз в жизни. Эти города Москва и Санкт-Петербург.

В отношении Москвы часто можно услышать незаслуженные критические заявления тех, кто скор на выводы, но не утруждает себя в познании. Одно время даже существовала мода «не любить Москву», но при этом жить и работать в этом городе. И превозносить Санкт-Петербург, не побывав там ни разу.

Да, по поводу Санкт-Петербурга все россияне в едином порыве сходятся во мнении, что это «самый-самый» город не только в России, но и на планете Земля. И если такое большое количество людей придерживаются одного мнения, наверное, это мнение имеет под собой основание.

Петербург с его парадным Невским проспектом, Дворцовой площадью, каналами и роскошными пригородами сразу производит на приехавшего в город туриста неизгладимое впечатление.

Но вот вы приезжаете в город на Неве третий или четвёртый раз. Невский и прилегающие улицы исхожены, Васильевский остров, от Ростральных колонн до Благовещенского моста, изучен, поездки в Петергоф и Царское село состоялись, Петропавловскую крепость посетили. И что дальше?

А дальше для тех, кто остался очарованным парадным Санкт-Петербургом, наступает время узнавать город по-настоящему, то есть выйти за рамки привычных туристических маршрутов.

Чтобы почувствовать город, ходите пешком. Большая компания вам не понадобится. Оптимальный состав группы – два-три человека.

Лучше всего начать изучение «неизведанного» Санкт-Петербурга с Петроградской стороны. Именно в этом районе начинался великий город. Именно здесь был первый центр города после его основания в начале XVIII века. А с началом XX века Петроградская сторона стала эпицентром знаковых событий, происходивших в Санкт-Петербурге и Ленинграде.

Здесь жили представители дореволюционной элиты Российской империи и «вожди» Октябрьской революции, научная элита СССР и представители питерского андеграунда.

Итак, начинаем познавать Петроградскую сторону – сердце Санкт-Петербурга.

Для начала разберёмся, что такое «сторона» применительно к городскому устройству Санкт-Петербурга и что входит в Петроградскую сторону.

Стороны в Санкт-Петербурге были аналогами административных округов. Сторон в Санкт-Петербурге сегодня пять: Петроградская, Адмиралтейская, Выборгская, Канцевская и Московская.

КАНЦЕВСКАЯ СТОРОНА – ЭТО РАЙОН НА БЕРЕГУ НЕВЫ ВБЛИЗИ УСТЬЯ ОХТЫ, ГДЕ С 1300 ГОДА РАСПОЛАГАЛАСЬ ШВЕДСКАЯ КРЕПОСТЬ ЛАНДСКРОНА. ЗЕМЛИ НЕСКОЛЬКО РАЗ ПЕРЕХОДИЛИ ОТ ШВЕДОВ К РУССКИМ И ОБРАТНО. В НАЧАЛЕ XVII ВЕКА НА МЕСТЕ КРЕПОСТИ ПОЯВИЛОСЬ НОВОЕ УКРЕПЛЕНИЕ, КОТОРОЕ НАЗЫВАЛОСЬ НИЕНШАНЦ. ПО-ШВЕДСКИ ЭТО НАЗВАНИЕ ЗВУЧАЛО КАК НЮЭНСКАНЦ. В РУССКОМ ЯЗЫКЕ НЮЭНСКАНЦ ПРЕВРАТИЛСЯ В КАНЦЫ.

Словосочетание «Петроградская сторона» сохранилось в современном языке петербуржцев с начала XX века. До 1914 года сторона называлась Санкт-Петербургская.

Но вот что интересно: в современном языке питерцев понятие «Петроградская сторона» «съело» понятие «Петроградский остров». Все чётко различают Крестовский остров, Петровский остров, Аптекарский остров, Каменный остров, Заячий остров и Елагин остров. А вот Петроградского острова вроде бы и нет. Есть Петроградская сторона.

