Амвросий Преподобный - Всегда радуйтесь. Наставления, утешения. Жизнеописание

Всегда радуйтесь. Наставления, утешения. Жизнеописание
Название: Всегда радуйтесь. Наставления, утешения. Жизнеописание
Автор:
Жанры: Православие | Духовная литература
Серия: Библиотека всемирной литературы
ISBN: Нет данных
Год: 2019
О чем книга "Всегда радуйтесь. Наставления, утешения. Жизнеописание"

Амвросий Оптинский сумел монашеским служением соединить свои чувства с Богом, его слова пропитаны благодатью Божией, что и помогало ему принимать участие в судьбах людей и давать им по-настоящему ценные советы. В книге собраны письма и советы почитаемого старца, ставшего прототипом старца Зосимы в романе Федора Достоевского «Братья Карамазовы», на самые разнообразные случаи жизни.

Бесплатно читать онлайн Всегда радуйтесь. Наставления, утешения. Жизнеописание


© ООО «Издательство «Северо-Запад», 2019

© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2019

Письма к монашествующим лицам

Общие праздничные приветствия

1. «Простим вся воскресением»

Сестры о Господе и матери!

Кому по немощи и по скорости не мог написать, тех всех купно поздравляю с предстоящим великим Торжеством христианским. Когда в церкви будет воспеваться всерадостное: «Христос воскресе!», – тогда и от меня, грешного, примите сие приветствие, с благожеланием каждой из вас мирного духовного чувства и благодушного и благоприятного расположения ко всем, оставляя, по слову апостольскому, аще кто на кого имать некое поречение, так как в это время Церковь воспевает: «простим вся Воскресением».

2. О великом снисхождении рождшегося Господа и о нашем окаянстве

Мудрствующим о Господе!

Милостью и долготерпением Божиим паки и паки достигаем времени ежегодного празднования Рождества Христова.

Вместо простого обычного поздравления хочу вам сказать несколько слов о великом таинстве великого сего праздника. Церковь в песнях своих уже призывает верных высокими умы созерцать странствие Владычне и очищенными сердцами таинственно насладиться безсмертныя трапезы во убозем вертепе: како везде Сущий, преклонив небеса, сниде на землю, не оставль недр Отеческих; како Невидимый видим бысть; како собезначальное Слово и Соприсносущный Сын Божий Сын Девы бывает; како Предвечный и в вышних Непостижимый от Девы рождается днесь, яко Младенец; како Неприступный всем днесь, яко Младенец, объемлется Матерними девическими руками; како покрывали облаками небо днесь, яко Младенец, пеленами повивается; како вся премудростию Сотворивый, днесь, яко повитый Младенец, в яслех скотиих полагается, да безсловесия избавит человеки; како питаяй всяческая днесь, яко Младенец, млеком Матерним питается. О, таинства страшнаго! О, вещи непостижимыя! Како Бог непреложно Человек бывает, да богом Человека соделает, предглаголавый пророком (Пс. 81: 6–7): Аз рех: бози есте вы, и сынове Вышняго вcи. Но, – о, окаянства нашего! – мы же яко человецы умираем. О, суетства нашего и нерадения о Божественном всыновлении! Возлюбихом паче рабство страстей и злаго ради произволения нашего, волею и неволею подклоняем выю игу супротивнаго. О, ослепления нашего и омрачения! Блаженны ушеса пастырей оных, слышавшия како на воздусе Ангели, воспевая славу Богу в Вышних, благовествовали мир земле и Божие благоволение человекам. Блаженны их очеса, видевшия, яко Агнца непорочна, во чреве Мариине упасшагося. Блаженны и все те, которые сподобляются Божия благоволения и мира, всяк ум превосходящаго. Блаженны и премудрые волхвы, пришедшие от далеких стран поклонитися Рождшемуся от Девы, принесшие Ему достойные дары: злато яко Царю, ливан яко Богу и смирну яко Мертвецу безсмертному. Блаженны и все, достойно покланяющиеся Ему духом и истиною, принося Ему дары, кийждо по силе своей: ов яко злато, праведныя лепты милосердия, ов яко ливан и благовонное кадило – славословие и чистые молитвы покаяния и исповедания; ов же яко благоуханную смирну – благодарное воспоминание страданий и благоговейное поклонение животворящим язвам Вочеловечшагося и плотию Распеншагося за спасение наше. Но что сотворим мы, унылые и нечувственные, от них же первый есмь аз, не могуще возвышенным от земли умом и очищенным сердцем насладиться безсмертной сей трапезы во убозем вертепе. Смиряясь и зазирая себя, да внемлем усердно с благоговением чтению и пению церковному и от них, яко от источника жизни и безсмертия, да почерпаем себе утешение и вразумление и спасение, милостью и неизреченным человеколюбием Воплотившагося нас ради Сына Божия, Емуже подобает слава и держава, честь и поклонение, со безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Неизреченно Родивыйся от Девы, помилуй нас, студных, за молитвы Пречистыя Твоея Матери и всех благоугодивших Тебе!

