Фракталы хоть и знакомы многим из курса по математике, на деле выходят далеко за рамки учебников. Это то, что нас окружает, в чем мы живем: от природы до бизнеса. Суть этой системы в том, что она состоит из одних и тех же элементов разных размеров, поэтому бесконечно повторяется сама в себе.
Снежинка
Декоративная капуста
Архитектура
Собор Рождества Девы Марии в Милане
Глиняная крыша базара, г. Йезд, Иран
Искусство
Кацусика Хокусай. Большая волна в Канагава
Эти примеры иллюстрируют главный признак фрактальности – «часть-целое», когда большие и маленькие элементы системы копируют друг друга. Такое встречается на разных уровнях организации мира:
Электроны зависимы от атома и движутся вокруг него, то же самое происходит и с планетами, которые вращаются по траектории вокруг Солнца. В обоих случаях есть ядро и зависимые от него элементы. Похожа даже траектория движения.
Да, фрактальность это не только про визуальное самоповторение, но и про повторение систем и моделей поведения:
Мы – «дом» для бактерий и вирусов. Когда мы принимаем антибиотики, это вредит не только патогенным микроорганизмам, но и полезным бактериям – они погибают. На нас это может отразиться через нарушение метаболизма и проблемы с иммунной системой. И наоборот – если кормить их клетчаткой, пробиотиками, заниматься спортом, то это будет стимулировать бактерии и мы почувствуем себя лучше.
Точно так же мы влияем на «самочувствие» нашего дома – планеты Земля. Из-за промышленной деятельности людей повышается средняя температура, горят леса, быстрее тают ледники. Но если мы изменим бытовые привычки, а корпорации начнут вести производство без урона для экологии, в конечном итоге не только планета, но и мы сами почувствуем изменения в лучшую сторону.
Работу в компаниях тоже строят по принципу фрактальности:
Компании состоят из отделов, команд, сотрудников. Компания «думает» отделами, отделы – командами, которые трудятся над проектами, а команды – людьми, каждый из которых занимается своей работой.
Если понаблюдать за животными в стае, можно увидеть любопытные параллели с обществом, бизнесом и политикой.
Например, вожак стаи – волк – хоть и лидер, но не является отдельным элементом. Он живет во фрактальной системе: ощущает себя частью стаи. Самостоятельной частью.
Если в стае проблемы, то это его недочет, как лидера. Поэтому он меняет тактику и принимает другие решения. Система проверяет его лидерские качества. Отсюда нападения и проверки от более молодых волков. Стая – это отражение вожака, а вожак – отражение стая. Они неделимы и живут как один организм.
Классическая волчья стая, которая живет в дикой природе, – это родители и их потомство. Стая может приютить и неполовозрелых молодых волков. Вожак здесь – не тиран, он живет фракталом и понимает, что часть большой системы. Другими словами – это семья, где есть только дети и родители. То же самое мы видим и у людей.
Есть и другая модель стаи, о которой все любят говорить, – жесткая иерархия, где есть альфа- и бета-самцы, а управление происходит «сверху вниз». Такая модель появилась вынужденно. В основном, волки формировали ее только тогда, когда были заключены в зоопарках и заповедниках в целях исследования. Это уже не семья, а взрослые и чужие друг другу особи, запертые в одном месте. Поэтому появилась необходимость борьбы за место под солнцем.