Корректор Наталия Карелина
Дизайнер обложки Клавдия Шильденко
© Татьяна Викторовна Ананина, 2024
© Клавдия Шильденко, дизайн обложки, 2024
ISBN 978-5-0064-2302-2
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Книга «Виртуальные встречи. Ладога» адресована читателю, интересующемуся историей страны, в возрасте от двенадцати лет. Любознательный читатель всегда может найти дополнительный материал в доступных источниках по любому из упомянутых в книге событий и персоналий.
В основном все они были современниками и участниками событий довоенного и военного времени, определившими победу над фашизмом в 1945 году.
О блокадном городе невозможно говорить, не упоминая его основателя, благодаря дальновидности которого город, построенный на болотах и реке с протоками, враг не рискнул брать штурмом. Устояла в устье Невы знаменитая крепость Орешек рядом с линией фронта.
Стойкость и изобретательность защитников города сродни аскетизму жителей каменного века, охотников и воинов, придумавших лодку и лыжи. На тугой спирали времени встретились новгородцы-мореплаватели и крестоносцы, ганзейские купцы и ушкуйники, сошлись интересы православия и язычества на территории северных рек и озер, на водной и ледяной глади.
Случайная встреча, недолгий разговор и единственная фраза, сказанная восьмидесятилетней женщиной, надолго изменили мою жизнь. Война. Ладога. Лед и тонущая машина. Неожиданно произошла виртуальная встреча моих собеседников на льду Ладожского озера: он шофер полуторки в 1941 году на осеннем ладожском льду, четырехлетняя она – там же, но весной 1943 года. Самая первая из моих виртуальных встреч состоялась тоже случайно в московской квартире летчика-интернационалиста с этим шофером, актрисой и ее мужем-поэтом. Истории жизни и рассказы моих знакомых, авторов книг из моей домашней библиотеки легли в основу этого исследования. Здесь встретились немецкий пленный и русский академик с той самой девочкой, и по улицам Москвы за год окончания войны прошел знаменитый «парад побежденных».
Книга позволила объединить их, словно отдельные пазлы, в одну большую историю той территории страны, где технические достижения каменного века – лыжи и лодки – актуальны до сих пор, как и две столицы – Рюрика и Петра, позволившие появиться первой династии государства и новой империи; строительство флота и города посреди болот, реки и ее притоков, не позволившие врагу ни покорить осажденный город, ни сравнять его с землей. Как апостол Андрей Первозванный определил границы христианства на этих просторах, и старинная Казанская икона оберегала город в дни блокады.
Спираль времени объединяет в виртуальном пространстве мирных и воинственных, талантливых и изобретательных жителей этой земли в интервале десятков, сотен и тысяч лет. Здесь нашлось место и героям этой истории.
Медленно перелистываются страницы Вечной Истории, сменяют друг друга сюжеты, но неизменным в них остается человек. Легенды, наскальная живопись и петроглифы, рукотворные достижения и озарения человеческой мысли, имена героев, за плечами которых остаются безымянными их современники.
На древних петроглифах Онежского озера и Белого моря бегут лыжники с палками, и один из них запряг оленя с ветвистыми рогами; на льду Чудского озера сражается русская дружина с рыцарями-завоевателями в тяжелых латах; в ледяном дворце на Неве веселятся на свадьбе царского шута; слышится стук колес трамвая по рельсам, проложенным на льду реки, и грузовик-полуторка увозит маленькую девочку из блокадного города по Ладожскому озеру восемьдесят лет тому назад.
Когда нас познакомили, я сразу обратила внимание на руки моей собеседницы. Изуродованные буграми кисти рук покрывала гладкая белая кожа. Моя собеседница, миниатюрная женщина, мама моей давней знакомой, оказалась разговорчивой и доброжелательной. Мы легко касались современных жизненных ситуаций, без причитаний и критических замечаний. Она сыпала меткими поговорками и метафорами, приводила примеры народной смекалки в повседневности до небольшой паузы в разговоре, когда я из вежливости поинтересовалась необычной формой ее рук. Начало рассказа настолько ошеломило меня, что я уже не могла оторваться, слушая Зинаиду Максимовну. Несколько дней я ждала продолжения рассказов, общение перешло в телефонные беседы после моего возвращения домой. Это знакомство и удивительные события, услышанные от старинного друга нашей семьи, прочно замкнули кольцо истории военных лет.
В основу сюжета книги «Виртуальные встречи. Ладога» легли реальные истории времен Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. Свою историю на Ладожском озере мне рассказал бывший шофер легендарной полуторки, который первым проехал по ледовой трассе от западного к восточному побережью озера осенью 1941 года. Спустя сорок лет я случайно узнала от новой знакомой историю маленькой девочки, которая покидала Ленинград весной 1944 года.
Эти рассказы легли в основу книги, дополненные историями людей, сопричастных к истории страны середины XX века, и авторами любимых книг моей домашней библиотеки.
Наша история военных событий на Ладожском озере неразрывно связана с историей знаменитого торгового пути, пролегавшего через Ладогу, истории государства и его столиц – Старой Ладоги времен Рюрика и Петербурга, построенного Петром Великим.
История создания ледовой трассы, известной как Дорога жизни, обеспечившей в условиях блокады Ленинграда его связь с Большой землей, ее защита, судьбы людей в осажденном городе и их эвакуация по льду непредсказуемого Ладожского озера.
Петроглифы – пещерные и наскальные изображения, выбитые на камне в виде отдельных насечек или ровной контурной линией. Это искусство, известное человечеству на протяжении многих тысячелетий, с XXXV веков и по Х век до нашей эры, и непременно соседствующее с другими видами декоративного творчества, такими как цветные росписи пещер и татуировки. Десятки разнообразных изображений, перекрывающих друг друга на каменных страницах истории, вполне могут использоваться для определения хронологии событий. Время шло, но оставались следы творений рук человека, картины жизни людей прошлого в изображениях среды обитания человека. Среди петроглифов можно выделить два типа изображений: абстрактные, не фигуративные, и фигуративные, фиксирующие реальный мир. Здесь нам ценны сам человек и род занятий, взаимоотношения, орудия труда и способы передвижения: на лодке и на лыжах с палками в руках, на упряжке с оленем и в повозке, запряженной лошадьми или буйволом. Читая каменную летопись, мы узнаем слона или жирафа Африки, лошадей и бизонов Франции, лося и рыбную ловлю в Сибири на Ангаре, охотника с луком или топором на Онежском озере, рыбака в лодке и лыжников Беломорья.