Сергей Волков - 1918-й год на Востоке России

1918-й год на Востоке России
Название: 1918-й год на Востоке России
Автор:
Жанры: Документальная литература | Популярно об истории
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2023
О чем книга "1918-й год на Востоке России"

Книга представляет собой шестнадцатый том серии, посвященной Белому движению в России, и рассказывает о начальном этапе Белой борьбы на Востоке России, понимая под востоком в данном случае Волгу, Урал, Западную Сибирь. Этот период характеризовался выступлением офицерских организаций крупных городов этих регионов и Чехословацкого корпуса. Именно в это время заявляли о себе и прославились такие деятели Белого движения как В.О. Каппель, П.П. Иванов-Ринов, А.Н. Гришин-Алмазов, Н.Н. Казагранди, А.Н. Пепеляев и др. Особое внимание уделено Ижевско-Воткинскому антибольшевистскому восстанию и последующим боям ижевцев и воткинцев.

Боевые действия описываются на фоне политических акций Комуча, Уфимской Директории, Временного Сибирского правительства вплоть до вступления в верховное командование адмирала Колчака, то есть с мая по ноябрь 1918 г.

Книга снабжена обширными и впервые публикуемыми комментариями, содержащими несколько сот неизвестных биографических справок об авторах и героях очерков.

В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Бесплатно читать онлайн 1918-й год на Востоке России




© С.В. Волков, состав, предисловие, комментарии, 2023

© Художественное оформление серии, «Центрполиграф», 2023

© «Центрполиграф», 2023


Предисловие

Шестнадцатый том серии «Белое движение в России» посвящен начальному этапу Белой борьбы на Востоке России. Хронологически он охватывает время с начала антибольшевистских восстаний до отхода белых армий от Волги к Уфе и вступления в верховное командование ими адмирала Колчака, то есть с мая до ноября 1918 г.

На Востоке белые формирования создавались в разных центрах на огромной территории с совершенно разными условиями и лишь к осени 1918 г. вполне консолидировались. На территории от Волги до Тихого океана отдаленность от столиц и основных центров большевизма делала положение противников советской власти сравнительно более благоприятным. Учитывая, что во всех крупных городах Поволжья, Урала и Сибири имелись офицерские организации, к моменту выступления в мае Чехословацкого корпуса (роль которого на первом этапе борьбы была тем более велика, что до 80 процентов красных войск в Сибири составляли ненавистные чехам бывшие пленные немцы и венгры) необходимые кадры для создания Белой армии имелись. В Чехословацком корпусе служило немало русских офицеров, которые сыграли не последнюю роль в решении чешских руководителей выступить против большевиков.

В Самаре еще с конца 1917 г. существовала подпольная офицерская организация подполковника Н.А. Галкина, которому, когда 8 июня 1918 г. в городе было создано правительство Комитета членов Учредительного собрания (Комуча), было предложено возглавить военное ведомство, а его организация, насчитывавшая 200–250 человек, послужила основой для развертывания так называемой Народной армии. Одной из первых частей была сформированная капитаном В.О. Вырыпаевым 1-я отдельная конно-артиллерийская батарея. С первых дней борьбы искусными и решительными действиями своего отряда прославился подполковник В.О. Каппель, имя которого стало впоследствии легендарным. Добровольцы Каппеля действовали у Самары и к северу от нее; южнее – части полковника Ф.Е. Махина (Особая Хвалынская группа).

Первоначально армия строилась по добровольному принципу, но в середине августа была объявлена мобилизация офицеров, которым к 1 августа не исполнилось 35 лет (а генералов и старших офицеров независимо от возраста). По мере очищения от большевиков территорий в армию переходило немало проживавших там или служивших в красных учреждениях офицеров. В освобождаемых населенных пунктах организовывались роты, затем сводившиеся в батальоны. В конце июня были развернуты восемь пехотных полков (в июле переименованы в стрелковые). Отряд Каппеля в июле развернулся в Отдельную стрелковую бригаду, а остальные части в середине августа сведены в три стрелковые дивизии. К сентябрю были сформированы еще три стрелковые дивизии, а число кавалерийских полков доведено до пяти.

В Сибири, как и в Поволжье, существовали с конца 1917 г. сильные офицерские организации. Общая численность военных организаций на всей территории Сибири к западу от Байкала к маю достигла 7 тысяч человек. Самой сильной была омская П.П. Иванова-Ринова (до 3 тысяч человек), за ней по численности следовали организации в Томске, Иркутске и Новониколаевске.

Одновременно с выступлением чехословаков в ряде городов Сибири офицерские организации свергли большевистскую власть и приступили к формированию частей. Первым таким городом стал Петропавловск. При приближении повстанцев к Омску там 6–7 июня выступила поддержанная союзом группа солдат-фронтовиков во главе с полковником Ивановым-Риновым, который и вступил в должность начальника гарнизона и фактически управлял всей очищенной от большевиков территорией. В ночь с 13 на 14 июня в Иркутске выступила местная офицерская организация во главе с полковником А.В. Эллерц-Усовым, но большинство участников восстания погибло или было расстреляно. Однако организация сохранилась и сыграла важную роль при взятии Иркутска 10 июля. Позже там была сформирована из местных добровольцев 3-я Иркутская дивизия. Офицерские организации выступили также в районе Тары, в Акмолинске, Барнауле, Камне-на-Оби, Семипалатинске, Зайсане, Павлодаре, Усть-Каменогорске, Томске, Тобольске, Чите и других местах.

