Когда-то здесь был сад. В тридцатые годы XX века его посадил местный садовод Т. Г. Чивилихин. Он родился в Мологе. После затопления родного города переехал в Тутаев, занялся разведением садовых культур. Выписывал высокоурожайные сорта фруктовых деревьев и кустарников. Вырученные от продажи фруктов средства во время Великой Отечественной войны жертвовал на нужды фронта. Уцелевший в годы войны сад не смог пережить высокие налоги 50-х годов прошлого века. Тимофей Георгиевич продал свое ароматное, сладкое хозяйство практически за бесценок и уехал. Сад, как человек, от ненужности стал глохнуть, хиреть. Его «отфутболивали» от одной организации к другой. По сути, оказались никому не нужны роскошные фруктовые деревья. Со временем между яблонями пробились ивы, березки. Теперь мало что напоминает о прошлом роскошном фруктовом изобилии.
Схема движения: Тутаев – Ярославль
Опять мелькают села и деревушки Ярославской области.
Сразу за Купоросным находится поселок Кирпичный (тот же левый борт). Почва в этих местах богата глиной, очень подходящей для производства кирпича. Вот и функционировал здесь завод по его изготовлению. В 1977 году производство закрыли, а память о нем осталась в названии поселка.
Правый борт. Поселок Константиновский. Как село Константиново упоминается впервые в 1792 году.
И текла неспешная сельская жизнь, пока в 1879-м предприниматель и коммерсант В. И. Рагозин не построил тут первый в России завод русских минеральных масел. Скорость стройки удивляла. В марте заложили фундамент завода, а в октябре того же года была выпущена первая продукция. Через два года возглавить рабочую группу пригласили Д. И. Менделеева. В результате применения новых открытий и технологий из мазута смогли получить больше двадцати новых, чистых, без примесей, продуктов. Кроме известного химика, на заводе работали В. О. Ковалевский (муж Софьи Ковалевской), первая русская женщина-нефтяник Ю. В. Лермонтова (родственница поэта М. Ю. Лермонтова), талантливый изобретатель В. Г. Шухов (мы его больше знаем как создателя Шуховской башни в Москве), В. В. Марковников, виртуоз-самоучка В. И. Калашников (конструктор наливных барж для перевозки по Волге керосина) и многие другие. Продукция завода получала самые высокие награды на зарубежных и российских выставках. В начале XX века производство оценивалось в 1 200 000 рублей, хотя работали всего 250 человек.
После революции Константиновский завод был национализирован. В 1924 году село Константиново получает статус поселка городского типа и небольшое изменение в названии – Константиновский. Чуть позднее, в 1934 году, предприятию присваивается имя великого химика, теперь это Ярославский нефтеперерабатывающий завод им. Д. И. Менделеева.
Во время Великой Отечественной войны продукция завода была буквально на вес золота, ведь доступ к бакинской нефти отрезали немецкие войска. Пережив годы революции, войну и перестроечную лихорадку, завод признается банкротом в 2016 году. А уже через полгода, весной 2017-го, начинается процесс выхода из простоя. Сейчас производство функционирует, люди работают.
Еще один поворот Волги. Следующий рассказ – о поселке Михайловском (тоже правый борт теплохода). Заселены эти земли были с древних времен. Удачное положение между широкой Волгой и маленькой речкой Пекшей (на картах ее часто обозначают как речку Березняк) ценили еще финно-угорские племена. Но мы обратимся к более близкому времени.
Долгое время хозяином этих мест был П. В. Толбухин. В дела особо не вникал, приезжал потешиться, поохотиться. С возрастом интерес к этому развлечению пропал, усадьба стала не нужна. Тогда Петр Васильевич делает красивый жест и дарит владение верному управляющему, местному мещанину И. Н. Огневу. Тот, попользовавшись роскошным подарком, в 1885 году продает Михайловские земли известному ярославскому дворянину А. Н. Горяинову. Новый владелец начинает с перестройки обветшавшего главного усадебного дома.
Вскоре Михайловское опять выступает в качестве подарка. На этот раз его получает к свадьбе любимый племянник Александра Николаевича – Георгий (Юрий). Молодые жили в Михайловском наездами. В приезд довольствовались маленьким домиком, а хоромы, строительство которых было начато дядей, зияли пустыми глазницами окон. Все меняется в один момент, когда Георгия Васильевича избирают уездным предводителем дворянства. В это же время они с супругой Варварой принимают решение об удочерении девочки Машеньки. Возникает необходимость в большом доме. С момента постройки все в округе называли его «Белый дом». Прочный, светлый, теплый, с изящной белой отделкой, балкончиками и множеством окон, он и сейчас радует глаз.