А между тем, все семь перечисленных островов, включая Петроградский остров, и составляют Петроградскую сторону. Есть ещё несколько мелких островов, но о них, дабы неискушенному туристу не запутаться, упоминать не будем.

На Петроградском острове в начале XVIII века был построен Домик Петра Первого. Царь Пётр, понимая, какую роль сыграет это крошечное строение в истории будущего великого города, приказал беречь его для потомков.

Сам остров в то время назывался Фомин остров. После основания нового города в 1703 году остров стали называть Городовой. Позже остров переименовали в Санкт-Петербургский.

Но в 1914 году началась Первая мировая война. Германия стала врагом России. Немецкое слово «бург» в названии столицы Российской империи стало оскорблять слух россиян. По этой причине Николай Второй приказал переименовать столицу в Петроград.

Но не подумали самодержец и его советники о том, что при этом изменился смысл названия города. Слово «святой» из названия исчезло. Название Петроград стало отсылать к мысли о том, что город назван в честь его основателя – Петра Первого.

Но на самом деле Пётр Первый назвал новую столицу России в честь своего небесного покровителя – святого апостола Петра, сподвижника и ученика Иисуса Христа.

Дальше – больше. Город переименовывают в Ленинград в честь сами знаете кого. Короче, Святому Петру было на что обидеться. Но, по счастью, первое название города вернулось. Сейчас город снова называется Санкт-Петербург, но окружает его Ленинградская область…

Движемся дальше по временной ленте истории Петроградской стороны.

Пётр Первый приказал построить для себя маленький домик и сообщил своему окружению, что «здесь будет город заложен назло надменному соседу». При этом статус нового города как столицы Российской империи Пётр никак документально не обозначил. Этот статус петровским подданным и сподвижникам должен был быть понятен и так, без комментариев.

Неподалёку от Домика Петра Первого, на Заячьем острове, по его приказанию началось строительство фортификационных сооружений. Эти сооружения превратились в дальнейшем в крепость.

Один из первых соборов Санкт-Петербурга появился на территории этой крепости. Собор освятили в честь святых апостолов Петра и Павла и стали называть Петропавловский. По названию собора назвали и крепость – Петропавловская.

Центром нового города стали Троицкая площадь и Сытный рынок на современном Петроградском острове. Рынок находился, по свидетельствам историков, там, где сегодня располагается особняк Матильды Кшесинской. А Троицкая площадь располагалась приблизительно там, где сегодня стоит часовня Троицы Живоначальной, построенная в память о снесённом в 1933 году Троицком соборе.


Вот мы и разобрались, где после основания города находился первый центр Санкт-Петербурга.


Храм-часовня Святой Троицы

g_reg / Shutterstock.com


И что же происходило но Санкт-Петербургском острове, в центре новой столицы страны, которая, по решению Петра Первого, стала называться Российской империей?


