ГЛАВА 1
Свадьбу назначили на субботу. Лида волновалась и готовилась уже с понедельника. В четверг после работы собралась в парикмахерскую (не стричься, а как-нибудь особенно уложить её длинные волосы), заодно записалась на ногти, хотя чаще делала маникюр сама. Но ради такого дня…
Лида считала, что незамужняя девушка в двадцать восемь лет на чужой свадьбе должна выглядеть ухоженной, счастливой и независимой. Наверно, глупо думать, что все станут смотреть на нее с сочувствием. Половина гостей её не знает, остальным вряд ли будет до нее дело… не надо преувеличивать собственную значимость. И все же необходимо казаться счастливой и радующейся чужому счастью. Кстати, счастью молодых Лида действительно рада. Она за себя не рада… Но это никого не касается.
Лида заранее представила множество родственников, которые приедут на свадьбу ее двоюродной сестры. Не может быть, чтобы никто не полюбопытствовал, как у нее, Лиды, дела. Вот обязательно найдётся некто, кто примется ласково выспрашивать, когда же она-то собирается замуж?..
Вот если бы у нее был знакомый… Просто знакомый, хороший друг. Можно было бы попросить его поехать с ней, притвориться, как будто они пара. А потом, как бывает в романах, им пришлось бы изображать пару и в других ситуациях, на разных семейных встречах. А потом он бы в самом деле влюбился в нее…
Такие истории Лида могла сочинять бесконечно.
В ЗАГС Лида отправилась одна – родители обещали приехать сразу в ресторан. Поглядела на себя в зеркало: выглядит она неплохо… сейчас главное – не вызывать жалость…
Приехав, быстро нашла своих – тетю Аню было видно и слышно издалека. Поздравила Наташу, ее жениха (тому было некогда, на Лиду он поглядел мельком, бросил ей: «Привет!» – и на этом все… вот и хорошо…). Поздоровалась со всеми знакомыми (и незнакомыми заодно тоже). Потом отошла на второй план – как всегда – и стала наблюдать.
Пар было несколько, и Лида, на которую никто не обращал внимания, рассматривала платья невест, фату (у кого она была), букеты. Все, кроме одной, были в роскошных белых платьях – романтичный вариант, как определяла для себя Лида. А та, единственная, выбрала вариант практичный: светло-голубой, очень нарядный костюм. На голове – изящная шапочка с голубой короткой вуалью.
Лида подумала, что традиционное платье все же наряднее… Хотя от такой вот шапочки она не отказалась бы – так элегантно она смотрится. Но все же совсем «бальный» вариант с пышной юбкой, наверно, чересчур. Лучше так… Она представила, как смотрелось бы ее платье, если верх был бы как у вон той невесты справа, только не с таким количеством оборок, а низ…
Это были совершенно абстрактные размышления – никакой свадьбы не предвиделось. Но Лида не могла остановиться. Последние годы ее мысли чуть что убегали от обыденной реальности к одному и тому же: свадьбе, медовому месяцу, путешествию, белому платью и фате. Хватало крохотного повода, чтобы она принималась мечтать…
– Лидка, привет! О чем задумалась?
– Да так…
– А выглядишь ты здорово, прямо завидую!
Так… их общая с Натальей подруга детства, Юля, с которой они не виделись сто лет… Лида заметила, что она тоже одна. И вон та девушка из компании Натальи, и ещё одна, незнакомая, видимо, со стороны жениха. Лида вздохнула с облегчением. Ей казалось, что она тут как белая ворона и ее одиночество бросается в глаза всем. И все ее якобы жалеют, а на самом деле глядят с насмешкой… Чепуха, конечно, и мнительность.
Хотела было ответить, но тут всех позвали на регистрацию. Жених и невеста пошли вперед: Наталья подхватила длинное платье, чтобы не наступить на подол, Артём галантно придержал дверь. Лида глядела и думала, что сейчас в светлый зал со шторами, спадающими волнами, с дежурно улыбающейся администраторшей могла бы, под руку с Артёмом, входить она…
В ресторане Лида устроилась подальше от громогласного тамады и вообще от центра событий. Родители сели рядом с ней. Надежда Васильевна, Лидина мама, тут же заговорила, хозяйски оглядываясь:
– Надо же, какая богатая свадьба! Только костюм жениха мне не нравится. Лида, почему ты ничего не ешь?
– Мама, я уже второй салат кладу.
– Салат – разве еда? Ты так много работаешь, тебе надо есть как следует! Обязательно возьми сыр, очень вкусный. Ветчинку, вон те рулетики… Не хочешь, ну и что? А ты попробуй. А подарков сколько! Ну ничего, вот будешь ты замуж выходить, мы тоже такое веселье закатим. Кстати, как у тебя с Сашей?
– Пока никак…
– А жаль. Такой хороший мальчик… Мне он нравится. И квартира у них хорошая.
Лида только закатила глаза. Квартира! Человек важен, а что квартира… Впрочем, с этим у Лиды тоже проблема – родители никогда не смогут купить ей отдельную, а раз так… Но все равно, не искать же специально жениха с жилплощадью! Она посмотрела на жениха и невесту, которым кричали горько. Она тоже крикнула «горько» и захлопала. Артём выглядел влюбленным. Наташа – сияла от счастья.
– Лида, – опять заговорила мама (и как это она успевает перепробовать все по два раза и одновременно говорить почти без перерыва?), – ты что на них смотришь? А скажи честно (она понизила голос) – тебе нравился Артём? Что там у вас произошло?
– Мам, не выдумай, – сказала Лида тихо, наклонившись к маме, чтобы никто не слышал. – Ничего не произошло. Артём мне не нравится. Совсем. Я не обманываю – мне он очень не нравится.
Это была правда. Но смотреть на Наташу с Артёмом все равно было как минимум… странно…
– Ну и хорошо. Мы тебе получше жениха отыщем, уж не сомневайся.
Но Лида сомневалась. Где его найдут, как? За столько лет что-то никто не нашелся…
Раздался смех и аплодисменты. В центре зала что-то происходило.
– Только незамужние дамы! – кричал ведущий. – А невесту прошу сюда, вот, вставайте здесь и повернитесь, пожалуйста, спиной к залу. И не подглядывайте! Все должно быть по-честному!
«Букет будут бросать»…
– Пошли! Нельзя упускать шанс! – Юля уже не вполне твердо стояла на ногах, но подругу тянула за руку с энтузиазмом.
Сама бы Лида не решилась выйти, привлечь всеобщее внимание и признаться, что ей очень, очень хочется поймать букет…
– Ну да, у нас теперь все по-западному, – тут же прокомментировала мама. – Лида, ты меня слышишь? Лида?
Лида встала и вышла к хохочущим девушкам. «Если я поймаю букет, то выйду обязательно замуж в этом году, за очень хорошего человека», – загадала она.
Это была ее постоянная игра. Если я получу пять на экзамене, то… Если я сейчас успею на зеленый свет, то…
– С места никто не должен сходить! Милые дамы, играем честно! А теперь начнем. Раз… – начал считать ведущий. – Два…
И на счет «три» букет взмыл вверх и полетел, чтобы упасть в руки какой-нибудь счастливице.