Елена Первушина - Великие княгини и князья семьи Романовых. Судьбы, тайны, интриги, любовь и ненависть…

Великие княгини и князья семьи Романовых. Судьбы, тайны, интриги, любовь и ненависть…
Название: Великие княгини и князья семьи Романовых. Судьбы, тайны, интриги, любовь и ненависть…
Автор:
Жанры: История России | Биографии и мемуары | Популярно об истории
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: Не установлен
О чем книга "Великие княгини и князья семьи Романовых. Судьбы, тайны, интриги, любовь и ненависть…"

Предлагаемая читателю книга, пожалуй, первая, в которой подробно в популярном изложении прослеживаются все родовые связи между членами императорской фамилии Романовых начиная от основателя династии до последнего российского императора. Рассматриваются все ветви разросшейся к началу XX века семьи, куда входили не только Великие князья – дети и внуки последовательно правивших императоров, но и князья императорской крови – как правило, дети детей Великих князей. Книга пред назначена широкому кругу читателей, всем тем, кому интересна история России.

Бесплатно читать онлайн Великие княгини и князья семьи Романовых. Судьбы, тайны, интриги, любовь и ненависть…


© Первушина Е. В., 2019

© «Центрполиграф», 2019

* * *


Предисловие

Вопросы престолонаследия


Когда в 1913 г. Романовы праздновали свое 300-летие, они были уже немолодой, по европейским меркам, династией. Не сравнивая ее, к примеру, с Капетингами, которые правили Францией более 800 лет (среди европейских правящих домов такое долголетие скорее исключение, чем правило), отметим, что великолепные Каролинги были на троне всего 202 года, Плантагенеты правили Британией два с половиной века, сменившие их Ланкастеры и Йорки не дотянули и до ста лет, и меньше полутора веков судьба отвела блистательной династии Тюдоров. Но если мы обратимся к русской истории, то увидим, что род Рюриковичей – сначала князей, а потом московских царей, согласно официальной хронологии, просуществовал 748 лет – начиная с полулегендарного «варяжского» князя Рюрика и кончая Василием Шуйским, представителем суздальской ветви рода, короткое правление которого пришлось на Смутное время. Уже в XIX в. насмешник Алексей Константинович Толстой описал этот период так:

Взошел на трон Василий,
Но вскоре всей землей
Его мы попросили,
Чтоб он сошел долой.
Вернулися поляки,
Казаков привели;
Пошел сумбур и драки:
Поляки и казаки,
Казаки и поляки
Нас паки бьют и паки;
Мы ж без царя как раки
Горюем на мели.
Прямые были страсти —
Порядка ж ни на грош.
Известно, что без власти
Далеко не уйдешь.

Рюриковичей «подкосила» проблема престолонаследия. У царя Ивана Грозного, которого Алексей Толстой характеризует так: «Калач на царстве тертый / И многих жен супруг», было пятеро сыновей, но трое из них умерли в раннем детстве, включая и того маленького царевича Димитрия, чья таинственная гибель в Угличе до сих пор остается одной из неразгаданных тайн русской истории. Другой тайной является судьба второго сына Ивана Грозного. Иван Иванович то ли был убит в ссоре с отцом (эту версию отразил в своей знаменитой картине Илья Ефимович Репин), то ли умер от болезни в возрасте 27 лет. Он был женат трижды, но детей так и не оставил.

Ивану Грозному наследовал его третий сын, Федор Иванович. Матерью его была Анастасия Романовна Захарьина-Юрьева, первая жена царя. Федор женился на Ирине Годуновой, сестре боярина Бориса Годунова. Когда год за годом в семье не рождались дети, Ирину стали обвинять в бесплодии и требовать от Федора, чтобы он развелся с ней, как сделал это когда-то отец Ивана Грозного Василий III, отправивший свою бесплодную жену Соломонию Сабурову в Суздальский монастырь и женившийся на Елене Глинской, которая и стала матерью Ивана Васильевича и бабкой Федора Ивановича. Однако Федор (возможно, впервые в жизни) проявил характер и отказался расставаться с любимой женой. Он воспротивился и приказу Ивана Васильевича при его жизни, и уговорам московских бояр. В результате государство осталось без государя, когда захватившего престол после смерти Федора Бориса Годунова свергли, и пришлось искать наследника в побочной ветви князей Шуйских, но, как нам уже известно, ему не удалось долго удержаться на престоле.