С этой книгой читают
Книга, которую вы держите в руках, приглашает читателя совершить увлекательные прогулки вдоль двух исторических колец Москвы – Бульварного кольца и Камер-Коллежского вала, вдоль границ которого в наше время проходит Третье транспортное кольцо.Первая часть книги, посвященная Бульварному кольцу, позволяет ощутить уникальную атмосферу Москвы, которая формировалась здесь веками и которую до сих пор хранят тихие, неширокие улочки и небольшие скверы, р
Книга «Остров Балчуг: парадокс в центре Москвы» рассказывает о самом непознанном районе города, расположенном между Кремлем и Замоскворечьем. Отдельные части острова Балчуг достаточно хорошо известны. Это Дом на набережной, новое арт-пространство ГЭС-2, культурный центр «Красный Октябрь». Но большая часть острова остается в стороне от традиционных туристических маршрутов.Прочитав книгу, вы узнаете историю острова Балчуг с XVII века до наших дней.
Для того чтобы провести отпуск под парусом, не надо быть долларовым «декамиллионером». Достаточно быть служащим со среднестатистическим заработком. Можно даже организовать для себя путешествие под парусом бесплатно. Только не все об этой возможности знают.Тому, как реализовать мечту, то есть совершить своё первое путешествие на парусной яхте, и посвящена книга. Прочитав книгу, вы узнаете все секреты и нюансы, связанные с первым путешествием на ях
Сборник «Прогулки по Москве 24/8» – практическое пособие как создать себе прекрасное настроение и научиться пользоваться возможностями, которые предоставляет Москва. Сборник состоит из трёх книг. В каждой из них описано по 8 маршрутов, объединённых общей идеей. Используя книгу, вы можете самостоятельно пройти пешком по двадцати четырём маршрутам. Маршруты прогулок книги «8 прогулок по Москве» проходят по центру города, внутри Садового кольца. Вы
Если вы мечтаете хоть ненадолго уехать от цивилизации на теплый благодатный остров, где нас нет, а есть море и первозданная щедрая природа, – вам сюда. Гран-Канария – это вулканические горы, влажные леса в ущельях, красочный подводный мир и немалый выбор отпускных развлечений. И увлекательная история островов, которые открывали, теряли и вновь открывали несколько раз. Вот где можно почувствовать себя первооткрывателем!Исторический обзор приводит
Это компактное издание – одновременно атлас, путеводитель, справочник и фотоальбом, приглашающий гостей города на увлекательную прогулку по ближайшим пригородам Санкт-Петербурга. Царские забавы и дворцовые перевороты, победы русского оружия и подражания французской моде сплели вокруг северной столицы целый венок неповторимых архитектурных ансамблей: дворцы, парки, соборы, форты. В путеводителе вы найдёте подробные карты самых известных «царских»
По самым туристическим городам Таиланда вас проведет неутомимый автор оранжевых – Артур Шигапов. Днем вы побываете в древних дворцах, храмах и роскошных садах, а ночью окунетесь в безудержное веселье Каосан-роуд и Уолкинг-стрит. Маршруты путеводителя позволят вам увидеть жизнь страны с самых разных сторон. С оранжевым гидом в тайских землях вас ждут и отдых, и приключения, и необыкновенные открытия – разве не оправдывает цена путеводителя все это
Золотое кольцо России – это неизменно увлекательное путешествие, которое запоминается на всю жизнь. Ростов Великий, Владимир, Суздаль, Ярославль, Сергиев Посад, Кострома, Переславль-Залесский, Иваново. В памяти остаются блистающие на солнце купола, суровые монастыри, таинственные судьбы князей и героев. Эта крепости, полные шедевров русской архитектуры, опоясали Москву – столицу Руси. В этой книге открывается потаённая история городов Золотого ко
Книга описывает новые экономические политики Анатолия Анимицы, публиковавшиеся в качестве статей и эссе в 2007—2021 г.г. в группах социальных сетей Госбук, Политико, Ньюслэнд, Гайдпарк, Макспарк, Фейсбук и в качестве комментариев – в ряде других сетей.
В этой книге у Вас есть возможность прочитать более 7000 имен и фамилий участников Великой Отечественной войны, призванных с территории ЧИАССР. В этом труде собрано и опубликовано максимальное количество людей за всю послевоенную историю ЧИАССР.
Порой и некромантам необходима серьёзная психологическая помощь, найти которую не так-то просто. А раз уж у невесты друга имеется знакомый психиатр, который и частную практику ведёт, то грех этим не воспользоваться. Правда, с некромантами ей прежде работать не доводилось, но главное ведь начать.А там оно само как-нибудь да сложится. Первая книга: Странные люди. Карина Демина Вторая книга:
Он мой босс. Вот уже три года мы работаем бок-о-бок. Он привык ко мне, к тому, что я рядом. Начальник и подчиненная, личная помощница, даже друг. Но никогда ничего большего! Как же так вышло, что он обнимает меня, держит за руку, щекочет дыханием кожу, порождая волнение и трепет? Замечает ли сам, что делает? Ведь нам нельзя быть вместе. Никак.