Ольга Смысленко - Я родом из войны

Я родом из войны
Название: Я родом из войны
Автор:
Жанры: Современная русская литература | Книги о войне | Историческая литература
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2023
О чем книга "Я родом из войны"

Был ли партизанским связным Витя Черевичкин? Как изменился характер знаменитого Сашко – Александра Печерского после войны? Почему Алексей Берест остаётся народным героем? И будет ли исполнено завещание Сабины Шпильрейн? Член Союза журналистов России Ольга Смысленко ведёт журналистское расследование, чтобы разгадать загадки легенд Великой Отечественной войны. Ей дали интервью родственники героев: сёстры Черевичкины, дочь Береста, дочь и внучка Печерского и другие.Уникальность книги состоит в том, что историю войны в ней рассказывают свидетели и участники событий – солдаты, женщины, дети. Автор пятнадцать лет собирала материалы и успела взять около ста интервью у самих фронтовиков. Узнала поразительные истории человечности и героизма, ярко проявившихся на фронтах Великой Отечественной войны, в том числе во время ожесточённых боёв за Ростов-на-Дону.

Бесплатно читать онлайн Я родом из войны


От автора

Дорогие друзья!

В своём журналистском расследовании я хочу рассказать о том, что сопутствовало успешным, казалось бы, историям о подвигах известных героев. Какие трудности встречались на пути мужественных людей и хранителей их памяти в мирное время – а их было немало.

В 2008 году меня взяли на работу корреспондентом в газету «Ростов официальный» и поручили вести рубрику «Память». Учредителем газеты была администрация г. Ростова-на-Дону. Она и должна была командовать парадом нашего творчества, но самый толерантный (и самый элегантный, по признанию какого-то конкурса) мэр Ростова-на-Дону Михаил Чернышёв не ограничивал творческого поиска журналистов, и они с радостью бросались в волны креатива. На тему Великой Отечественной мои коллеги смотрели без ажиотажа, считая, что эта тема пахана-перепахана, ничего нового в ней не скажешь. Так рубрика и осталась за мной на долгие годы, никто на неё не претендовал.

Её название порой меняли для разнообразия, менялась и моя подпись. Главный редактор считал, что в одном номере газеты не должно быть слишком много публикаций одного автора. Если в номере по какой-то причине сталкивалось сразу несколько моих материалов о Великой Отечественной, то один подписывался моей фамилией, а другие псевдонимами: Сусанна Фёдорова, Ольга Санина…

Сейчас, когда мои интервью с фронтовиками растащили самые разные сайты, фамилию автора они не указывают вовсе и далеко не всегда упоминают газету-первоисточник. На мой взгляд, главное, что мои интервью нравятся, и тема Великой Отечественной по-прежнему увлекает и волнует сердца.

Часть I. Люди-легенды

Этих ростовчан знает весь мир:

Витя Черевичкин, Алексей Берест, Александр Печерский, Яков Гофтман, Алексей Товель, Епистиния Степанова, Сабина Шпильрейн.

Глава 1. Мальчик Витя, ставший легендой

Люблю библиотеки и библиотекарей. Сколько загадок истории они знают, сколько тайн! «Хотите встретиться с сёстрами Вити Черевичкина? Они живут по-прежнему в Ростове, – сказала мне заведующая библиотекой имени Листопадова Валентина Анатольевна Пикина. – Готовы поделиться своими воспоминаниями». «Увижу их – и прикоснусь к легенде!» – с восторгом думала я, застегивая куртку и заматываясь до ушей в тёплый шарф. Стояла поздняя осень, на улице троллил прохожих суровый ростовский ветер, дождь был его соучастником, а мне предстояло пилить на окраину города. Зато меня грела мысль о встрече!

«Мальчика с голубями» по имени Витя Черевичкин после войны знала вся страна. «Жил в Ростове Витя Черевичкин», – пели дети в школах. Уже в третьем классе я знала: немцы заподозрили, что с голубиной почтой Витя отправлял нашим сведения о перемещениях гитлеровских войск. Фашисты мальчика расстреляли. Вместе с голубями. История глубоко врезалась в детскую память, и встреча с реальными Черевичкиными была для меня чем-то из области фантастики.

Скажу сразу, что моя публикация о Вите Черевичкине в газете состоялась, но последствием прогулки стала не только простуда. По-настоящему меня сразил телефонный звонок в редакцию от гражданина, назвавшегося соседом Вити Черевичкина. «Сосед» обрушился на меня отнюдь не с благодарностями: «Да какой Витя – юный патриот?! Мы с ним жили по соседству. Не был он никаким героем, школу прогуливал, настоящий хулиган! Мы вместе с ним хулиганили!»

Прикинув, что «юному хулигану» – ровеснику Вити Черевичкина сейчас должно быть не меньше восьмидесяти, я задала ему несколько вопросов: сколько Вите было лет, когда он погиб, в какой школе учился, как звали родителей? Ответить он не смог. И долго потом мы в редакции удивлялись: неужели человек позавидовал тому, что песню о Вите сложили? Чужой смерти позавидовал?!

Были и другие звонки. Один любитель истории отыскал меня в соцсети, чтобы заявить: «На общеизвестной фотографии с голубями изображен не Витя Черевичкин! Надеюсь, вы откроете людям правду».

