Это те бесценные люди, что поверили и помогли проекту.
Миронович Алина Андреевна
Миронович Алексей Юрьевич
Сырич Алексей Васильевич
Кузьмин Александр Иванович
Сергей Елис
(Следующим, можешь быть – ты!)
***
Шёл октябрь тысяча девяноста седьмого года…
Измотанная армия крестового похода из двадцати пяти тысяч душ, направлялась в Иерусалим. Они уверенно и жестоко несли свою проповедь огнём и мечом, словом и истинным божьим знамением. Дабы указать единственный путь – незрячим. Склонить к покаянию правых и предать на суд божий – ложных земных мессий, «так думали мусульмане»…
Но их путь, преградили великие стены Антиохии – знаменитой крепости, что стояла на пути к святой земле и удерживаемой тюрками сельджуками.
Городской гарнизон силён, запасы продовольствия велики – однако французские командующие знают – не взяв Антиохию, они не доберутся до Иерусалима.
***
Что за город застыл у меня в глазах?
Что за город сжигает меня огнем?
Град Антиохия на многих холмах.
Град Антиохия – ты слышал о нём…
(Анарион «Антиохия»)
***
Великая древняя Антиохия – современная Антакья. Лежит на зелёных холмах у подножия горы Хабиб-Неджар1. Это один из важнейших исторических городов Турции. В Антиохии зародилась одна из самых влиятельных школ богословия. Здесь, появилась первая в мире христианская церковь, да и самоназвание – «христианство», пошло именно отсюда. Так же, это город был столицей одного из могущественных государств крестоносцев.
Антиохию, в четвёртом веке до нашей эры, основал диадох Александра Македонского – Селевк Никатор. Удачно расположившиеся в плодородной долине реки Оронт, город сразу стал быстро развиваться и приобретать вес в качестве центра торговли, которая велась через соседний морской порт – Селевкию Пиерию2. Через Антиохию шёл великий шёлковый путь, а также торговые караваны из Тарса, Алеппо, Дамаска, Вавилона и других крупных городов античности.
Во времена Рима, Антиохия стала одним из самых больших городов средиземноморья и славилась своим немыслимым богатством. Главная улица была вымощена мрамором, было много фонтанов, театров, красивых вилл и особняков, почти в каждом доме был водопровод.
Антиохия, была либеральным и веротерпимым городом, и потому, в начале первого века множество христиан, спасаясь от гонений, прибывали сюда. Антиохия стала главным центром христианской веры. Здесь крестился апостол Пётр и отсюда же, направился в свои миссионерские путешествия.
Как раз в Антиохии, после проповедей святого Павла и Варнавы, образовалась первая в мире община обращённых язычников, и именно в этом городе они впервые назвали себя – христианами.
В первые века нашей эры в этом прекрасном городе, состоялись десять вселенский соборов. Здесь была резиденция патриарха, а также зародилась одна из двух главнейших раннехристианских школ богословия.
Но, благополучие Антиохии резко прервалось в первой половине шестого века…
Сначала чудовищное землетрясение пятьсот двадцать шестого года, чуть не сравняло город с землёй. А в пятьсот тридцать восьмом году, город разрушил и сжёг – «персидский царь Хосров I», угнав при этом, её жителей в рабство.
Город, частично оправился при великом византийском императоре Юстиниане I. Были возведены красивые дворцы и храмы, но, без былой пышности и великолепия. И снова, к шестьсот тридцать седьмому году, Антиохия была завоёвана знаменитым арабским полководцем – «Халидом ибн аль-Валидом». И после, была присоединена к Рашидунскому халифату на триста последующих лет…
Город стал приграничной крепостью, которую, Византийская империя, постоянно пыталась отбить. И в девятьсот шестьдесят девятом году, это им, наконец – удалось…
Византийское правление продлилось ещё сто лет, а затем город на четырнадцать лет захватили сельджуки Румского султаната. Но второй шанс на перерождение, Антиохия, получила только во времена первого крестового похода.
Вступившее в долину Оронта, двадцати пятитысячное войско, ведомое четырьмя полководцами: Готфридом Бульонским, Боэмундом Тарентским, Раймундом Тулузским и, Робертом Фландрским в октябре тысяча девяноста седьмого года, приступили к одной из самых эпичных осад средневековья. Антиохия была надёжно защищена неприступными, высокими и крепкими стенами. Такими длинными…, что войско крестоносцев могло блокировать лишь четверть её периметра. Но, не кто из четырёх великих лордов, даже и в самых безумных фантазиях, не мог представить, какая цена расплаты – кроется за вуалью победы…
***
Алексей Миронович
За гранью тьмы. Обречённый
Подводные камни преткновения.
Время: лето 1097 года.
Крестоносцы успешно захватили Никею, и, одержав победу при Дэреувэе – отправляются на восток, через не проходимое Анатольское плато…
Хитрые и быстро обучаемые Тюрки, извлекли опыт из предыдущих сражений и, изменили тактику: теперь, они сжигают все поселения на своём пути и, заваливают валунами их питьевые колодцы.
Вскоре стало понятно, что это весьма эффективный способ причинить немалый ущерб, сидящей на хвосте армии – ненавистных крестоносцев.
Франки, страдали от летнего зноя и их запасы стремительно таяли «подобно бесценной воде под палящим солнцем пустыни»…
Тем не менее: они добрались до земель, населённых армянами – дружественными христианским народам . И теперь, путь к следующей цели – Антиохии, выглядел уже гораздо менее опасным чем ранее…
Основные силы, по настоятельному совету Боэмунда Теренского, двигались по более безопасному маршруту – в обход Тарских гор. Однако два молодых лидера Танкред и Болдуин – прошли через горы, в надежде: заручиться поддержкой киликийских Армян…
Как результат: оба оказались с головой вовлечены в местную политику. Но, если Танкред вернулся к основной армии, то Болдуин, последовал далее, на восток – к Армянскому городу Эдесса. Вскоре он понял, что позиции местного правителя – шатки. И Болдуин увидел в этом отличную и крайне выгодную возможность для себя. Он, незамедлительно пустил в ход свою хитрость, и организовал переворот, в ходе которого, старый правитель – был убит. В итоге захват власти Болдуином – был очевиден, а народ за отсутствием других кандидатур, единогласно отдал своё предпочтение за нового правителя.
(Так было основано первое государство крестоносцев – графство Эдесское)
Но оставим личную победу Болдуина, и вернёмся к главным событиям…
***
Первые отряды латинской армии достигли окраин Антиохии в октябре тысяча девяноста восьмого года.
С «северо-запада»: город защищала река Оронт. С «юго-востока»: гора, высотой четыреста сорок метров.
Хотя лучшие годы крепости были далеко позади, она оставалась прекрасно защищена стеной, с многими сотнями неприступных башен. Построенными ещё, самим императором Юстинианом, четыреста лет назад. Кроме того, над городом величественно возвышалась цитадель – центр и последняя линия обороны города. Природная и построенная горожанами оборона, создавала по истине пугающие перспективы для крестоносцев. Тюркский гарнизон сельджуков, насчитывал пять тысяч воинственных голов. Командующий гарнизоном – эмир Яги Сиан, был уже заранее осведомлён о появлении на горизонте франков и поэтому отдал приказ о сборе и распределении провизии в городе и самой цитадели. Также: он отправил трёх своих сыновей в Алеппо, Масул и Дамаск – с запросом о помощи. А в это время, крестоносцы уже осаждали город с северо-запада, пытаясь заблокировать хотя бы три из шести ворот. Поскольку Антиохия больше, чем Никея, и учитывая бывшие потери, европейцам – катастрофически не хватало людей.