Событие, о котором я хочу рассказать вам, дорогие читатели, произошло в середине восьмидесятых годов XX столетия. Я в это время жил в столице Украины – городе Киеве, и работал доцентом одной из кафедр Киевского политехнического института. В год описываемого события я был руководителем преддипломной практики студентов, которая была запланирована на Одесском станкостроительном заводе в период с июля по сентябрь.
Явившись заблаговременно на завод и организовав практику, я решил познакомиться с вечерней жизнью одесситов. Придя на главную одесскую улицу – Дерибасовскую, я обратил внимание на броское объявление, свидетельствующее о том, что в город на гастроли приехал знаменитый Московский драматический театр им. Вахтангова. Пропустить такое важное событие я, разумеется, не мог. Придя к зданию театра, я обнаружил, что у его входа стоит огромная толпа людей, жаждущих попасть на идущий в этот день спектакль. Но меня это совершенно не смутило, поскольку неоднократно бывал в подобной ситуации. Просто надо уметь доставать лишний билетик. Для этого надо начинать «клянчить» его метров за 100 до театра. Определив улицу, по которой может перемещаться самый большой поток зрителей, я и приступил к этому ответственному делу. И вскоре мне повезло. Одна женщина предложила мне сразу два билета. Купив их, я с приподнятым настроением направился к театру. По пути решил, что лишним билетом осчастливлю какую-то привлекательную одинокую женщину. Но планов завести с нею курортный роман, честно признаюсь, у меня не было, поскольку в моей семье тогда было всё в порядке. Высмотрев в толпе обаятельную женщину среднего возраста, я приблизился к ней и тихим голосом спросил:
– Вы хотите попасть на спектакль?
– Да.
– Тогда пошли.
Дама как бы очнулась от неожиданности предложения и спросила:
– У Вас что, есть лишний билет?
– Да, есть, но давайте вопрос билета решим чуть позже. До начала спектакля осталась пара минут, и нам надо спешить.
Я пропустил даму впереди себя, и мы быстро вошли в здание театра. Нашли в зале свои места и с радостью заняли их. Дама тут же приготовилась рассчитаться со мной за билет, но я жестом рук показал, что всё потом. Что за спектакль шёл в тот вечер, я, конечно, сейчас не помню, но точно помню, что в нём участвовали Юрий Яковлев и Юлия Борисова.
Во время спектакля я периодически, скосив глаза в её сторону, наблюдал за сидящей рядом дамой. Она находилась в таком напряжённом состоянии, что, казалось, не дышала. Вероятно, в мыслях она прокручивала события, которые только что произошли, и которые ещё могут произойти после спектакля. Уже позже, познакомившись с нею поближе, я узнал, что её тогда очень волновало. Мои действия в момент нашей встречи очень походили на шаги хитрого, очень опытного ловеласа или донжуана. Именно таким образом кавалеры такого типа завлекают доверчивых женщин. Но я сразу понял, что она не относится к числу женщин, которые, оказавшись на курорте, мечтают быстро закрутить курортный роман и таким образом весело провести время. Понимая это, я очень боялся огорчить её своим неосторожным поведением. Спектакль шёл при гробовом молчании зала, изредка прерываемый дружными, громкими аплодисментами.
Когда наступил антракт, я спокойным голосом спросил:
– Вы не хотите пойти со мной в буфет и полакомиться каким-то напитком? Там есть соки, коктейли, шампанское и многое другое.
Дама мило улыбнулась и сказала:
– Нет, спасибо. Я хочу сейчас посидеть здесь.
– Но, отказывая мне в этой просьбе, Вы обрекаете меня на страшное мучение от жажды! – сказал я, хитро улыбаясь.
Дама тоже улыбнулась и сказала:
– А Вы сходите туда один и утолите свою жажду.
– Нет, уважаемая дама. Без Вас мне ни один напиток не доставит удовольствия.
– Мне, конечно, жаль Вас, уважаемый сосед по месту, но ничем помочь не могу.
– Мне тоже жаль, что Вы не поддержали моё предложение, но я на Вас за это не в обиде. У Вас есть право поступить именно таким образом.
Помолчав пару минут, я решил не оставлять даму в покое, и спокойным голосом спросил:
– Вам можно задать несколько вопросов?
– Да, можно, но смотря какие вопросы.
– Во-первых, я хотел бы узнать, как Вас следует величать? Во-вторых, Вы – одесситка или приезжая? И, если приезжая, то откуда и по какому поводу приехали сюда? В-третьих, кто Вы по профессии, и какая сфера Вашей трудовой деятельности?
– Стоп, любопытный сосед! Меня величают Елизаветой или Лизой. А остальные вопросы давайте оставим пока без ответа.
– Жаль, конечно. Но я и без Ваших ответов догадываюсь, что Вы, во‐первых, не одесситка, а приезжая. Во-вторых, Вы не замужем, во всяком случае, сейчас. В-третьих, Вы приехали сюда не из Москвы. И, в‐четвёртых, Вы не желаете сейчас знакомиться со случайными мужчинами типа меня.
Дама невольно хихикнула и выдала:
– А Вы, часом, не психолог или следователь по особо сложным криминальным делам?
– Ну что Вы, Лиза! Конечно, нет. Просто всё это видно в Вас невооружённым глазом.
В этот момент раздался третий звонок, оповестивший о начале второго отделения спектакля, и мы снова сосредоточились на восприятии действий на сцене.
Спектакль закончился около 10 часов вечера, и Лиза искренно поблагодарила меня за увиденный спектакль. Я хотел было в шутку предложить ей в знак благодарности за спектакль поцеловать меня в щёку, но вовремя воздержался от этого бестактного предложения. Вместо этого я из чисто джентльменских побуждений спросил:
– Вас проводить?
Дама, похоже, растерялась от моего неожиданного вопроса и не знала, как мне ответить. Вероятно, она или не хотела, чтобы я её проводил, или не рассчитывала на такое моё предложение, и поэтому не была готова к нему. Но что-то в её сознании сработало, и она решила – пусть проводит. Слегка смутившись, тихим голосом сказала:
– Ну если у Вас есть время и желание, то проводите, пожалуйста.
Я с улыбкой на лице выдал:
– Есть то, другое и третье!
Дама с удивлением посмотрела на меня и спросила:
– А что третье?
– А Вы догадайтесь!
– Не могу догадаться!
– В таком случае Вы всё поймёте, пока мы будем добираться до вашего места проживания.
– Вы хотите со мной познакомиться? – прямо спросила она.
– Нет. Я хочу только проводить Вас до места Вашего проживания и не более того.
– Спасибо за честный и прямой ответ! – сказала дама, смутившись.
Немного помолчав, я сказал:
– Мне, вероятно, следует представиться Вам. Меня зовут Евгений.
– А Вас можно называть просто по имени? – спросила дама и добавила. – Ведь Вы, похоже, намного старше меня?