ПРАВИЛА ВЫЖИВАНИЯ
«Гора» Мел Дивис (“Mountain” MelDeweese)
Я – инструктор Программы SERE[1] по выживанию, обучаю, как избегать чрезвычайных ситуаций, как вести себя в них и как из них выходить. Я разработал, написал, посещал и преподавал курсы по выживанию по всему миру более чем 100 000 слушателям – гражданским лицам, морским летчикам и элитным командам «морских львов»[2]. У меня более чем 30-летний опыт обучения приемам выживания в районах от полярного круга до дикой природы Канады, от филиппинских джунглей до австралийской пустыни. Короче говоря, с годами я кое-что узнал о выживании.
В любой ситуации, будь вы в горах, на борту самолета или на машине в глухом месте, «выжить» означает пережить, остаться живым или жить дальше. Продолжить существовать или жить дальше. В конце концов, все сводится к одному – к продолжению существования, какими бы ужасными ни были обстоятельства.
• Вы должны быть готовы – ментально, физически и технологически.
Я должен назвать мою подготовку в арктическом регионе самым экстремальным приключением по выживанию. Это исключительно жесткая и безжалостная окружающая среда, и все же эскимосы не только выживают, они живут там, на макушке мира. Основную массу предметов, которые вам нужны для выживания в Арктике, необходимо брать с собой, когда туда отправляетесь, – Арктика предлагает мало возможностей для импровизации.
Однажды утром, когда мы всей командой сидели в нашем иглу и пили теплый чай, я заметил, что наш старший эскимосский проводник выпил на несколько больше чашек, чем все остальные. «Его, должно быть, мучает жажда», – подумал я. После нашего утреннего маршрута по замерзшему ландшафту и возвращения в лагерь старший проводник подошел к небольшому холмику. Наш молодой эскимосский проводник перевел его слова: «Сюда придет песец в поисках высокого пункта наблюдения. Здесь хорошо поставить ловушку». Затем проводник постарше взял свой стальной капкан, установил его, уложил цепь и, к моему удивлению, помочился на конец цепи, которая намертво примерзла к земле! Молодой объяснил: «Вот почему он пил столько чая сегодня утром – чтобы приморозить его!»
Урок: ресурс и импровизация равно выживанию.
• Нельзя игнорировать важность ментальных аспектов выживания – в частности, сохраняйте спокойствие и не паникуйте.
Помните, что сила воли является самым сильным инструментом выживания, – не заразитесь страшной болезнью «Сдаюсь». Психологический аспект играет особенно большую роль, когда совершается, что практически неизбежно, какая-то ошибка.
В одном походе в джунглях Филиппин наш старый проводник Ганни собрал различные растения во время движения. Вернувшись в лагерь, Ганни умело подготовил бамбук для использования в качестве труб для готовки пищи. К растениям он добавил листья, моллюски (старики ловят моллюсков, потому что они медленные, он сказал, молодые ловят быстрых креветок) и несколько долек зеленого манго. Он также добавил несколько вещей, которые я не мог определить. Накрыв все это несколькими листьями таро, он добавил воды и поставил трубы на огонь.
После нашего лесного пира мы устроились спать. Ночью я испытывал боли, спазмы и зуд в горле. Мы в кромешной темноте, вдали от цивилизации, а мои дыхательные пути начали перекрываться. На следующее утро состояние ухудшилось. У инструктора были те же проблемы, и это помогло определить источник нашей беды: мы недостаточно проварили листья таро. Оправившись через много часов, я мысленно записал этот урок, выученный тяжелым способом: даже опытный житель джунглей может совершить ошибку.
Мы все делаем ошибки. Исправление их – это выживание.
• Необходимо иметь план выживания, который учитывает следующие жизненно важные элементы: пища, огонь, вода и укрытие (так же как и сигналы и средства первой помощи).
Тропическая среда одна из тех, где выживать проще всего. Она предоставляет все необходимое для выживания – пищу, огонь, воду, укрытие, если вы знаете, где искать. Во время военных учений по выживанию, тоже в джунглях, мы страшно нуждались в воде, но не могли отправиться к водным потокам или водоемам, так как «враг» следил за нами и контролировал те районы. Осмотрев листву, наш проводник Пепе указал своим боло (большой филиппинский нож наподобие мачете) на толстый вьющийся похожий на виноград стебель диаметром 8–10 см. Он обрезал стебель вверху, затем отрезал кусок длиной 60–90 см, поманил меня и поднял его над моими запекшимися губами. Отлично! Стебель дал почти стакан воды. Затем он сделал врезку в ротанг, который дал почти столько же. В тот вечер мы сделали врезки в дерево табой, поместили под них емкости из бамбуковых труб и оставили их на ночь. Рано следующим утром в наших емкостях было где-то 6–7 литров воды.
Следующим утром во время дождя Пепе остановился, чтобы срезать пучок высокой травы. Он обмотал траву вокруг дерева с гладкой корой, придав ей форму крана или стока. Затем поместил под это устройство свою питьевую чашку из бамбука. Тем вечером, когда мы добрались до безопасного места, в джунглях наступила темнота и мы уселись у костра. Пепе улыбнулся мне и сказал: «Мы снова уклонились от противника и научились возвращаться».