Часть первая.
Вступление.
Серж, с явным неудовольствием, щелкнул по клавиатуре и отвернулся от монитора. Ну вот, опять надо отдавать программу на доработку. Уже более трёх лет программа, которая была создана для решения величайшей загадки всех языков нашей планеты, и которая разрабатывалась на основе новейших логических построений и семантического анализа всех основных языков народов Земли, периодически зацикливалась не находя решения. А ведь её создавали на основе более чем 7000 языков, при этом надо сказать, что официальными языками Земли являются всего 95, в эту же группу входит и латинский язык, который считается официальным языком Ватикана. Члены команды, которую возглавлял Серж, в начале работы полагали, что максимально им потребуется не более двух лет интенсивной работы. А кое-кто называл даже ещё меньшие сроки. Мы люди талантливые, если захотим, сделаем всё быстро. Впрочем, начиналась эта история ещё раньше…
Около пяти лет назад Серж, с друзьями, основную массу из которых составляли филологи разных мастей и программисты всевозможных уровней, устроил откровенную дискуссию на тему, которая интересовала его с самого детства – как получилось, что в мире существует такое огромное количество языков, не говоря уже о различных наречиях и диалектах? По его мнению, давая название тем или иным предметам, люди различных континентов, стран и областей, должны были генерировать более созвучные и похожие названия, так как процессы мышления протекают практически без отличий в мозгу индивидуумов самых разных рас и национальностей. Тем более, что некоторые предметы получили таки практически идентичные названия даже в самых разных уголках нашей планеты. Этот факт, разумеется, не остался незамеченным, на его основе возникла теория о наличии общих для всего человечества механизмов возникновения речи. Благодаря масштабному кросс-языковому исследованию, учёным удалось установить 74 фонетических закономерности, между языками Северной и Южной Америки, Евразии, Африки, Большой Новой Гвинеи и Австралии, что позволило доказать наличие общих для всего человечества механизмов возникновения речи. Именно на основе этих исследований возникла гипотеза о существовании в доисторические времена праязыка. Эта гипотеза существует уже очень давно, но не получила, до сих пор, никакого убедительного доказательства, нельзя же, на самом деле, считать таковым библейскую легенду, которая впрочем даже в оригинале звучит очень интересно:
1. На всей земле был один язык и одно наречие.
2 Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там.
3 И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести.
4 И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли.
5 И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие.
6 И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать;
7 сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого.
8 И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город [и башню].
9 Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле.
Но вернемся к событиям пятилетней давности. В тот год на дне рождения Сержа собрались только самые близкие друзья, прекрасно знавшие друг друга и любившие подискутировать на темы развития самых разных областей науки и её перспективах. В тот раз роль ведущего на себя уверенно взял Серж. Всегда эмоциональный более других, в этот раз он превзошёл самого себя, а всё по той простой причине, что незадолго до дня рождения он прочитал остросюжетный роман, в котором описывались эксперименты воздействия на мозг человека некими «псевдословами». По замыслу автора эти слова представляли собой абсолютно бессмысленные, на первый взгляд, сочетания звуков, которые не несли обычной смысловой нагрузки, но воздействовали на мозг любого из обычных людей значительно сильнее, чем внушение, нейро-лингвистическое программирование или гипноз. Этот роман произвел на Сержа сильнейшее впечатление, вернее сказать не сам роман, а вот эта неординарная идея воздействия на мозг посредством звуковых сочетаний или просто слов. Он решил, что поскольку между человеческим мозгом и компьютером есть некоторое сходство, то значит для человека, как и для компьютера должны существовать некоторые входные команды или в случае с людьми – слова. Соответственно, по этой аналогии получалось, что должны быть команды, аналогичные командам компьютера «stop» и «reset», которые бы оказывали ошеломляющее действие на любого индивидуума. Всё чаще размышляя о таких словах – командах, которые бы действовали на абсолютного любого человека независимо от его национальности, расы и места проживания, он однажды испытал озарение – праязык, вот источник таких слов – команд. Именно поэтому он и был уничтожен, стёрт из памяти людей, чтобы обезопасить их от случая, когда кто-то возжелал бы стать «хозяином мира». Возможно, размышлял Серж, в давние времена мир был гораздо более спокойным и люди, жившие в нем, не враждовали, гармонично сосуществовали с природой, и не делали попыток возвыситься друг над другом. Как известно, в одном из наиболее знаменитых шумерских текстов, известном как «Сказание об Энменкаре и владыке Аратты» говориться:
В стародавние времена змей не было,
Скорпионов не было.
Гиен не было, львов не было.
Собак и волков не было.
Страхов и ужасания не было.
В человечестве распри не было
Обладая единым языком и сосуществуя в мире, люди наслаждались этим моментом, пока не появился кто-то, возжелавший возвыситься над другими. Вот тогда, те, кто наблюдали за развитием земной цивилизации, решили стереть из человеческой памяти универсальный язык общения, дававший людям огромные возможности, и заменили его стандартными средствами общения, в которых возможность прямого доступа к мозгу путем произнесения слов – команд уже отсутствовала. В библейской притче, лишение людей единого языка выглядит как акт наказания человечества, за его попытку встать на один уровень с богом. Возможно, думал Серж, это последствия первого контакта с инопланетной цивилизацией, которая увидела в людях своих будущих соперников и решила таким образом замедлить развитие нашей цивилизации. Впрочем, самое интересное – это восстановление праязыка, который мог открыть совершенно новые способы работы с человеческим мозгом. Как хотелось бы восстановить его и получить этот совершенный инструмент для работы с человеческим мозгом. Но как это сделать? Серж, да и многие из его друзей руководствовались в своей профессиональной деятельности и в обычной жизни принципом, высказанным одним из поэтов в строке – «ничто на земле не проходит бесследно…». А применение этого принципа в данном случае означало, что праязык, если таковой реально существовал, не мог исчезнуть, не оставив следов. Его мельчайшие следы, признаки и отзвуки должны были присутствовать во всех земных языках. По мнению Сержа, чтобы воскресить этот таинственный праязык, следовало заняться работой, используя принципы золотоискателей. Предстояло перемыть «тонны» звуковых конструкций, чтобы обнаружить мельчайшие частицы древнего филологического сокровища. По мнение Сержа, такая цель стоила любых временных и умственных затрат. Тем более, что также как современные золотоискатели используют гигантские механизмы – драги, так и филологи должны были поручить всю работу по «просеиванию» и сортировке звуковых единиц мировых языков современным компьютерам. Поскольку компания отмечала день рождения употребляя, в изрядном количестве, хорошие вина, Сержу, который и в обычной жизни отличался изрядным красноречием, удалось быстро внедрить свою идею в умы друзей и воодушевить их на эту работу. Вот так начался поход – «в поисках праязыка».