«Судьба нам меч вручила,
чтобы покой отцов хранить».
Из песни прапорщика Раевского
Воспоминания о Костромской ракетной дивизии.
Ракетные войска стратегического назначения начали свое становление в конце 50-х годов. Но чтобы лучше понять и представить себе роль и значимость первопроходцев-ракетчиков, надо начинать разговор с истории появления этого оружия. Надо окунуться в те времена, представить себе особенности и сложности бытия людей в те периоды жизни.
Ведь история это повесть о былом, это повествование о жизни и быте народа в прошлом. А зачем это надо знать живущим ныне? Да, история для государства это его корни. Лишить государство его истории это все равно, что лишить дерево корней – они погибают.
История Костромской ракетной дивизии это только один этап – небольшой по времени, но очень важный в государственном плане.
Все дела наши были окутаны строжайшей секретностью, и даже самые близкие люди об этом ничего не знали. Теперь говорить можно и нужно, ибо это память о людях особой военной профессии, а память это способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления. В 1962 году никто из костромичей не знал и не ведал, какую задачу в костромских лесах выполняли эти военные люди. Память о них мы должны передавать из поколения в поколение, тем более, что теперь многие потомки ракетчиков стали костромичами.
Первое ракетное оружие появилось одновременно с изобретением порохов.
К стреле крепилась бумажная гильза с порохом. Стрела с пороховым двигателем и есть первый образец ракетного оружия, ибо сила, продвигающая стрелу в сторону противника, создается в самом летательном аппарате непосредственно на траектории полета. Здесь сам носитель является поражающим элементом – оружием.
С годами развиваются и оружие поражения, и сам носитель.
В России первые образцы ракет применялись при обороне Севастополя и в русско-турецкой войне 1874 – 1878 гг. В молодой Советской республике специалисты по ракетостроению готовились в академиях Дзержинского и Жуковского. Неоценимы труды талантливого изобретателя Циолковского. Однако основным стимулом в развитии ракетостроения явилось появление ядерного оружия в середине 50-х гг. прошлого столетия.
С ядерным оружием тоже было не так-то просто. Ученые физики и химики давно знали, что ядро состоит из положительно заряженных протонов и нейтральных частиц – нейтронов. Известно, что положительные частицы отталкиваются друг от друга, а вот в ядре они очень прочно удерживаются какими-то ядерными силами, причем они действуют только на расстояние радиуса ядра. Эти ядерные силы обладают энергией в миллионы раз превышающей энергию, выделяемую при химических реакциях. Ядерные силы удалось выделить, но одномоментно, во взрыве. Вот вам и ядерное оружие.
Использованием ядерной энергии еще в довоенный период занимались ученые Советского Союза, Германии, Англии и Америки. Война помешала всем, кроме США. Пока мы в Европе занимались войной, американцы там у себя создавали атомную бомбу, и в 1945 году продемонстрировали ее разрушительную мощь на земле Японии. Для завершения Второй мировой войны взрывы были уже не нужны. Американцы как бы заявили всему миру: слушайтесь нас и делайте, что мы скажем, иначе получите то же, что испытали японцы.
Правительство Советского Союза поставило задачу: создать атомную бомбу и организовать производство нового вида вооружения. И процесс пошел. Наскребли по сусекам 10 кг плутония, мобилизовали все силы ученых, разведки, организовали новое производство. Прошло ровно 4 года. В 1949 г. изготовлен первый советский ядерный заряд мощностью в 12 килотонн, создан Семипалатинский ядерный полигон, где заряд и был взорван. Еще через 4 года испытан первый в мире термоядерный заряд, мощность которого измерялась уже мегатоннами.
Допуск к этому сверхмощному оружию был только у ученых и конструкторов-атомщиков, а также инженерно-технического персонала Министерства среднего машиностроения. На это министерство возлагалось: разработка, производство, хранение и своевременная подготовка ядерных боеприпасов к использованию.
А теперь посмотрите. В 1950 г. в арсенале Минсредмаша было всего 5 боевых ядерных зарядов, а в 1956 г. уже 400. Для хранения и подготовки их к боевому применению в министерстве создаются две сборочные бригады из офицеров ВВС и ВМФ. Но вот приходит 1958 г. В арсенале у нас 900 ядерных боеприпасов. Из оборонной промышленности в Министерство обороны передаются все сборочные бригады и центральные базы хранения вместе с боезарядами и личным составом. Режим секретности, опасности и ответственность также передаются в войсковые части МО.
Для использования ядерных боезарядов нужны носители, которые есть в авиации, военно-морском флоте и в ракетных войсках. Самые мощные – термоядерные боезаряды, конечно же, поступают для использования в Ракетные войска стратегического назначения, которые являясь ракетно-ядерным щитом и мечом, предназначены для выполнения стратегических задач государства.
Первыми носителями ядерных боезарядов были самолеты, поэтому по авиационной терминологии их называли «атомными бомбами». Но неоднократное испытание этих бомб показало, что носителем должна быть ракета. Теперь, естественно, ядерный боезаряд уже не бомба, а головная часть ракеты.
Прежде чем переходить к личному составу ракетной дивизии, надо напомнить еще об одной особенности периода 50-х гг. Это соотношение количества ядерных боезарядов у США и СССР. Приведу только ранее упоминаемые годы:
В этой обстановке правительство приняло единственно правильное решение: догнать Соединенные штаты по количеству ядерных боеприпасов и создать необходимое количество объектов доставки их в любую точку Земного Шара. Программа, эпохальная по масштабам, была выполнена советским народом в кратчайшие сроки.
Одно дело, когда создается новая дивизия, скажем, в авиации, в десантных войсках и других видах войск, уже существующих. Но совсем другое дело, когда создается новый вид войск и одновременно 13 дивизий на пустом месте, когда нет никакой базы, ничего неизвестно о вооружении, особенностях выполнения боевой задачи полкам и дивизионам, и много, много других неизвестных.
Принцип комплектования был заложен такой.Командир дивизии, его заместители и основные службы должны комплектоваться опытными, перспективными офицерами, которые имеют боевой опыт в Великой Отечественной войне.
Командирами полков и дивизионов, а также их заместителей, надо назначать также из участников войны. Эти офицеры имеют большой опыт работы с личным составом, знают службу войск, могут организовать уставной порядок в подразделениях.