Богослужение – служение Богу. Почему и для чего?
Человек может узнавать о Боге из разных источников: рассматривая и изучая сотворенный Им мир, познавая глубину и красоту человеческой личности, соприкасаясь с подлинным искусством. Но полное и совершенное знание о Боге даровано Им Самим через Откровение. Божественным Откровением мы называем Писание, то есть Библию, и Предание, духовную традицию, в свете которой мы понимаем книги Священного Писания.
Божественное Откровение – основа всей церковной жизни. Бог открывается в Церкви и ее учении как Пресвятая Троица – Отец, Сын и Святой Дух. Мы знаем Бога как совершенную Любовь, которая выразилась в творении и Боговоплощении. Писание свидетельствует, что Бог не нуждался ни в чем, но, чтобы призвать человека к жизни, Он сотворил мир и самого человека[1]. А когда в грехопадении человек стал смертным, тогда в мир пришел Божий Сын.
Он воплотился – стал человеком и принял смерть, чтобы победить ее Воскресением и даровать всем верующим в Него жизнь вечную.
Мы отвечаем на любовь Бога тем, что учимся жить так, как Он учит в Евангелии, то есть прежде всего любить Бога и ближнего[2], помнить о своем духовном призвании – искать Царство Божие[3]. Наша любовь к Богу выражается в памяти о Нем и желании общения с Ним. Мы можем обращаться к Богу в молитве, дома или на богослужении.
Бог ни в чем не нуждается – молитва нужна человеку. Нам необходимы прошения, покаяние, благодарение и прославление Бога. Мы славим Его, потому что нам открыто Его величие, и мы знаем, что Он сделал для нас. Мы молим Его обо всем необходимом в нашей жизни.
И Господь не только принимает нашу молитву, но мы верим, что Он невидимо пребывает с нами в Церкви на богослужении.
Об этом Сам Господь говорит так: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них[4]. Господь дарует нам благословение – одобрение и помощь, прощение наших ошибок и освящение в таинствах Церкви.
Богослужение выражает наше знание о Боге, сопровождаемое чувствами смирения и благоговения, а также воплощает высоту нашего призвания: обращаться к Богу и быть Божьими детьми, а по отношению друг к другу – братьями и сестрами.
Бог невместим и в целом мире. Но Господь обещал Своим ученикам никогда их не оставлять: Я с вами во все дни до скончания века[5]. Господь пребывает с нами в Церкви и ее таинствах. Храм являет присутствие Бога среди нас. И наконец, Бог может обитать в сердце человека.
Апостол Павел говорит всем Христовым ученикам: Разве вы не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет среди вас?[6] То есть человек сам должен стать храмом для обитающего в нем Бога. Исполнение этих слов мы видим на примере святых, и вместе с ними мы, самые обычные люди, составляем единую Христову Церковь.
Одно из значений слова «церковь» – «собрание». Именно это означает греческое слово «экклесия», которое звучит в греческом тексте Евангелия от Матфея из уст Спасителя, когда Он говорит о Церкви[7].
И церковь как здание выражает идею Церкви как собрания всех призванных Господом. Причем это собрание не ограничено только видимой стороной, но мы верим, что в Церкви во время богослужения присутствует вся ее полнота: Ангельские Силы и святые, все, кого в Себе объединяет Христос Бог, – все верующие в Него всех времен и народов.
Славянское слово «церковь» происходит от греческого «кириакин» – «Дом Господень». Так греки называли храм. И действительно, храм – место особого Божьего присутствия. Храм – дом Божий, и, приходя в него, мы приходим к нашему Небесному Отцу.
Большой храм называется собором, главный собор епархии носит название кафедрального, потому что в нем находится кафедра, «трон» архиерея. Храм может быть отдельным зданием, а может находиться внутри помещения, например в учебном заведении (такой храм называется домовым).
Община христиан, собравшихся при храме, действующая по благословению архиерея и под управлением священника-настоятеля, называется приходом.
Первые годы после Вознесения Господа христиане еще посещали Иерусалимский храм, но таинство Причащения, установленное Господом на Тайной Вечери, совершали в домах. В основе первоначального христианского богослужения лежит как ветхозаветная богослужебная традиция, так и Тайная Вечеря. И на формирование христианского храма повлиял как Иерусалимский храм, так и Сионская горница, в которой Господь установил таинство Причащения. (Сион – название одного из холмов Иерусалима.)
Созданию Иерусалимского храма предшествовала скиния – шатер, который по Божьему повелению соорудил Моисей на пути из страны рабства в Землю Обетованную. Скиния разделялась на три части. Самая важная, отделенная завесой, называлась Святая святых, ибо там хранился Ковчег Завета – облицованный золотом ларец. Установленные на его крышке скульптуры крылатых херувимов (Ангельских Сил) словно охраняли помещенные внутри святыни: золотой сосуд с манной (ею Бог питал народ в пустыне, и она же была прообразом таинства Причастия), жезл священника Аарона – брата Моисея, а также скрижали – плиты с десятью заповедями Ветхого Завета.