3. Праздник Пасхи напоминает о будущем и всеобщем воскресении

Сестры о Господе и матери!

Поздравляю вас с праздником Рождества Христова и вместе с наступающим Новым годом. Воплотивыйся и Родивыйся от Девы – да подаст вам и нам, по неизреченному человеколюбию Своему, то, чесого ради сниде на землю и воплотися. Воплотися, – да обновит истлевшее грехом естество наше. Воплотися, – да избавит нас от власти мучительства диавола. Воплотися, – да спасет нас, и не точию да спасет, но и да сотворит нас Себе сыны, дщери и наследники Царствия Своего, за все сие ничего не требуя, токмо единого благого нашего произволения к снисканию сего несказанного наследия Божия; тогда Он Сам будет нам помогать, усиливая наше благое изволение и подавая нам крепость в благих наших действиях, как говорит апостол: «Бог бо есть действуяй в вас, и еже хотети, и еже деяти, о благоволении». С нашей стороны вся сила и важность сего Дела состоит в благоволении, то есть в благом изволении благоугождать Господу; тогда Сам Господь будет действовать и помогать нам в деле спасения нашего, по сказанному: без Мене не можете творити ничесоже (Ин. 15: 5).

Из всего сказанного видно, что дело нашего спасения зависит и от нашего произволения, и от Божией помощи и содействия. Но последнее не последует, если не предварить первое. Мир всем! и духови вашему!

4. Родившийся Христос приносит нам великие блага, воспользоваться коими зависит от нашего произволения

Мудрствующим о Господе!

К празднику Рождества Христова вместо обычного поздравления писал я вам о великом таинстве великого сего праздника. Желал бы и теперь сказать вам что-нибудь о таинственном значении торжества христианских торжеств, то есть праздника Воскресения Христова. Но по слабости болезненной не имею к тому ни сил, ни возможности. Разве только вкратце скажу, что ежегодное торжественное празднование светлого праздника Воскресения Христова, кроме собственного значения, служит для нас и напоминанием о всеобщем и всемирном воскресении, что особенно видно из знаменательных действий Пасхальной утрени.

Первое. В светоносную ночь, после прочтения полуношницы, бывает торжественное исхождение и обхождение храма священнослужителями и всеми верными с возжженными свечами, при несении креста и святых икон и звоне колоколов. Явно, что это церковное действие прямо указывает на Евангельскую притчу о десяти девах, в полуночи возбужденных воплем: Се, жених грядет, исходите в сретение его. Тогда восташа вся девы тыя и украсиша светилники своя… и изыдоша в сретение жениху (Мф. 25: 1–7). Девы эти – души верующих. Жених – Христос. Ночь – жизнь века сего. Светильники – вера и добрые дела… Как Евангельская притча, так и торжественное обхождение храма верными при звоне колоколов не изображают ли всеобщее воскресение при конце мира, когда глас трубы Архангельской возбудит всех мертвых, и верующие в Господа, подобно Евангельским девам, изыдут в сретение Ему со светильниками своими, каждый по достоинству своему.


