Этой книгой мы открываем серию изданий под общим названием «Центр Империи».
Книги построены в форме рассказов-прогулок по главным достопримечательностям Саонкт-Петербурга. В этих рассказах история создания, развития и сегодняшнего дня города.
Открывают серию две книги, посвященные главным зданиям, площадям и набережным Северной столицы, откуда управлялась огромная Империя.
Прогулку мы начнем с эрмитажного мостика через Зимнюю канавку, вдоль нее выйдем на Миллионную улицу, свернем направо и, миновав Атлантов, окажемся на Дворцовой площади.
Затем наш путь пройдет по Адмиралтейскому проезду, вдоль южного фасада Адмиралтейства. По левую руку при этом будет тянуться Александровский сад, разбитый на месте некогда существовавшей тут аллеи. Пройдя вдоль здания Адмиралтейства, мы выйдем на Сенатскую площадь. Ее противоположную сторону формируют объединенные аркой здания Сената и Синода, а в центре стоит памятник Петру I, известный как «Медный всадник». Пройдя через площадь к Неве, по Адмиралтейской набережной вернемся к громаде Зимнего дворца, ознакомившись по дороге с выходящими на набережную домами. Закончится наша прогулка у спуска-пристани, украшенного фигурами львов, рядом с Дворцовым мостом.
Карта Санкт-Петербурга 1753 года
К началу основания Санкт-Петербурга этот район представлял собой большой луг, местами заросший редким кустарником. Часть этого луга использовалась под пашню, а часть – под выпасы крестьянами небольшой деревеньки Гавгуево, стоявшей на месте нынешнего Адмиралтейства. Но уже на плане 1705 г. на месте луга показаны первые дома нового города. Преимущественно это были мазанковые строения, принадлежавшие людям, работавшим в Адмиралтействе и на его строительстве. А сам луг стал именоваться Адмиралтейским лугом. Он являл собой эспланаду вокруг рвов и валов Адмиралтейского двора, строившегося не только как корабельная верфь, но и как левобережный узел системы обороны молодого города.
К началу 1720-х гг. вдоль правого берега реки Мьи (Мойки) сформировалась слобода, именовавшаяся Немецкой, она представляла собой длинный ряд добротных деревянных домов, выстроенных за казенный счет для иностранцев (как тогда говорили – «немцев»), нанятых Петром I для строительства флота. Большинство из них завербовали во время «Великого посольства». Потом, правда, выяснилось, что среди них было немало русских и малороссов, служивших иностранным государям. Немецкую слободу именовали также Финскими шхерами, поскольку тут поселилось много финнов и пленных шведов, перешедших на русскую службу.
Петербургский пожар 1737 г. Гравюра в немецкой газете кон. 1730-х гг.
Вдоль слободы шла улица, названная Немецкой, или Луговой. Она начиналась примерно там, где ныне кончается Миллионная улица и шла до Невской першпективы, прокладка которой началась в начале 1710-х гг. Там, где Луговая улица примыкала к Невской першпективе, располагался Морской рынок с дровяными, сенными и съестными рядами.
Рядом с Адмиралтейством стояли дома работников адмиралтейских верфей, образующих по роду их занятий слободы – три Шневных, Канатную, Морскую и др. Иным людям строить тут себе жилье запрещалось. Во время серии опустошительных пожаров 1736–1738 гг. Немецкая слобода и слободы адмиралтейских мастеровых вдоль правого берега Мойки практически полностью выгорели.
Район адмиралтейских слобод оставался незастроенным вплоть до второй половины XVIII в., да и потом жилая застройка от Мойки долгое время доходила только до линии нынешней Малой Морской улицы, а далее, до комплекса Адмиралтейства, простирался пустырь, занимавший южную часть Адмиралтейского луга. Память о сгоревших слободах сохраняется в названиях улиц – Большая Морская и Малая Морская.
На западной части Адмиралтейского луга ныне расположилась Сенатская площадь между Адмиралтейством и зданиями Сената и Синода. Правда, тогда первоначально этих зданий еще не было. Территорию между Невой и нынешним Конногвардейским бульваром занимали цеха и склады прядильного двора, а также жилье работавших на нем. В этой части луга стояло первое деревянное здание церкви Исаакия Далматского. Позднее она несколько раз перестраивалась, меняла свое местоположение и в конце концов воплотилась как величественный Исаакиевский собор. Его громада ныне замыкает Сенатскую площадь с юга.
При Екатерине II в центре Сенатской площади установили памятник основателю города императору Петру I. Одетый в римскую тогу и увенчанный лавровым венком император изображен на коне, на вершине скалы.
Немецкую слободу после пожаров 1736–1738 гг. быстро застроили вновь. Причем в сторону Луговой улицы и Адмиралтейского луга тогда выходили задние дворы строений, так что из окон Зимнего дворца открывался вид на дровяные сараи, веревки с сохнущим бельем и различные хозяйственные дворовые постройки. В общем, вид был неподобающий для центра столицы и для императорского взора.
Первая попытка облагородить окружение царской резиденции предприняли в 1760–1780 гг. Тогда по проекту архитектора Ю.М. Фельтена по южной стороне луга, напротив Зимнего дворца, возвели ряд новых зданий. Они стояли полукругом, преобразуя луг в большую площадь. Хозяевам ранее стоявших на их месте строений предоставили другие участки для строительства новых домов.
Но сформированный Ю.М. Фельтеном ансамбль к концу XVIII в. выглядел уже недостаточно парадно. В северной стороне площади к этому времени возвышалась громада 5-го Зимнего дворца, построенного в барочном стиле В.В. Растрелли. Застройка южной стороны площади явно с ним не гармонировала, поэтому в 1819 г. Александр I поручил архитектору К.И. Росси подготовить новый проект застройки южного обрамления площади.
Старые фельтеновские здания К.И. Росси объединил классическим единым фасадом с огромной аркой посередине. В восточном крыле расположилось Министерство иностранных дел, а в западном – Главный штаб. В 1832 г. в центре площади установили гранитную Александровскую колонну – памятник войне 1812 г. Окончательно ансамбль площади, получившей название Дворцовой, был сформирован в середине 1830-х гг. с возведением на месте Экзерциргауза здания Штаба Гвардейского корпуса.
Почти одновременно с обустройством Дворцовой площади по проекту архитектора А. Захарова построили фактически новое здание Адмиралтейства. Окружавшие его валы и бастионы срыли, а рвы засыпали. Вдоль главного, южного, фасада устроили аллею. Ризалит центрального входа украсила новая башня с колоннами и аллегорическими фигурами ветров, стихий и времен года. Башню завершал высокий шпиль с флюгером в виде кораблика.