Фотограф Антон Викторович Кротов
© Антон Викторович Кротов, 2022
© Антон Викторович Кротов, фотографии, 2022
ISBN 978-5-0056-9782-0
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Пакистан – одна из самых интересных стран зарубежной Азии. Расположенный недалеко от стран нашего бывшего Советского Союза, прямо к югу от Таджикистана, он манит путешественников своей загадочностью. Это не пляжно-курортное направление – там пока нет раскрученных туристических точек, типа Шарм-эль-Шейха, Гоа или Бали. Да и хорошо, что их нет. Долгие годы русские знали про Пакистан немного – разве что то, что Пакистан поддерживал в 1980-е годы афганских оппозиционеров (моджахедов), а в 1990-е годы – режим талибов (запрещённых в РФ, признанных террористическими). Некоторые люди, кто занимается бизнесом, знают, что в Пакистане много дешёвых товаров, в частности текстиль. И немногочисленные альпинисты ведали, что там, в Пакистане, на границе с Китаем, находится вторая по высоте гора мира – К2 (Чогори), высотой 8611 метров, и много других диких, неокультуренных и интересных этим гор. Вот и все знания про Пакистан обычного россиянина, которого с детства приучили, вообще, бояться всяких «станов».
Пакистан появился на карте мира в 1947 году, в ходе раздела Британской Индии – до этого слова «Пакистан» в мире среди названий стран не встречалось. Британская Индия была большая, в своём максимальном расцвете достигшая площади пяти миллионов квадратных километров (почти треть площади РФ). В двадцатом веке в Индии росли и набирали силу разные национально-освободительные движения, призывавшие народ скинуть путы колониализма, послать куда подальше заморских хозяев и зажить богато, сыто, по-человечески. Процесс скидывания пут затянулся на десятилетия, и вместе с освобождением от зависимости был осуществлён раздел страны на Индию и Пакистан. Заморские хозяева скрылись на своём родном острове, а Индия и Пакистан начали враждовать друг с другом – процесс, затянувшийся и до наших дней. Советский Союз традиционно поддерживал Индию во всех территориальных спорах, индийцы считались друзьями, а к Пакистану в Союзе было такое, напряжённое отношение.
Первая поездка в 1998 году
В первый раз я побывал в Пакистане в феврале 1998 года. Тогда, в ходе экспедиции автостопом в Индию, я с группой товарищей достиг Тегерана, где, согласно моему предварительному плану, мы получили пакистанские транзитные визы в посольстве этой страны. Дальше наш путь лежал через Захедан (на юго-востоке Ирана) и пограничный переход Тафтан в не изученный нами ранее Пакистан. Мы вышли из цивилизованного и культурного, вполне понятного Ирана в настоящую Азию – в Пакистан – через небольшую металлическую дверцу… Мне тогда стало ясно, что реальная граница между Европой и Азией проходит именно там!
Пакистан мне тогда очень понравился – своими людьми, их гостеприимством, разукрашенными разноцветными автобусами и грузовиками, хорошим автостопом. Но кое-что было сложно воспринимать – повсеместный хаос, мусор, очень острую пищу. Одного из участников поездки, Максима Крупнова, обворовали в гостинице в Лахоре в последний день пребывания в стране. Нужно было, конечно, к Пакистану привыкнуть, а мы это за десять дней не успели сделать.
(На моём фото 1998 года – пакистанская городская улица)
После Пакистана мы прибыли в Индию и познакомились с индийцами1. Там всё оказалось ещё сложнее, чем в Пакистане: еда была ещё более острая (но индусы, по счастью, не торопились нас угощать), мусора и хаоса было ещё больше, гостеприимство было куда менее развито, а водители попутных индийских грузовиков, в отличие от пакистанских, нередко требовали денег за проезд. Несмотря на это, полтора месяца в Индии прошли очень интересно, и постепенно мы начали привыкать к еде и к стране.
Назад все участники ехали по-разному; кто-то вернулся домой на самолёте, один участник (Сергей, известный нынче под ником Сергей Гунь) решил остаться в Индии навсегда, а трое в лице меня, Руслана Кокорина и Максима Крупнова собрались в Москву примерно тем же маршрутом. В апреле 1998 года мы получили в Дели визы для обратного путешествия – транзитные визы Пакистана и Ирана – и поехали домой. Через переход Атари – Вага, через уже известный нам хаотический Лахор (где Максиму удалось получить в отеле половину украденных у него денег), мы отправились, уже поездами, в Кветту, а потом на границу с Ираном. Ещё несколько дней – и мы уже ехали по просторам нашей родной страны.
Подробно о том путешествии 1998 года я написал в книге «Автостопом в Индию», которую можно найти легко в бумажном или электронном виде. Поэтому я не буду сейчас сильно загромождать книгу своими воспоминаниями четвертьвековой давности, и перемещусь в настоящее время.
Переходим к 2021 году. Готовлюсь к новой поездке
Итак, с первой поездки прошло уже больше двадцати лет, я так в Пакистане больше и не побывал2. Только десять дней на пути в Индию и пять дней на обратном пути. За это время поменялось много чего: Интернет вошёл в повседневную жизнь во всём мире; россияне успели несколько раз разбогатеть и обеднеть; в нашей стране появился постоянный и активный Президент; в Пакистане изобрели и испытали атомную бомбу, равно как и в Индии. Одно оставалось стабильным – сложности с получением пакистанской визы в Москве. Где её только ни старались люди получать – и в Иране, и в Индии, и в Китае, и в Афганистане; московское посольство хотело уже 120 долларов за туристическую визу, но неохотно давало и за такие деньги – требовалось приглашение, редко удавалось обойтись без него. Несмотря на эти трудности, многие мои друзья съездили в Пакистан, иногда совмещая Пак с посещением соседних стран. Уже упростилась виза Ирана и стала выдаваться часто по прилёту; упростилась Индия – появилась электронная виза, выдаваемая по Интернету; стали безвизовыми для россиян Южная Корея, Израиль, маленький, но гордый Бруней, Арабские Эмираты, ЮАР, вся Центральная и Южная Америка… А Пакистан был всё сложен для получения виз.
И тут, примерно в одну историческую эпоху, происходит следующее. Во-первых, пакистанское правительство решило сделать Пакистан важным туристическим направлением. Сперва обещают, потом реально вводят выдачу виз по Интернету всем желающим туристам из 170 стран с минимальными требованиями, всего за 35 долларов. Визы делаются примерно неделю – иногда, правда, сайт просит загрузить приглашение, но чаще бронирования гостиниц по дороге подходят, даже неоплаченные бронирования. Во-вторых, довольно вскоре после этого на мир находит эпидемия коронавируса. Закрываются почти все привычные нам направления зимовки и заграничных путешествий. Закрывается наглухо Китай, Юго-Восточная Азия, Индия, Индонезия, частично закрытой пребывает Европа и многие африканские страны, например Мадагаскар. На их фоне Пакистан остаётся редким открытым направлением, куда пускают практически всех – просят только предъявлять справки о взаимоотношениях с модным коронавирусом.