С этой книгой читают
«Приехав в Москву, я воровски остановился в незаметных номерах в переулке возле Арбата и жил томительно, затворником – от свидания до свидания с нею. Была она у меня за эти дни всего три раза и каждый раз входила поспешно, со словами: – Я только на одну минуту… »
Главный герой романа Авдий Каллистратов, бывший семинарист, выезжает по заданию молодежной редакции в Моюнкумскую саванну за материалом про анашистов, собирающих коноплю. Им движет не только задание, но и мысль спасти павших и снова сделать из них людей. Наивный Авдий воспринимает мир только через «призму добра» и, сам того не замечая, иногда становится орудием в руках зла…
«Человеческий разум не способен разобраться в своей сущности, и, полагаю, мы должны благодарить природу за ее милосердие. Мы живем на блаженном острове невежества среди черных морей бесконечности, которые нам едва ли суждено переплыть. Науки устремились каждая в своем направлении и не принесли нам особого вреда. Но когда-нибудь, систематизируя обрывки знаний, мы обнаружим чудовищные сферы действительности и поймем, сколь ничтожно в них наше место
Едигей – главный герой романа, железнодорожный рабочий, проживший практически всю жизнь на разъезде Боранлы-Буранный, затерявшемся в безбрежных сарозекских степях, и в этом суровом краю укоренились только двое – Едигей и его друг Казангап. И вот Казангапу пришло время умирать. Потеряв лучшего друга, Едигей решает похоронить его на старинном кладбище Ана-Бейит, овеянном множеством легенд и преданий. Одновременно в художественную ткань романа вплет
Амвросий Оптинский – священнослужитель Русской православной церкви, иеромонах; почитался при жизни как старец. Стал прообразом отца Зосимы в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». Прославлен в лике святых в июне 1988 года на Поместном Соборе Русской православной церкви. Василий Розанов – знаменитый русский религиозный философ, литературный критик и публицист, так вспоминал о своей встрече со старцем: «Благодеяние от него льется духовное,
В книге воспроизводятся рассказы о святом подвижнике и юродивом XX в. Гаврииле (Ургебадзе), переданные специально для данного издания людьми, близко знавшими о. Гавриила при его жизни. Составитель уделил особое внимание тому, чтобы повествование об о. Гаврииле сохранило дух живого, искреннего рассказа очевидцев, оставаясь именно свидетельством подвигов святого, способным оказать влияние на современного человека.
В этой книге собраны цитаты из Священного Писания и высказывания святых отцов и священников о любви к Богу, к ближнему, о любви между мужчиной и женщиной, о сути брака, о семье, детях – то, из чего во многом складывается жизнь обычного человека.
Беседы, которые автор проводил в 1990—92 гг. в качестве добавления к огласительным беседам, представляют собой благовествовательный жанр, любимый святыми отцами и учителями Церкви в «классические» святоотеческие столетия (III–IX вв.). Он является довольно забытым в новое время. Жанр беседы отличается от проповедей или писем духовным чадам тем, что это прежде всего устный жанр: речь беседы течет в стилистике живого диалога со слушателями. В беседа
Автор книги «Современные проблемы каноники и экклезиологии в Русской православной церкви» прот. Павел Адельгейм был одним из лучших в Русской церкви специалистов по церковному праву. Начиная с 2008 года он читал в Свято-Филаретовском православно-христианском институте курс лекций по проблемам каноники и экклезиологии, посвященный сложным вопросам применения канонов в современной церковной жизни. Курс затрагивал темы канонического статуса священни
Алексей Иванов О ПРОЗЕ СЕРГЕЯ ОЧИНЯНА Европейцы в тропиках, юмор, шумные и простодушные аборигены, сладкая истома дауншифтинга. Автор весело, изящно и остроумно рассказывает нам о многообразном течении русско-малабарской жизни. Лёгкие новеллы Очиняна не напрягают ничем; при всей умной и тонкой наблюдательности авторского взгляда, новеллы – отдых для души и сердца. Книга Очиняна – индийское отражение русского национального характера и быта.
Описанные путешествия пронизаны романтикой, удивительными приключениями, искрометным юмором и, конечно, любовью. С именем Амира Тимура – основателя империи тимуридов на Востоке в Средние века – связано множество легенд, с одной из них героям этого романа пришлось соприкоснуться в 80-е годы прошлого века.
Когда команда КЭПа («Коммуникативной экспедиции предконтакта») во время одного из заданий по нелепой случайности уничтожила неизвестную форму жизни, максимум, что грозило экипажу – дисциплинарное взыскание. Обидно, конечно, и жалко потенциальную цивилизацию, но вот чего не ожидали Ева, Ешка и Ким по возвращению на Землю, так это того, что «погибшие» уже вплотную подбираются к колыбели человечества.
Студенческие годы, романтические чувства, юношеский максимализм, все смешалось в один яркий сюжет.Завершение одних отношений может стать прологом для новых.А противоположность в характерах, не может помешать зарождению новых чувств.