Основатель новой династии Романовых Михаил Федорович приходился двоюродным племянником Федору Ивановичу по матери, и на этом родстве основывались права Романовых на престол. Михаил был очень юным царем и в начале своего правления, по сути дела, «подставной фигурой». Реальная власть принадлежала его отцу Федору Романову, в прошлом – неудачливому сопернику Бориса Годунова в борьбе за царский трон. Именно по приказанию его политического противника Годунова Федора насильственно постригли в монастырь под именем Филарета.

Итак, старая династия прервалась, а новая была основана. Для того чтобы сохранить ее, Филарету требовалась поддержка бояр, но не менее важно было появление в каждом поколении как минимум одного наследника мужского пола, а лучше – двух или трех. Забегая вперед, можно сразу сказать, что вопрос престолонаследия будет стоять остро на всем протяжении XVII и XVIII вв. Политические интриги и высокая детская смертность не раз будут приводить к тому, что судьба новой династии повиснет на волоске. Как же Романовым удалось выжить и удержаться на троне?

Глава 1

В борьбе за наследование


В былые времена Рюриковичи охотно женились на иноземных принцессах и отдавали своих дочерей замуж в правящие дома Европы. Достаточно вспомнить Ярослава Мудрого, который женился на дочери шведского короля Олафа Шетконунга по имени Ингигерда. При крещении в православной церкви она получила имя Ирина. Своих трех дочерей Ярослав выдал также за иноземных владык – Елизавета стала женой норвежского короля Харальда Сурового, который, словно герой рыцарских романов, совершал в ее честь подвиги и писал стихи с рефреном: «А дева в золотой гривне не любит меня»; Анастасия вышла замуж за короля Венгрии Андраша I; и, наконец, младшая дочь, Анна Ярославна, выдана за короля Франции Генриха I. Сын Ярослава Изяслав женисля на сестре польского короля Казимира I – Гертруде, Святослав – на австрийской принцессе Оде, дочери графа Леопольда (некоторые из историков считают, что ее мужем был другой сын Ярослава), Всеволод – на греческой царевне (предположительно дочери византийского императора Константина IX Мономаха).


Дом Романовых. Державные созидатели могущества и славы земли Русской


Таким образом, Ярослав стремился создать целую сеть родства, которая захватывала бы Скандинавию, Восточную и Западную Европу. Но после монголо-татарского нашествия уже московские великие князья, а затем цари все чаще делали выбор внутри своего государства. Для царевичей искали невест из боярских домов. Исключения были редки, но знаменательны. Так, Иван III женился на гречанке Софье Палеолог, племяннице последнего императора Византии Константина XI. К тому же он выдавал своих дочерей за иноплеменников: Елена Ивановна стала женой великого князя Литовского и короля Польши Александра Ягеллона, а ее сестра Евдокия вышла замуж за татарского царевича Худай-Кула (Кудайкула), ставшего для этого христианином и принявшего в крещении имя Петра Ибрагимовича. Такие браки указывали на новые политические интересы Московской Руси. Третья же дочь Ивана, Феодосия, в 1500 г. обвенчалась с московским воеводой Василием Даниловичем Холмским.

Браки первых Романовых

Поначалу Романовы придерживались тех же правил – царских сыновей венчали с боярскими дочерями.

В 1616 г. Михаилу исполнилось 20 лет, и настала пора жениться и для него. Как это было заведено еще при последних Рюриковичах, стали свозить невест из всех уголков его государства. Этот обычай продиктован вовсе не романтическими побуждениями – это политическая игра, прежде всего для боярских родов, определявшая, который из них будет оказывать влияние на царя в ближайшие годы. Молодой царь, вероятно, еще питал какие-то иллюзии относительно своего статуса и захотел сделать выбор сам, но сделал его неправильно.


