– Я, свои слова не забуду, мои грёзы сохранишь в своих муках. Вспоминаю всё, что запечатлел на холсте, – чьи-то мечты заставила пройтись по темноте, увидеть свет, в чужой душе оставил след. Не успел встать, как упали чужие надежды, не успел пожить, как разрушил чьи-то мечты. Привык к одиночеству, но появилась ты… Пришло время услышать «извини». Стало пусто, всё стало ненужным, это первое чувство – пустота в моей душе. Ещё одна мечты заставила идти на свет, из моей печали обрёл я грех. В моей душе оказалась дыра, не успел подняться, как мой мир пал, не успел пожить, как все чувства разбились на куски. В одиноких стенах я нашёл ответ… Рисуй – своё прошлое в пустоте, наши взгляды снова в огне. Рисуй – свои мечты во мгле, моя душа в огне. Рисуй – снова и снова мои мысли о тебе до конца моих дней.
– Я, без тебя на краю, мои нервы на виду, мысли в моей груди разрывают изнутри. Привыкла к одиночеству, появился ты… Пришло время нас спасти. Мечты обо мне – рисуй, слова мне – адресуй. Твои изломанные чувства сказали: «Хочу быть как они, другие люди», оставил меня в тишине, полной темноте. Пусто. Наши мечты стали ненужными. Это первое чувство, когда слёзы покатились по щекам. Первые крики новорождённого не выдернули меня на свет. Смотрю на всё, что осталось на холсте. Снова и снова мои слова о тебе. День за днём сгораю в огне. Жду не дождусь, когда приду к тебе.
ЦАРСКИЙ МАНИФЕСТ ВОЙНЫ
СЪ НАМИ БОГЪ!
МЫ, НИКОЛАЙ ВТОРЫЙ,
ИМПЕРАТОР И САМОДЕРЖЕЦ
ВСЕРОССИЙСКИЙ, ЦАРЬ ПОЛЬСКИЙ,
ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ФИНЛЯНДСКИЙ,
и прочая, и прочая, и прочая.
Объявляем всем верным Нашим подданным:
Следуя историческим своим заветам, Россия, единая по вере и крови с славянскими народами, никогда не взирала на их судьбу безучастно. С полным единодушием и особою силою пробудились братские чувства русского народа к славянам в последние дни, когда Австро-Венгрия предъявила Сербии заведомо неприемлемые для державного государства требования.
Презрев уступчивый и миролюбивый ответ Сербского правительства, отвергнув доброжелательное посредничество России, Австрия поспешно перешла в вооружённое нападение, открыв бомбардировку беззащитного Белграда.
Вынужденные, в силу создавшихся условий, принять необходимые меры предосторожности, Мы повелели привести армию и флот на военное положение, но, дорожа кровью и достоянием Наших подданных, прилагали все усилия к мирному исходу начавшихся переговоров.
Среди дружественных сношений, союзная Австрии Германия, вопреки Нашим надеждам на вековое доброе соседство и не внемля заверению Нашему, что принятые меры отнюдь не имеют враждебных ей целей, стала домогаться немедленной их отмены, и, встретив отказ в этом требовании, внезапно объявила России войну.
Ныне предстоит уже не заступаться только за несправедливо обиженную, родственную Нам страну, но оградить честь, достоинство, целость России и положение её среди Великих Держав. Мы непоколебимо верим, что на защиту Русской Земли дружно и самоотверженно встанут все верные Наши подданные.
В грозный час испытания да будут забыты внутренние распри. Да укрепится ещё теснее единение Царя с Его народом и да отразит Россия, поднявшаяся как один человек, дерзкий натиск врага.
С глубокою верою в правоту Нашего дела и смиренным упованием на Всемогущий Промысел Мы молитвенно призываем на Святую Русь и доблестные войска Наши Божие благословение.
Дан в Санкт-Петербурге, в двадцатый день июля в лето от Рождества Христова тысяча девятьсот четырнадцатое, Царствования же Нашего в двадцатое.
НИКОЛАЙ
Вступил 20 июля 1914 года.
На полях пасётся стадо коров, а под деревом сидит старик, укрываясь от солнца. В глазах его – отблески воспоминаний о молодости. Он сожалеет об упущенных возможностях, завидует молодым и наблюдает за ними, словно за своим стадом.
Женщины на поле, тела покрыты потом от очередного жаркого дня, стоя на коленях закаливают позвоночники. Резкими ударами серпов срезая под корень пучки травы, после граблями собирают их в кучу.
В лесу мужчины рубят деревья. Их мускулы крепнут с каждым ударом, а вены натягиваются, как струны. Щепки разлетаются в разные стороны. Деревья падают одно за другим. Затем их начинают рубить и распиливать на части.
Каждый ребёнок чем-то занят. Некоторые из детей помогают своим родителям и учатся у них необходимым для взрослой жизни навыкам. Другие выполняют работу по хозяйству: ходят за водой к колодцу, присматривают за скотом, кормят животных и птиц. Девочки занимаются домашней уборкой, а мальчики колют дрова и помогают отцам в их делах. Большинство из детей хлопочут привычно и безропотно, но есть и такие, которые мечтают совсем о другом: о быте в большом городе, где ночью горят яркие фонари и кипит новая жизнь.
Вечером старик отдыхает рядом со своим домом, пока его жена накрывает стол, расставляя суп, сало, сметану, ржаные сухари с чесноком и картошку на второе. Он курит трубку и ждёт возвращения своих дочерей с работы – красавец рыжеволосых, воплощения молодости его жены. В это время старик наблюдает за танцующими подростками, которые полны сил и энергии, несмотря на трудный рабочий день. Старику есть что вспомнить из своей юности, и эти воспоминания наполняют его сердце тяжестью.
***
В большом доме с высокими потолками и гостиной, украшенной изображением «Адам и Бог», хозяева всё ещё спят, в то время как прислуга уже активно работает, развешивая чистые бархатные шторы и убирая пыль и паутину по углам красных стен. С самого утра на столе с накрахмаленной скатертью уже стоят красивые белые чашки с узором, блюдца, молоко, мёд, хлеб и горячие булочки с вареньем. Сегодня важный день: прибыл друг покойного зятя.
Хозяин с нетерпением дождался гостя, в первую очередь повёл к псарне, где живут в довольстве и тепле десятки гончих и охотничьих борзых собак. После обеда их уже ждали кони и борзятник, который держит на поводке своих дрессированных собак.
И вот, в путь к другим знакомым – туда, где встретят с хлебом и солью. Вместе они покатаются по полю, обсудят всё, что утекло.
Затем выстроятся в шеренгу, займут позицию, держа свору борзых наготове. Вот и зверь попался на глаза: задача гончих проста – загнать жертву на открытое поле, утомить до полуобморока. Борзые догонят, прижмут к земле, покусывая его по бокам, не убивая, а лишь не давая сориентироваться и сбежать от преследователей. Борзятник, подъезжая, хватает зверя, кем бы он ни был – волком, лисой или зайцем, и, когда добыча поймана, хозяин решает её судьбу. После славной охоты – гончим пир, борзятникам пьяные танцы, хозяевам слава.
В одной городской газете:
Стояли толпы людей в столице, под солнечным светом. Заполнена площадь и улицы. Люди махали, хлопали и выкрикивали «Ура!» Царю на балконе Зимнего дворца…