Тениенте Хайме Маркеш уже несколько часов нервно сидел у кабинета командующего «Коммандос Африканос». Волноваться у него был повод, ведь о командире туземных спецназовцев тениенте Марселину да Мата в метрополии ходило множество разных слухов. Говорили, к примеру, что у него гарем из 40 жён; что его солдаты пьют перед каждым боем галлюциогенный отвар, приготовленный по рецептам местных шаманов лично командиром; наконец, что тениенте да Мата скармливает попавших к нему в плен партизан ПАИГК домашним крокодилам. Как бы то ни было, Марселину да Мата был очень опасным человеком и неизвестно было, как он отнесётся к вчерашнему выпускнику военно-инженерной школы в Танкуш. Правда, Маркеш был далеко не тем «цветочком», которыми комплектовались части португальской армии в африканских колониях. Лучший в выпуске, специалист по весьма распространённым здесь советским минам, он уже отличился на транспортном корабле «Сан-Себастьян», когда во время шторма сумел успокоить напуганных лошадей. Но что стоит мечущийся по трюму взбесившийся табун в сравнении с гвинейскими партизанами и бойцами «Коммандос Африканос», к которым его распределили инструктором по минному делу. Наконец, дверь кабинета распахнулась и наружу вышел полковник ВВС. Слегка кивнув вставшему для отдания чести Маркешу, он, пошатываясь и теребя форменный галстук, побрёл к выходу. Это зрелище привело бы в смятение любого, но Маркеш собрался с духом и вошёл в кабинет командира. Грязно-белые оштукатуренные стены; окно, закрытое потрёпанными бамбуковыми жалюзи; лениво вращавшийся над головой вентилятор и старый ученический стол – в кабинете да Мата не было ничего из того, что говорило о его статусе как командира одного из самых элитных подразделений мира. Хозяин кабинета тоже ничем не напоминал вождя дикого африканского племени с золотыми браслетами на руках и ожерельем из человеческих костей на шее, образ которого Хайме успел создать на основе полученных сведений. Его встретил высокий негр в полевой форме касадоров специального назначения, больших солнцезащитных очках и с небольшой чёрной бородкой. Единственным, что отличало его от других тениенте касадоров, был солидный набор наград, включавший в себя сразу 5 Военных крестов и высшую награду Португалии орден Башни и Меча. Не дав Маркешу отрапортоваться, он подал ему руку и представился:
– Тениенте да Мата, командир подразделения «Коммандос Африканос».
После крепкого рукопожатия он предложил новоприбывшему офицеру присесть на плетеную табуретку и стал подробно расспрашивать его о подробностях жизни в Португалии и учёбы в Инженерной школе. Временами он кивал головой в такт разговору и едва заметно делал пометки в небольшой блокнот, лежавший на его колене. Когда Маркеш закончил, да Мата сказал:
– Вы превосходный офицер, несмотря на то, что служите немногим более 2 месяцев и я рад, что вас распределили в наше подразделение. Но прошу учесть: большинство рекрутов приходят сейчас из забытых Богом деревень и едва владеют грамотой, поэтому постарайтесь объяснять им всё попонятнее, но и делать вам всё это предстоит очень быстро – минная опасность здесь очень велика. Сейчас вы пойдёте на получение оружия и обмундирования. Вы умеете обращаться с автоматом Калашникова? – поинтересовался да Мата и, получив отрицательный ответ, сказал: – Ничего, научитесь, в этом оружии нет ничего сложного. Всё, идите на склад, пока там ещё нормальное обмундирование осталось.
Получив накладные на обмундирование и оружие, Маркеш вышел из штаба подразделения. У росшей на плацу пальмы его внезапно окликнули:
– Хайме, наконец-то прибыл!
– Паулу! Давид! – бросился Маркеш навстречу своим друзьям, тениенте Корпуса фузилёров Паулу Лопешу и тениенте португальских ВВС Давиду Фернандешу. Все были рады этой встрече, ещё бы: друзья-погодки Хайме Паулу и Давид оказались на войне в Португальской Гвинее раньше и уже успели отличиться: Паулу при штурме укреплённого лагеря партизан в верховьях Жебы, Давид – при «свободной охоте» на караваны с оружием. Слушая друзей, Хайме заметил:
– Завидую я вам, парни. Вы столько всего здесь сделали, а мне этого не суждено…
– Потому, что инструктор? – рассмеялся Паулу – Не боись, воевать тебе здесь придётся по полной, об этом негры позаботились. Тут буфос нет, поэтому можно говорить откровенно: мы здесь в полной ж… Не веришь? Да мы тут, в столице, только эту базу контролируем и то кое-как. Сегодня утром прямо на этом плацу подстрелили подполковника военной полиции Родригеша. – указал он на расползавшуюся по песку лужу крови – К нему на помощь подбежал санитар и сам тут же схлопотал пулю в лоб. Мы на броневике бросились ловить снайпера, да бестолку: ушёл гад в район Лагундо, а там без танков и вертолётов делать нечего. А в провинциях что творится – мать честная. ПАИГК уже там независимость объявила и теперь готовится к штурму Бисау…
– Пусть готовятся – отобьёмся, не впервой. – горячо ответил Хайме – Оружия нам хватит. Блин, совсем забыл – мне же надо зайти на склад за оружием и обмундировкой. Потом поболтаем.
– Ладно. – ответили друзья и отпустили Маркеша на склад. Полученное им там оружие – АК-47 неизвестного производства ему понравился, чего нельзя было сказать об мундире. Потрёпанный камуфляж с замыленными знаками различия; берцы, на размер больше положенного; заплатанный коричневый берет не вязались с образом офицера армии последней колониальной империи, хотя он прекрасно понимал, что форма ему досталась с покойника. Но особенно бесил шёлковый шарф в тон берету – отличительный знак португальских солдат в Африке. Он вырывался из рук, комкался, колол шею.
– Сеньор тениенте, вы не так завязываете шарф. Давайте помогу. – вмешался в процесс одевания начальник склада и по совместительству пулемётчик Хуан Мартинш. Не успел Маркеш возразить, как Мартинш размотал шарф и красиво завязал его на шее Хайме, после чего опустил его концы под китель наподобие галстука. Хуан заметил обрадованному тениенте:
– Так-то лучше. И вообще, шарф в наших местах самая нужная вещь. Он и пот впитывает, и шею спасает от мозолей, и воду при надобности отфилтрует, и бинт заменит – вообще вещь незаменимая…
Выслушав эти дифирамбы шёлковому шарфу, Хайме вышел на улицу, где его уже ждали друзья, которым не терпелось прошвырнуться на броневике по кабакам Бисау.
Занятия по минному делу шли полным ходом. Всё оказалось так, как и предупреждал да Мата: Хайме достались абсолютно необученные рекруты (попадались и неграмотные). А обучить их обращению с минами требовалось быстро: положение португальцев в провинции Гвинея становилось хуже день ото дня; теперь для того, чтобы быть разорванным противопехотной миной на куски, не надо было отправляться на операцию в саванну – достаточно было просто подойти к туалету на базе. Маркеш по совету Марселину старался проводить занятия наглядно и это приносило результаты.