С этой книгой читают
Телевизионный сериал «Аббатство Даунтон» приобрел заслуженную популярность благодаря продуманному сценарию, превосходной игре актеров, историческим костюмам и интерьерам, но главное – тщательно воссозданному духу эпохи начала XX века.Жизнь в Великобритании той эпохи была полна противоречий. Страна с успехом осваивала новые технологии, основанные на паре и электричестве, и в то же самое время большая часть трудоспособного населения работала не на
Мало кто знает, что Николай Васильевич Гоголь очень любил вкусно поесть. Его литературные творения полны описаний трапез и застолий и даже дают рецепты блюд русской, украинской и европейской кухни. Еда и ее вкушение занимают значительное место во многих произведениях, и описывается это так аппетитно, что, читая, начинаешь завидовать едокам…Характер Гоголя был сложным: едкий сатирик нередко впадал в апатию и меланхолию, но в лучшие свои дни он быв
Никто не может жить без друзей. Но очень непросто завести их, если ты принадлежишь к правящей семье и все жители страны являются твоими верноподданными. Да и сама атмосфера дворца не способствует искренности и откровенности. Удалось ли российским императорам и императрицам завязать настоящие, крепкие дружеские отношения? И как эти отношения повлияли на историю России? Об этом расскажет книга. Разумеется, в ней упомянуты не все люди, которые оказы
Жизнь дворянки в светском обществе XIX века начиналась с ее первого бала. В своем сложном тюлевом платье на розовом чехле вступала она на бал так свободно и просто, как будто все эти розетки, кружева, все подробности туалета не стоили ей и ее домашним ни минуты внимания, как будто она родилась в этом тюле, кружевах, с этой высокою прической, с розой и двумя листками наверху.Первый бал для дворянки знаменовал начало взрослой жизни. Рауты и балы, л
Книга редактора и колумниста «Ведомостей» Максима Трудолюбова «Люди за забором» – это попытка рассмотреть закономерности российской истории, проанализировать зависимость современной России от своего прошлого и подумать о способах преодоления этой зависимости в будущем, используя самый обыденный, но потому и самый неочевидный материал – устройство российского частного пространства – квартиры, дома, двора, забора – в его связях с политикой, экономи
Люди, далекие от власти, и не подозревают, что в основе большой политики лежат изощренные интриги, и даже благие цели достигаются весьма низменными средствами. Иногда со временем мы узнаем подлинный смысл этих интриг. Иногда все это остается для нас тайной.Не только августовский путч, но и многое другое, что происходило в 1991 году, все еще таит в себе множество тайн и загадок. Именно этот год определил судьбу нашей страны. Ключевую роль в трагич
Очередной сборник книжной серии «Никита Михалков и Свой представляют» посвящен тем, чьи имена и заслуги в России очень хорошо известны. В честь этих людей называли населенные пункты, улицы, проспекты, организации, учреждения, библиотеки, фестивали, конкурсы (а в честь упоминаемых здесь русских святых строили по всей стране храмы)…О них рассказывается в школьных и вузовских учебниках, энциклопедиях, авторитетных биографических изданиях.И тем не ме
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ(ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ АРХАНГЕЛЬСКИМ АЛЕКСАНДРОМ НИКОЛАЕВИЧЕМ, СОДЕРЖАЩИМСЯ В РЕЕСТРЕ ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ С 01.11.2024. 18+Александр I – любимец Екатерины Великой, отцеубийца, либерал, желавший принять конституцию, и консерватор, готовый противостоять вольнодумству Европы, а может, старец Феодор Кузьмич, бежавший от тягот государственной деятельности?Каким мы знаем Александра Павловича и каким он был на само
Окно в душу открываю, зачем, как чувства просятся наружу. Живу и вместе с с тем играю спектакль, никому не нужный, за исключением себя.
Он нашёл свою любовь, но та – виновато промолчала, он жаждал духовной пищи, но всё, что находил, казалось ему «отрыжкой цивилизации»… Когда он путешествовал с друзьями по тайге, с ним произошёл очень странный случай. Встреча с загадочной незнакомкой буквально перевернёт всю его жизнь, заставив вернуться в далёкое прошлое, где таились причины его неудач, и ответы на терзавшие его вопросы… Это лишь первая история, другие – не менее интересны.
Эта книга о женщине, которая в один момент поняла, что зашла в тупик. Имея многое, при этом не имела ничего. Она задает себе вопросы, на которые сама находит ответы. Она действует, переводит мечты в реальность и совсем не боится рисковать. Эта книга поможет избавиться от страха перемен каждому, кто хочет увидеть сказку наяву. Пройдем вместе путь реанимации жизни: от трусихи к сильной личности. Результат того стоит!
Simpson, p. 103.Круг тем, которые охватывают эти два послания, чрезвычайно широк. К Первому посланию к Тимофею автор дал подзаголовок «Жизнь поместной церкви», так как, по его мнению, оно содержит наставления апостола о молитве, о роли мужчин и женщин в богослужении, о взаимоотношениях Церкви и государства и о библейской основе всемирной евангелизации.Послание к Титу имеет подзаголовок «Учение и обязанности», поскольку главный интерес Павла тепер