В начале XIX века в алтайском селе Акташ при странных обстоятельствах умер художник. Предшествовали же его смерти довольно необычные симптомы: путаная речь, конвульсии, приступы эпилепсии. К тому же полость рта покойника имела необычный красный цвет… Довольно странными были и сюжеты на полотнах художника: они были столь фантастическими и сумбурными, что наводили на мысль о психическом заболевании их создателя.
В начале XIX века в алтайском селе Акташ при странных обстоятельствах умер художник. Предшествовали же его смерти довольно необычные симптомы: путаная речь, конвульсии, приступы эпилепсии. К тому же полость рта покойника имела необычный красный цвет… Довольно странными были и сюжеты на полотнах художника: они были столь фантастическими и сумбурными, что наводили на мысль о психическом заболевании их создателя.
Когда следователь стал проводить опрос местных жителей, то практически все они заявляли, что смерть художника наступила потому, что он побывал на озере Горных духов. И за это духи наказали его…
Спустя столетие в этих местах оказался известный русских геолог и писатель Иван Ефремов. Из разговоров с жителями деревни он узнал о загадочной смерти живописца и таинственных силах, охраняющих озеро. Необычная история заинтересовала молодого ученого, и он отправился к загадочному водоему. А спустя какое-то время Ефремов опубликовал рассказ о событиях столетней давности, случившихся в алтайском селе.
Впоследствии выяснилось, что скалы Акташской котловины состоят из киновари, в которой содержится до 86 % ртути. Кроме того, в этих местах много термальных источников. А под влиянием солнечного тепла и горячей воды киноварь начинает разлагаться. При этом она выделяет пары ртути, которые, конденсируясь, оседают на скалы, образуя лужи серебристого цвета. Скопление этих луж и принимали за озеро Горных духов. Художник же умер от отравления ядовитыми парами ртути… А вообще киноварь, или сульфид ртути, считается одним из самых ядовитых минералом на Земле. Его название означает «кровь драконов», а формируется киноварь недалеко от вулканов и месторождений серы.
Кстати, в Древнем Китае этот минерал широко использовался для украшения посуды. Более того, раньше некоторые врачи киноварь считали источником целительной силы и назначали ее для лечения ряда заболеваний…
Довольно опасен и минерал аурипигмент. Этот кристалл состоит из мышьяка и серы. Обычно он образуется рядом с гидротермальными источниками. При контакте с кожей этот минерал может выделять канцерогенный и нейротоксический порошок мышьяка. В древности китайские воины натирали им стрелы, превращая их в смертельное оружие. Также этот минерал использовался в качестве основного компонента охристой краски, и, скорее всего, многие художники, применявшие его, раньше времени ушли в мир иной…
Много зла принес человеку и антимонит, или сульфид сурьмы, внешне похожий на серебро. По этой причине его кристаллы, имеющие металлический блеск, когда-то применяли при изготовлении дорогих столовых приборов. Однако вскоре владельцы таких вилок и ножей умирали от тяжелого пищевого отравления. Причем даже с теми образцами антимонита, которые находятся в коллекциях, следует обращаться с осторожностью. И после каждого пользования ими следует обязательно мыть руки…
А вот про минерал торбернит говорят, что он родом из преисподней. Его малахитовые кристаллы формируются в гранитных скалах в результате взаимодействия фосфора, меди, воды и урана. Этот минерал не только радиоактивен. При нагревании он еще выделяет и смертельно опасный газ радон, который вызывает рак легких…
Весьма ядовит и хатчинсонит, представляющий собой сульфид мышьяка с таллием и свинцом. Уже сами по себе соли таллия довольно токсичны, поэтому их применяют в крысиных ядах и инсектицидах. Включение же таллия в сульфид мышьяка объединяет два чрезвычайно опасных и смертельных элемента. И конечно же эта парочка может стать причиной смерти.
Еще в древности люди знали о пещерах, которые представляли опасность для жизни.
Например, в небольшую пещеру Канини близ Неаполя человек мог зайти без вреда для здоровья, однако собаки, его сопровождавшие, погибали. Но как только посетитель грота наклонялся, то и он тотчас терял сознание. Связано это было со значительной концентрацией (77 %) углекислого газа в приземном слое воздуха. Углекислота же попадала в пещеру по трещинам в известняках и вулканических породах.
Подобные пещеры находятся и в других уголках Европы: Збрашовская в Чехии (концентрация углекислого газа в ней достигает 36 %); Кармал в Иране (концентрация газа – 24 %); в Калифорнии (19 % углекислого газа).
Одно время считалось, что в Туакской пещере в Крыму тоже повышенное содержание углекислоты. Однако в ходе обследования в 1960-е годы более 700 полостей было установлено, что в них отсутствуют опасные для жизни концентрации углекислого газа. Хотя в Бездонном колодце на Агармыше в теплое время содержание углекислого газа повышается до 2,4–3,2 %, и его гигантская «бутылка» заполняется опасной смесью почти до «горлышка». Правда, к счастью, спуски спелеологов в эту пещеру закончились благополучно. Но так бывает не всегда. Например, 1 октября 1972 года во французской пещере Кюв де Сорье погибли Жан Жако и Шарль Жан, а также пытавшийся их спасти мэр городка Робер Шоссе. Смерть наступила после выброса углекислого газа из кармана, внезапно вскрывшегося после обвала гипсового блока.
Исследования сотен пещер в различных районах земного шара показали, что многократное повышение концентрации углекислоты сопровождает большинство процессов под землей: формирование пещерных минералов, развитие спелеофауны и т. д. Существует даже гипотеза, что углекислый газ оказал определенное влияние на эволюцию человека. Например, предполагается, что в зависимости от объема гротов, в которых укрывались древние люди, а также наличия естественной вентиляции, при разведении костров для обогрева, в них появлялись участки повышенной концентрации углекислоты. В самых же укрытых от опасности и плохо вентилируемых зонах, очевидно, прятались женщины с малолетними детьми. Именно в этих местах формировалось «привыкание» к повышенному содержанию углекислоты, которая в пределах 2–3 % активирует нервные клетки подкоркового слоя головного мозга, тонизируя кору его больших полушарий…
Под землей встречается и еще один газ, опасный для человека: это – сероводород. Он немного тяжелее воздуха, бесцветен, пахнет тухлыми яйцами. Отравление наступает при концентрации 0,2–0,3 миллиграмма на литр, а концентрация выше 1,0 мг/л приводит к смерти.