ИННА КОМАРОВА
ВЫГОДА ИЛИ ЛЮБОВЬ?!
РОМАН
{От безбожья до Бога – мгновенье дно!
От нуля до итога – мгновенье одно.
Береги драгоценное это мгновенье.
Жизнь – ни мало, ни много –
мгновенье одно!
Не выращивай в сердце печали росток,
Книгу радостей выучи назубок,
Пей, приятель, живи по велению сердца:
Не известен отпущенный смертному срок.
Омар Хайям}
[ВОЗВРАЩЕНИЕ В РОДНЫЕ ПЕНАТЫ]
Стоял холодный, хмурый февральский день. Ветер завывал так, что обнажённые деревья клонило к земле, а в ушах гудело и ревело неистово. Погода заняла позицию надзирателя и не предвещала никаких перемен. Форейтор с трудом справлялся с упряжкой лошадей, они то и дело натыкались на бугры, на которых резко замедляли движение, и от этого карету раскачивало и подбрасывало в разные стороны. Внутри находился пассажир, он с невозмутимым видом сидел задумавшись. Но явно продрог. Господин чем-то был озадачен и расстроен. То и дело, покачивая головой, старался избавиться от назойливых мыслей. Отчаянно боролся с нахлынувшими воспоминаниями, и внешние факторы не отвлекали молодого респектабельного мужчину от бесконечного потока грустных мыслей. Перед глазами вновь и вновь возникали строчки из дядюшкиного послания, полученного недавно. Тот скупо и коротко сообщал:
{«Милый мой племянник!
Сожалею, но вынужден огорчить тебя. По стечению горестных обстоятельств дело твоего отца пришло в полный упадок. Семья ваша разорена. Всё имущество в одночасье ушло с молотка неизвестному покупателю. Я попытался навести справки о нём, но ему каким-то загадочным образом удалось скрыться из моего поля зрения. А урон здоровью твоей благословенной матушки этот нехристь успел нанести очень большой. После печального известия у неё случился удар, состояние чрезвычайно тяжёлое. Все тяготы ложатся на твои плечи. Приезжай, дорогой. Надежда только на тебя. Жду.
Твой дядюшка, Геллорд Уильям Норфлокc»}.
***
{Человек – это не свойство характера, а сделанный им выбор
Альбрус Дамблдор}
[НА СТЫКЕ ЭПОХ – ВРЕМЯ БОЛЬШИХ НАДЕЖД]
Так сложилось, что принцу-регенту пришлось взвалить на себя все тяготы власти раньше положенного срока, став королём Георгом IV, по причине недееспособности своего отца Георга III. В силу этого обстоятельства в свете и в религиозной среде эту эпоху стали величать Регентством. Правил молодой король с 1785 до 1830 года. На его долю выпало пережить все наполеоновские войны. Личность самого принца-регента не внушала доверия и уважения в обществе. Он вёл разгульный и весёлый образ жизни, и это обстоятельство наложило на эпоху неблаговидный отпечаток. В противовес ему новая королева, которая приняла власть, оказалась примерной женой и добродетельной матерью. Королева Виктория оставила благоприятное воздействие на эпоху, которая впоследствии удостоилась носить её имя. Ибо королева управляла государством, привлекая в качестве главных помощников женское обаяние, гибкий ум и мудрость. С её приходом к власти в Англии начался период расцвета страны и благосостояния населения.
Что же касается её предшественника. Жизнь самого принца Георга была чрезмерно экстравагантной, он имел множество любовниц и обожал азартные игры. Ни в чём себе не отказывал, называя свои слабости попросту шалостями. Вот то немногое, что король оставил в памяти англичан за время своего правления страной.
***
[ЦЕЛЕУСТРЕМЛЁННОСТЬ]
История нашего героя началась на стыке двух диаметрально противоположных по взглядам и поведенческим нормам правителей. В силу этого обстоятельства, общество негласно разделилось на два лагеря: одни подражали принцу регенту, другие – вели пристойный образ жизни, следуя примеру своей молодой королевы.
Семья Ричарда Норфлокса как раз относилась к той второй половине англичан, для которых порядочность и пристойное во всех отношениях поведение не были пустым звуком либо маской для отвода глаз. Нет, ханжами они не были – напротив.
Молодой целеустремлённый человек по окончании гимназии, определяясь с выбором будущей профессии и делом всей жизни, уехал из Девоншира в Лондон. Не найдя нужного факультета в учебных заведениях столицы, переехал в Бирмингем, где только что открылся новый университет.
Забегая немного вперёд, скажу, это учебное заведение в дальнейшем стало гордостью страны. Там-то юноша и нашёл то, что искал. Он лелеял в сердце детскую мечту. Поскольку Ричард с собой привёз грамоту с золотым тиснением, что свидетельствовало об окончании гимназии с отличием, он был зачислен без дополнительных испытаний на медицинский факультет, но не совсем обычный.
Седовласые профессора в пенсне, спадавшем на середину носа, с длинными бородами, отличались небывалой храбростью, передовыми взглядами и были одержимы новомодными идеями. В ту пору они сообща открыли единственное в стране отделение – кафедру военных врачевателей. Их цель соответствовала реалиям того времени. Профессора ставили перед собой глобальную задачу – за годы учёбы вырастить и подготовить врачей, практикующих исключительно на военном флоте в чрезвычайных, опасных для жизни и экстремальных условиях. В то время возник дефицит – крайне не хватало специализированных и опытных медиков высшей квалификации в армии, преимущественно на флоте, где и подавно всегда требовались специалисты такого ранга. Правда, мало кто соглашался уехать из дома. И это вполне понятно. Трудно им было оторваться от обыденной, привычной жизни, тем более на продолжительное время, чтобы отправиться в длительные военные походы и научные экспедиции. Не всем такой выбор был по плечу. Избалованные аристократические потомки были адаптированы к вольной жизни. Выходцы из бедных необеспеченных семей не имели возможности оплатить обучение в престижном заведении. Право учиться на элитном факультете они получали только по специальным программам, конкурсам, изредка дотациям состоятельных людей со стороны, так называемых меценатов.
Нельзя забывать и тот факт, что медики подвергались не меньшей опасности, нежели военные моряки, и довольно часто погибали, оказывая своевременную первую помощь. История военного флота хранила в памяти несчастный случай, о котором позднее не желали даже вспоминать. Тогда оперирующий доктор во время налёта вражеской эскадрильи не прервал операцию, по этическим соображениям. Погиб сам, и его ассистирующая медицинская сестра была убита. Однако пациент, лежавший на операционном столе, которого прикрыл собою врач, остался жив. Но и это не помогло. Снаряды разрушили потолок судна, и персонал пострадал. Многие из членов экипажа в тот день полегли. Судно затонуло. Лишь единицы добрались до берега вплавь – наудачу их подобрало рыбацкое судёнышко.