А. Лозбенков - Военно-морская медицина от Петра Первого до начала ХХ века

Военно-морская медицина от Петра Первого до начала ХХ века
Название: Военно-морская медицина от Петра Первого до начала ХХ века
Автор:
Жанр: Популярно об истории
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: Не установлен
О чем книга "Военно-морская медицина от Петра Первого до начала ХХ века"

Истоки зарождения военно-морской медицины, безусловно связаны именем Петра Первого. Созданный Петром флот в 1699 году состоял из десяти кораблей, двух галер и нескольких мелких судов. И уже в это время в составе экипажей находились военные медики, правда, весьма в небольшом количестве: доктор, лекарь и два подлекаря.

Постепенно, с увеличением численности военных кораблей российского флота, все более острой становилась задача комплектования их подготовленным медицинским персоналом.

В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Бесплатно читать онлайн Военно-морская медицина от Петра Первого до начала ХХ века


© Филиал ЦВММ на крейсере «Аврора», 2020

© Центральный военно-морской музей, 2020

© ИПК «Гангут», 2020

Истоки зарождения военно-морской медицины, безусловно связаны именем Петра Первого. Созданный Петром флот в 1699 году состоял из десяти кораблей, двух галер и нескольких мелких судов. И уже в это время в составе экипажей находились военные медики, правда, весьма в небольшом количестве: доктор, лекарь и два подлекаря.

Постепенно, с увеличением численности военных кораблей российского флота, все более острой становилась задача комплектования их подготовленным медицинским персоналом. В грандиозных планах Петра Алексеевича было всяческое расширение и укрепление флота Российского, связанное не только с постройкой кораблей и судов, но и с заботой о здоровье служивых. Посему Петром I (по его Указам) были учреждены военные госпитали в Москве (1706), в Петербурге (1715), Кронштадте (1717), Казани (1722), Астрахани (1725). Особое значение Петр I придавал, не только созданию лечебных учреждений, но и подготовке медицинских специалистов для флота.

Пётр основал первую врачебную школу на 50 учеников в Москве при первом в России военном госпитале (в настоящее время – это Главный военный клинический госпиталь имени Н. Н. Бурденко), строительство которого было начато в 1706 году, а завершено в 1707 году. Руководить, созданной при госпитале врачебной школой, Петр I поручил, приглашенному из Голландии весьма образованному и деятельному врачу Николаю Бидлоо. О чем был заключен шестилетний контракт.


Николай Ламбертович Бидлоо (1669–1739)


Николай Бидлоо родился в 1669 году в Амстердаме, в семье известного голландского учёного-медика Ламберта Бидлоо. Получил степень доктора в Лейденском университете в 1697 году.

Весьма интересен Указ Петра Первого, связанный с созданием лекарской школы и доклад государю, сделанный Николаем Бидлоо:

«…За Яузой рекою против Немецкой слободы, в пристойном месте, для лечения болящих людей.

А у того лечения быть доктору Николаю Бидлоо, да двум лекарям, Андрею Репкину, а другому – кто прислан будет; да из иноземцев и из русских, изо всяких чинов людей, – набрать для аптекарской науки 50 человек; а на строение и на покупку лекарств и на всякие к тому дела принадлежащие вещи, и доктору, и лекарям, и ученикам на жалованье деньги держать в расход из сборов Монастырского приказа».

Пётр I

«…Вашему Царскому Величеству благоугодно явилось 1706 году всемилистивейше повелеть гошпиталь при Яузе построить, который … ноября в 21 день 1707 году в такое состояние приведен, что со оным в Божие имя начало учинено, и впервые несколько больных в тот дом приведено … Сей Ваш указ, всемилостивейший Государь, привел я к доброму концу, к Вашего Величества славе и к пользе бедным и увечным, и … таковы гошпиталь … не только во всю Россию, но и во весь свет к Вашей славе известен, и в разных книгах о том учинися упоминание.»

Николай Бидлоо

Следует отметить, что не только иностранные специалисты трудились, будучи приглашенными, во благо медицинской науки. Однако, практически подавляющее большинство врачей армии и флота, да и вообще в России того времени были иноземцами.

Голландский лекарь Ян Говий, нанятый на службу в 1697 году, стал первым хирургом в Российском флоте, а позднее по Указу Петра и первым старшим медицинским начальником Российского флота:

«1707 года ноября в 16 день. По указу Великого государя лекарю Яну Говею с сего ноября вышеописанного числа адмирал и президент адмиралтейств Ф. М. Апраксин приказал над лекари и над лекарскими ученики и над больными смотреть тебе Яну Говею и о том ведомость подавать в адмиралтейскую канцелярию адмиралу и президенту адмиралтейств Ф. М. Апраксину».

При Петре проводились организационные мероприятия, направленные на укрепление военно-морской медицины, например, на основании «Морского устава», введенного в 1720 году, «состоялись регламенты… о должностях Доктора во флоте и главного Лекаря от флота».

С военными реформами Петра связано и использование судов медицинского назначения. Первым переоборудованным госпитальным судном стал парусник «Святой Николай», купленный в Голландии в 1713 году. Первоначально он предназначался для боевых действий, но в последующем был переоборудован в санитарный транспорт и в течение трех лет входил в состав эскадры.

Знаменательным событием для военной медицины Петровской эпохи был первый выпуск лекарей из Московской госпитальной школы, руководимой Николаем Бидлоо: в мае 1712 года из госпитальной школы были выпущены первые российские лекари: Блаженев Степан (Стефан Невский), Беляев Иван, Жуков Егор.