В поисках истины я встретилась с первым директором детского парка имени Вити Черевичкина Марией Ивановной Самсоновой. Она хорошо знала семью Черевичкиных и общалась с ними после войны. – Первая оккупация немцами Ростова ведь недолго была – всего неделю: с 21 по 28 ноября 1941 года, – повела она повествование, встретив меня в парке. – Многих расстреляли тогда. Свидетелей того, как всё происходило с Витей на самом деле, не было. Люди рассказывали, будто он шёл по улице, держал за пазухой голубей. Его остановил немецкий патруль, стал обыскивать и обнаружил птиц. Голубей отобрали. На глазах у Вити стали отрывать им головы. Он попытался возмущаться, кричал, вот его и застрелили. Но кто это видел? Кто может подтвердить? После оккупации стали обсуждать, что героем Витю называют незаслуженно. Да и звания Героя Советского Союза официально Вите Черевичкину не было присвоено. Нет документальных данных о том, что он выполнял задание, помогал нашим.

Мы с Марией Ивановной задались вопросом: а могли ли сохраниться какие-то документы о том, что подростку было доверено партизанское задание? Маловероятно. Бои за Ростов были настолько ожесточёнными, что на улицах и подступах к городу полегли десятки тысяч наших бойцов. До сих пор в XXi веке поисковики находят неопознанные останки и стараются их перезахоронить, установить фамилии погибших. Если сотни и тысячи людей считаются пропавшими без вести, трудно ли было документам затеряться в тех обстоятельствах?

Самсонова многое рассказала о Черевичкиных.

– Семья была многодетная, жили они очень трудно. До войны у Черевичкиных родилось четверо детей. Старшим был Александр, потом Витя и две дочки – Аня и Галя. Мать работала дворником. Отец, Иван Алексеевич, был кузнецом на «Ростсельмаше», – говорила она. – Когда старший, Саша, повзрослел, Витя поступил в ремесленное училище. Там ребят кормили и выдавали форму. Для родителей это было большим облегчением. Думали, скоро парни работать начнут, закончатся тяжёлые времена… А тут война. Муж ушёл на фронт. Саша тоже пошёл воевать, как только ему исполнилось восемнадцать. Он скоро погиб. Витю убили фашисты в Ростове, когда ему едва исполнилось шестнадцать. Остались две дочери: Ане в момент гибели Вити только двенадцать лет исполнилось, а Гале и вовсе три года было.

Мария Ивановна Самсонова поделилась со мной печальной истиной:

– В парадных речах мы говорим, что наш народ мужественно вынес все испытания Великой Отечественной войны. Это так. Только не всё материнское сердце может вынести. Мать Черевичкиных потеряла двоих сыновей и не смогла оправиться от потрясения. Мы ведь часто её в наш парк приглашали, но эти встречи всегда были очень грустными.

Мать Вити звали Фёклой Васильевной. Каждый год 28 ноября, в день его гибели, она приходила в детский парк и садилась на стул у бронзового бюста Вити на центральной аллее. К памятнику подходили делегации школьников, вручали ей цветы, читали стихи, говорили, что гордятся её сыном. Цветов обычно бывало так много, что она сидела наполовину засыпанная охапками цветов. Утешало ли мать проявление такого уважения и понимание того, что её сын не забыт, что его считают героем миллионы? Те, кто видел её в этот момент, говорят, что вряд ли она задумывалась об этом. Выглядела она очень отрешенной, вся в своих грустных мыслях.


С этой книгой читают
В книгу вошли четыре сказки – «Про бедного Иванушку», «Про непутевую бабу», «Про Семена Ложкаря» и «Сказочка про непослушных детей». Книга содержит нецензурную брань.
В один миг её жизнь резко изменилась. В одно мгновение она потеряла всех, кого любила. Остались лишь жалкие воспоминания, каждый раз задевающие израненную душу. И каждый раз вспоминая, в голове проносились одни и те же слова: «Пламя, ты забрало из моей жизни всё, что я любила. Безжалостно оставило одну в угоду себе и этому миру. Почему я до сих пор хожу по этой прогнившей земле? Почему я до сих пор дышу этим отравленным воздухом? Скажи, почему я
Выпускник военного училища Роман Погодин прибывает для прохождения службы в Среднюю Азию. Оказавшись в непривычном для него регионе, он сталкивается с особенностями условий жизни военных городков Туркмении и обычаями местных жителей.В перестроечные для Советского союза годы, в последствии, ставшими для него роковыми, главный герой попадает в различные сложные и необычные ситуации, из которых ему приходится выпутываться, используя смекалку и приоб
«В какой-то момент, когда стало чуть полегче, он вдруг понял, что похож на курицу, которая, склоняясь над деревянным корытцем и вытягивая шею, погружает клюв в воду, а глотнув, обязательно потом запрокидывает головку назад, устремляя красновато-оранжевые глазки в небо. Так подсказала ему память детства, когда он приезжал в село к бабушке и дедушке, пока они были живы, и по их просторному двору вольготно расхаживали пеструшки – в Киеве на асфальте
Это смысловое и весьма доступное изложение посланий апостола Петра. Легко открываются многие трудные для понимания места из Писания.
Когда живешь на этой земле достаточно долго, хочется высказаться. Не обращая внимания ни на роялти, ни на возможность прославиться. Просто хочется что-то сказать, без дураков. Вот я и говорю.
Мы сразу живём в нескольких измерениях, в нескольких мирах. Потому что мы не только тело, но и душа. Узоры моей души создаются от моих ощущений в физическом мире, от моих эмоций в более тонких мирах. А физическое тело ощущает свет из более высоких миров. Иногда как мурашки по телу, иногда как тёплый ветер, иногда как тонкий свист.Погрузитесь в мир моих стихов, и почувствуйте это сами.
В книгу известного мастера остросюжетной прозы Сергея Михайловича Дышева (1956–2022) вошли три его детективные повести. В первой из них – «Девочка на цепи» – заместитель начальника убойного отдела майор Никита Савушкин расследует дело о пропаже 19‐летней девушки, во второй – «Кладбище для одноклассников» – он же пытается вычислить серийного убийцу по кличке Скульптор, жертвы которого, как выяснилось, учились в одном классе. В третьей – «Цианистый