Леонид Василенко - Введение в русскую религиозную философию

Введение в русскую религиозную философию
Название: Введение в русскую религиозную философию
Автор:
Жанры: Религиоведение / история религий | Книги по философии | Богословие
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2009
О чем книга "Введение в русскую религиозную философию"

В данной книге раскрывается основное содержание русской религиозно-философской мысли XIX–XX вв. Основное внимание уделено вопросам метафизики и теории познания, философии религии, философии культуры, философии истории, нравственно-этической проблематике, дискуссиям о религиозной миссии России и роли православия в социальном и культурном развитии нашей страны. Дан также анализ различных решений социально-философской проблематики, рассмотрены философско-антропологические установки русской философской мысли для понимания творческого призвания и становления личности.

Рекомендуется для студентов богословских учебных заведений, философов, всех, интересующихся историей русской философской и религиозной мысли.

Бесплатно читать онлайн Введение в русскую религиозную философию


© Василенко Л. И., 2006

© Оформление. Издательство Православного Свято-Тихоновского университета, 2009

Предисловие

Для профессиональной подготовки будущих православных богословов, миссионеров, историков, культурологов и других специалистов-гуманитариев необходим целый ряд философских дисциплин, включающих в себя не только полный курс истории философии, но и курсы философии религии, философской антропологии, философии истории, философских проблем науки и др. «Введение в русскую религиозную философию» – непременная часть этого цикла. Данный курс предназначен в первую очередь для студентов Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, обучающихся по специальностям 520200 Теология, 022200 Религиоведение, а также для студентов и исследователей других духовных и светских высших учебных заведений, священнослужителей и всех, интересующихся проблемами русской религиозной философии в контексте мировой философской и гуманитарно-научной творческой работы и православной культурной традиции.

В наше время, как и многие века назад, немалое число православных сомневаются в необходимости изучения философии вообще и русской религиозной философии в частности. Иногда это непринятие получает аргументированное выражение, но часто – нет, как, например, в тех случаях, когда ее именуют «суррогатом богословия». Не углубляясь здесь в вопрос о том, насколько убедительны подобные оценки и соответствующая аргументация, констатируем, что, по крайней мере, часть возможных аргументов против русской философии правомерна, если она связана с поиском Истины в самом серьезном смысле этого слова. Это можно видеть, например, в известной книге о. Георгия Флоровского «Пути русского богословия». Но здесь следует указать на то, что сам о. Георгий весьма основательно изучал русскую религиозную философию и написал много исследовательских работ по разным вопросам ее истории, поэтому его строгие оценки даны не сторонним наблюдателем и тем более не публицистом из современных СМИ, а базируются на тщательно выполненных исследованиях. Эта работа осуществлена на уровне никак не ниже той культуры аргументированного мышления, которую нашим русским философам удалось создать и которой пренебрегать не следует. В этом я вижу положительный пример для себя как для преподавателя и для наших студентов.

Содержание предлагаемого учебного пособия соответствует авторской учебной программе данного курса, составленной на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по указанным специальностям. Оно согласовано с общим курсом истории философии, читаемом в нашем Университете, и в случаях особой необходимости дополнено кратким рассмотрением некоторых вопросов с привлечением результатов православной богословской мысли.

Предлагаемое учебное пособие является одной из попыток систематизированного изложения общих проблем и тематики русской религиозно-философской мысли, рассматриваемых в русле православной культурной традиции и с учетом результатов православной богословской традиции. В нашем тексте даны экспозиция и анализ русских религиозно-философских задач и их решений, связанных со следующими проблемами:

– отношения культурных миров Востока и Запада и места России в этих отношениях;

– философия истории в ее соотнесенности с эсхатологической перспективой; творческие возможности русской православной духовной традиции в ответ на вызовы современности;

– метафизика Всеединства в разных ее вариантах и ее возможности для решения проблем современного расколотого мира;

– философская антропология и вопросы формирования и развития разумно-свободной личности;

– социально-философская тематика в связи с вопросами о будущности монархии и демократии в России;

– философия религии и философия культуры.

Безрелигиозная философия XIX-XX веков оставлена за пределами нашего рассмотрения, поскольку она достаточно полно освещалась в нашей стране раньше и не обойдена вниманием и в современных светских курсах.

Данное «Введение в русскую религиозную философию» включает три основных раздела.

Первый раздел «Проблемно-тематическое самоопределение русской религиозно-философской мысли» посвящен становлению религиозной философии в России в XIX веке, а также тому, как она определила свои основные проблемы и творческие задачи. В содержании данного раздела анализируется, прежде всего, проблематика смысла истории, места России и русского православия в мировом историческом процессе, а также вопросы антропологические.

Второй раздел «Вокруг метафизики Всеединства Владимира Соловьева» раскрывает круг вопросов, относящихся к обоснованию этой метафизики, ее разработке и критической оценке результатов ее применения к решению ранее поставленных проблем русской религиозной философии и тех, которые ввел в рассмотрение Вл. Соловьев. Его творчество отличалось стремлением соединить христианскую веру с творческой работой, в убеждении, что свободный поиск философской истины ведет православного мыслителя к признанию центральности богочеловеческого идеала в истории, культуре и церковной жизни, а также его практическому утверждению в человеческой жизни.