Госпитальная школа, созданная в 1707 году при военном госпитале в Москве, руководимая Николаем Бидлоо, первые три впуска 17121714 гг. практически полностью подготовила для флота. Учебный процесс в госпитальной школе не имел строгой регламентации по времени и занимал от 5–7лет. В ходе обучения воспитанники вначале имели статус лекарских учеников, а после 2–3 лет обучения— подлекарей. Подлекари и ученики, которые осваивали лекарское дело, состояли при лекарях во флоте и армии.

Флот испытывал трудности в комплектовании медицинскими кадрами. Примером может служить укомплектованность эскадры Балтийского моря в 1714 г., где из 56 штатных должностей лекарей по штату в наличии было только 23, а из 50 лекарских учеников – 20. Одной из причин недостатка медицинских специалистов во флоте являлось нежелание иностранных лекарей служить на кораблях.

Развитие военноморской медицины в XVIII–XIX веке

В 1733 году были открыты госпитальные школы при Петербургском и Кронштадтском госпиталях.

Дальнейшее совершенствование военно-медицинского образования было продолжено во второй половине XVIII века. Особое значение этому уделила Екатрина II, во многом развив и воплотив в жизнь то, что еще ранее было задумано Петром I.

В Санкт-Петербурге в 1783 году Екатериной II был учрежден Императорский медико-хирургический институт подготовки врачей для выходцев из Остзейских (Прибалтийских) земель, более известный как Калинкинский медико-хирургический институт.

По указу Екатерины II в 1786 году госпитальные школы при Санкт-Петербургском сухопутном военном госпитале и адмиралтейском военном госпитале после их объединения преобразованы в Санкт-Петербургское медико-хирургическое училище, на базе которого в 1798 году была создана по Указу Павла I Императорская медико-хирургическая академия. Московская и Кронштадтская госпитальные школы приобретают статус училищ. Дата подписания указа Павла I считается днём основания Медико-хирургической академии, но открытие её состоялось в 1800 году. Курс учения продолжался 4 года (класса); воспитанники 1-го и 2-го класса назывались учениками, 3-го и 4-го – студентами.


С этой книгой читают
Публикация почти неизвестного архивного дела о «противностях» красноярских жителей освещает их социально-политические взгляды, различные обстоятельства их повседневной жизни, черты ментальности, диапазон морали и нравственности. Эта Вторая шатость не просто «бунт» и «государева измена», не столько народное антифеодальное движение, как считали события подобного типа многие советские историки, а и своеобразная форма социального сотрудничества с цен
150-летие со дня рождения Валерия Брюсова – повод вспомнить о поэте, о котором многие хотели бы забыть. Почему? Потому что он принял революцию, ратовал за человека труда, за прогресс, считал себя марксистом и сотрудничал с наркоматом Просвещения. К тому времени он успел стать живым классиком, основателем новой литературной школы, вождем символистов. У него учились все русские поэты Серебряного века. В стихотворении «Грядущие гунны» он задолго до
История Советской Литвы и история компартии Литвы – это драматический, волнующий и захватывающий рассказ о людях, судьбах, верности идее и стремлении к цели большинства литовского народа. В настоящее время компартия Литвы опять запрещена и действует в подполье, а нынешние власти Литвы не одобряют память о тех, кто боролся на установление Советской власти в Литве, сражался за неё со всем советским народом во время Великой Отечественной войны, восс
Сборник составлен из воспоминаний латышских социал-демократов большевиков времен первой русской революции 1905-1907 гг., активных деятелей латышского советского движения перед и после Великой Октябрьской революции, красных командиров из состава латышских стрелков. Статьи очевидцев событий и современных историков анализируют боевой путь латышских красных стрелков через сражения мировой и гражданской войны в Советской России и в Испании, рождение Р
«Милости просим. Заходите в пестрый мир нового русского счастья… Вы и сами не заметите, как в погоне за его призраком окажетесь в сладком уединении, в чужом городе – однако ненадолго; как поколотите замучившего всех гада, как будете ждать рождения нового человека, как встретите брата из армии, жадными ложками будете глотать свадебный торт, запивая испанским хересом, – словом, заживете жизнью героев истории».Произведение входит в сборник «Счастье-
«Милости просим. Заходите в пестрый мир нового русского счастья… Вы и сами не заметите, как в погоне за его призраком окажетесь в сладком уединении, в чужом городе – однако ненадолго; как поколотите замучившего всех гада, как будете ждать рождения нового человека, как встретите брата из армии, жадными ложками будете глотать свадебный торт, запивая испанским хересом, – словом, заживете жизнью героев истории».Произведение входит в сборник «Счастье-
Каждая история является особой по-своему. Одна история может хранить в себе тайну, другая – любовь. История Ричарда Оуэнса может показаться поразительной, ведь на жизнь этого человека выпала и тайна, и любовь, и убийство, и предательство, и ложь, и позор, и торжество, и просветление. Одна жизнь, одна история, лишь прикоснувшись к которой вы не сможете остаться к ней равнодушны.
Лень – двигатель прогресса. Человечество с удивительным упорством стремится иметь блага при минимуме усилий. Но порой, гениальные на первый взгляд изобретения, влекут за собой непредсказуемые последствия. Что принесут существа, появившиеся в результате экспериментов, нашему миру? Смогут ли люди вернутся к исходной точке?