Полезною оказывается лишь та война, которая предпринята для идеи, для высшего и великого принципа, а не для материального интереса, не для жадного захвата…
Достоевский Федор Михайлович
Мир – хорошо, однако при том дремать не надлежит, чтобы не связали рук, да и солдаты чтоб не сделались бабами.
Император Петр I
История ничему не учит, она только наказывает за незнание уроков.
В.О. Ключевский
Если государственный человек заблуждается, если он рассуждает плохо, принимает ошибочные меры, то целый народ испытывает пагубные следствия этого.
Императрица Екатерина II
Как может цвести дерево, если у него высохли корни? Так и здесь: пока в царстве не будет должного порядка, откуда возьмется военная храбрость?
Иван Грозный
«Последняя четверть XIX века и первая четверть XX века оказались временем существенных сдвигов в военном деле. Войны из борьбы армий стали перерастать в межгосударственное противоборство народов, их экономик, общественно-политических организаций, культур. Они угрожают разрушить сложные механизмы организации общественной жизни, обречь массы людей на уничтожение, нищету, физическую и морально-психическую деградацию.
В этих условиях возрастает соблазн отказаться от войны по экономическим, моральным и другим соображениям. Все славят мир и проклинают войну. Политические партии и правительства упражняются в миролюбивых декларациях, призывают друг друга к действиям по освобождению народов от бремени военных расходов и бедствий войны.
И, в то же время, раскручивают маховик подготовки к межгосударственным и гражданским войнам невиданных масштабов. Благие намерения и практические дела идут в разных направлениях».
И. С. Даниленко – академик.
Издавна, государственными деятелями и полководцами предпринимались попытки воссоединения, как можно большего количества земель в единую державу, эта идея не оставляет человечество и по сей день, хоть претерпела с тех пор множественные изменения. Но декларируемые цели всегда носили благородный характер – установления единого справедливого для всех закона на территории всех государств вновь созданной империи, союза, сообщества.
Если всемирная политика воссоединения мира под власть единого законодательства продвигается за счет ущемления интересов и прав отдельных религиозно-этнических групп и государств, то эти государства однажды объединят усилия в борьбе за свои права. Потому что одной из главных причин войны является утверждение справедливости.
Так в свое время Александр Невский пришел к непростому решению: заключил стратегический военно-политический союз с Золотой Ордой, которая не пыталась обратить Россию в свою веру, против ливонских немцев, тевтонских и шведских рыцарей, крестовые походы которых всегда были направлены на распространение католичества и утверждение власти Папы Римского.
«Организация войны в государстве есть первый великий шаг на пути к осуществлению мира. Особенно это ясно в истории обширных завоевательных держав (всемирных монархий). Каждое завоевание было здесь распространением мира, то есть расширением того круга, внутри которого война переставала быть нормальным явлением и становилась редкою и предосудительною случайностью – преступным междоусобием. Несомненное, хотя и полусознательное стремление «всемирных монархий» было – дать мир земле, покорив все народы одной общей власти. Величайшая из этих завоевательных держав – Римская империя прямо называла себя миром – pax romana (Римский мир).
Но и прежние монархии стремились к той же цели. Открытые в девятнадцатом веке надписи ассирийских и персидских царей не оставляют сомнения, что эти завоеватели считали своим настоящим призванием покорять все народы для установления мирного порядка на земле, хотя представления их об этой задаче и о средствах ее исполнения бывали обыкновенно слишком просты. Более сложными и плодотворными явились всемирно-исторические замыслы Македонской монархии, которая опиралась на высшую силу эллинской образованности, глубоко и прочно проникшей в покоренный восточный мир».
В. Соловьев – философ, социолог. «Смысл войны».
Что и говорить, зрелой культура может называться лишь тогда, когда она пропустила через себя множество других культур и извлекла из них драгоценные зерна познания. Наше государство принято называть многоконфессиональным и многонациональным. Но национальность и соответствующая ей религиозная принадлежность ещё не говорит о принадлежности к культуре каждого индивида в составе той или иной этнической группы. Если все славяне христиане, то это ещё не говорит о том, что они являются носителями единой неделимой культуры, тем более единого политического, экономического курса и понимания закона общественных взаимоотношений. И всё это тоже может стать и становится причиной разногласий и конфликтов. В общем, культурная идентичность это та болевая точка, на которую можно давить, эту карту можно всегда разыгрывать для разжигания конфликтов внутри сообществ, государств и союзов, если нет большой объединяющей идеи, общей цели учитывающей интересы всех. Но возможно ли учесть все интересы? Возможна ли она – неоспоримая справедливость?
«…справедливость всего одна. Вот она, единственная, и есть справедливость для всех. И её олицетворяет Право, как полагали уже римляне. Разумеется, фундаментальные принципы Права, а не служебные нормы писаного закона. С одной важной оговоркой – справедливость, доступная людскому суду, стремится к идеалу, но никогда не может его достигнуть, она несовершенна».
Сергей Ковалев – правозащитник
Чтобы учесть интересы всех, все государства мирового сообщества должны хоть чем-то пожертвовать, но, ни в коем случае, не решать свои проблемы за счет других государств.
Закрытые культуры, как правило, отличаются узостью политического мышления и интересов, которые закручиваются вокруг материальных потребностей. Так было с самого начала, но по мере взаимопроникновения культур этнические группы расширяли свои представления о мироустройстве.
Но в наше время, когда основное внимание так называемых цивилизованных мировых сообществ сконцентрировалось вокруг экономического вопроса, вопроса благосостояния отдельных государств, которые думают лишь о своих интересах, игнорируя интересы государств в этом смысле менее приспособленных или менее воинственных, а правильнее сказать менее амбициозных, и повышают своё благосостояние, используя нечистоплотные информационные методы и политгехнологии, экономические блокады и хитроумные схемы выкачивания человеческого ресурса и природных богатств, эти сообщества снова движутся к представлениям свойственным первобытному мировоззрению, популяризируя образ индивидуалиста, эгоиста, стяжателя и тянут за собой весь мир. Туда, где каждый отдельно взятый индивид является винтиком в глобальном общественном механизме подчиненном единому мировому порядку, где покорность – гарантия получения услуг и комфортного безопасного существования.