В третьем разделе «Послесоловьевские поиски и разработки XX века» рассматриваются вопросы, связанные с выявлением недостаточности предложенных Соловьевым решений и поиском творческих альтернатив. Критически рассмотрены более поздние варианты метафизики Всеединства, а также не связанные с этой метафизикой исследования философских проблем XX века, разработки в таких областях, как онтология и теория познания, философия религии, философская антропология, социальная философия, философия истории и культуры.

Автор пособия будет признателен за любые конструктивные замечания по содержанию и изложению материала и выражает глубокую благодарность руководству ПСТГУ и коллегам по кафедре философии за создание благоприятных условий для подготовки этой книги.

Раздел I. Проблемно-тематическое самоопределение русской религиозно-философской мысли

Глава 1. Западники и славянофилы: спор о России

§ 1. Петр Чаадаев: Восток, Запад и Россия



Русские западники первой половины XIX века особой глубиной мысли не отличались и в основном увлекались западноевропейскими идеями социально-политической либерализации, прогресса и просветительской деятельности под знаком космополитизма, рационализма и атеизма и общим дрейфом в сторону социализма. Но среди них был один примечательный человек – Петр Яковлевич Чаадаев (1794–1856), друг А. С. Пушкина, талантливый аристократ, которого называли «офицером гусарским» и «русским европейцем». Он не разделял атеизм западников, но солидарен был с ними в том, что общество и власть должны открыть пути просвещенной личности для активной социальной работы, уважая ее право не мириться с окружающим злом. Он размышлял также о тайне мировой истории, понимал, что нет смысла говорить о прогрессе в отрыве от веры в историческое действие Провидения. Ратовал за то, чтобы христиане осознавали и исполняли свое назначение в жизни страны и мира. Это отличало его от западников, которые пренебрегали верой и противопоставили ей свои кумиры – социальный порядок и светски понятый прогресс, земные практические дела, индивидуалистическое самоутверждение личности.


С этой книгой читают
Затрагиваемые темы: «О телесном, душевном и духовном», «Опыт исповедания пред Отцом», «Опыт восхождения к умной и умно-сердечной молитве», «О внутреннем зрении», «Как читать Новый Завет», «О том, как пристают бесы. Как ищут вход в тебя. Как развивается его нападение. Способы противодействия с ними» и многое другое.
Навум – іудзейскі прарок; прарочыў у той час, калі бабілёняне захапілі сталіцу Асірыі Ніневію (612 г. да н. э.). У Кнізе прарока Навума мы сутыкаемся не толькі з пропаведзямі, накіраванымі супраць чужых народаў, але і з прароцтвам пра суд Божы і над Ізраілем. Традыцыйнае тлумачэнне кнігі звязана з абвяшчэннем справядлівасці Яхве, які пакарае за ўсе грахі, галоўны з якіх – адыход ад рэлігіі Яхве. Такое тлумачэнне, зразумелая справа, выгадна "зацік
Sofonias profetizou no início do reinado do Rei Josias de Judá, por volta de 640-610. AC e. O livro do profeta Sofonias, composto por três capítulos, tem um conteúdo bastante geral. O escritor denuncia a idolatria dos seus compatriotas, convence-os ao arrependimento e ameaça-os com a ira de Deus. A ideia central do Livro de Sofonias é a crença na vinda do julgamento de Deus sobre o mundo inteiro. Deus pode permitir tal julgamento porque sua autor
Sophonie a prophétisé au début du règne du roi Josias de Juda, vers 640-610. avant JC e. Le livre du prophète Sophonie, composé de trois chapitres, a un contenu assez général. L'écrivain dénonce l'idolâtrie de ses compatriotes, les convainc de se repentir et les menace de la colère de Dieu. L'idée centrale du livre de Sophonie est la croyance en la venue du jugement de Dieu sur le monde entier. Dieu peut se permettre un tel jugement parce que son
Время в этом романе о путешественнике, застигнутом вулканическим облаком на пути из Москвы в Копенгаген, движется настолько хаотично, что пространство начинает распадаться на составляющие, увлекая героя в разные измерения его собственного «я». В каком из этих измерений – подлинное «я», какое из многих «я» доберется в конце концов до цели и какова вообще цель нашего путешествия через пространство и время – решать читателю. Предупредить же его след
Герои этих рассказов и повестей, при всем несходстве сюжетов, связаны общими музыкальными темами. Чем дальше, тем отчетливее. Джем-сешн? Духовой оркестр на ярмарочной площади? Не так уж важно. Главное – праздник.
Когда отстаиваешь честь беременной дочери, главное – самому не стать отцом! Вот, что усвоил Тихон Гдальский, пусть и с некоторым опозданием. И ведь не то, чтобы он был так уж против семьи… Да и женщина ему подвернулась хорошая. Только мысль о ребёнке доводит её до ужаса. А ещё от нее зависит, вернётся он в большой бизнес или нет.В книге присутствует нецензурная брань!
Для отцов мы – оберегаемые драгоценности. Для мужей – сокровища, не имеющие права голоса. Батюшка желает выгодно продать меня замуж за наглого и беспринципного хама? Песок ему от пустынных дэвов, а не замужество! Не я ль Фирюза-егоза – самая непослушная дочь на востоке?! Отец уже подписал документы на обручение? Это он зря! Не получится из меня послушной жены! Я – далеко не сокровище, я – дикая кобра, которая отравит существование богатенького ме