В Омске образовалось Сибирское правительство, во главе вооруженных сил которого встал А.Н. Гришин-Алмазов. Сибирским временным правительством начала формироваться Сибирская армия, ядром которой стал Степной Сибирский корпус (генерал-майор П.П. Иванов-Ринов). Видную роль сыграл случайно попавший в Сибирь штабс-капитан Н.Н. Казагранди, уже в первый день освобождения Омска приступивший к формированию Первого партизанского офицерского отряда, через день выступившего с ним на фронт. Еще один такой же отряд был создан в Омске полковником И.С. Смолиным. Эти два отряда наряду со Степными полками и составили главные силы Сибирской армии.

В начале июня численность войск Западно-Сибирской (с 27 июня – Сибирской) отдельной армии достигла 4 тысяч человек, что позволило в середине июня образовать Средне-Сибирский (А.Н. Пепеляев) и Степной Сибирский (П.П. Иванов-Ринов) корпуса, которые в августе получили номера 1-й и 2-й. Позже был создан Уральский корпус (генерал-лейтенант М.В. Ханжин). К 18 июня армия насчитывала 6047 человек (в том числе 4332 штыка, 1215 сабель и 500 невооруженных). Вместе с чехами и казаками она сражалась с красными войсками по всей Сибири. На 26 августа, после реорганизации, армия состояла из трех корпусов (Средне-Сибирский, Степной и Уральский) по 2–3 дивизии четырехполкового состава каждый.

Формирование частей и в Поволжье, и в Сибири происходило сходным образом: сначала из офицеров, проживавших в данном городе, формировался офицерский батальон, который потом разворачивался в часть. Даже в начале сентября в качестве солдат сражалось более 4500 офицеров, то есть половина всех имевшихся, и в некоторых частях их было больше, чем солдат. Средне-Сибирский корпус состоял сплошь из добровольцев, в основе – членов подпольных офицерских организаций, и в этом смысле не отличался от «именных» полков Добровольческой армии, на 2 сентября там из 5261 человека с винтовками офицерами были 2929. Степной корпус (где было много казаков) состоял из офицеров примерно на четверть (к 31 июля – 2384 офицера на 7992 добровольца, в том числе 1314 на 4502 на передовой), причем в ряде полков и во всех батареях офицеров было свыше половины. В общей сложности к 31 июля в армии было 6970 офицеров и 28 229 добровольцев>1. После очищения Сибири армия сражалась с большевиками вместе с Народной армией.

На Урале очагом Белой борьбы стали Ижевский и Воткинский заводы, восставшие 8 и 17 августа. Вслед за заводами восстала вся южная часть Вятской губернии. Во главе восставших крестьян Елабужского уезда встал подполковник В.М. Молчанов. При помощи имевшихся в районе заводов 80 офицеров руководители восстания совершили поистине чудеса: мобилизовали до 25 тысяч человек, сформировали из них части и сражались в окружении 100 дней (с 7 августа по 17 ноября 1918 г.). В конце ноября ижевцы и воткинцы соединились с Народной армией и впоследствии были сведены в Ижевскую и Воткинскую дивизию.


С этой книгой читают
Бывший контрабандист по прозвищу Гонец и его «коллега» Костыль неожиданно для себя оказались хранителями образца уникального оружия, переправленного с Земли неизвестному адресату и категорически запрещенного в Центруме.Но кому предназначалось оружие? Какая сила, доселе неизвестная, готова вступить в борьбу за власть над Центрумом? И какую роль в новом раунде Большой игры предстоит сыграть заброшенному в Центрум художнику Олегу Сотникову?..
Бывший «афганец» Илья Привалов неожиданно узнал в нищем на церковной паперти своего школьного приятеля Костю Житягина, погибшего год назад в автокатастрофе.В руки майора Громыко попало письмо, в котором священнослужитель рассказывает некоему историку о сверхъестественных силах, когда-то имевших власть над миром, но оставшихся и ныне, о полулюдях-полубогах.Ученик средней школы, тихий «ботаник» Митя Филиппов находит в заброшенном подземелье в Терле
Подмосковье захлестнула волна кровавых ритуальных убийств. Безжалостные и жестокие преступники не ведают ни страха ни сомнений. Успешный предприниматель Бутырский в одночасье лишается всего, что имел и оказывается за решеткой. Он становится последней жертвой, его кровь открывает дорогу между мирами и великий чародей Троянда следом за своими слугами прорывается в нашу реальность. И вот он уже прибирает к рукам заблудшие души подростков-глумов, и о
«Кольт был тяжелым и плохо лежал в короткопалой лапе. На рукоятке дыбился конь, держащий во рту дротик. Длинный ствол тускло светился в лучах заходящего солнца.– Пять патронов, – заглянув в барабан, пробурчал Винни-Пух. – Сорок пятый калибр. „Фронтиер“. Мощный револьвер, только очень неудобный.– Пистолет, Винни, – поправил друга Пятачок. – Они здесь говорят – пистолет…»
«Горячо приветствую вашу инициативу, товарищи. Она является ярчайшим доказательством культурного роста рабочего класса Союза Советов…»
«Получил и прочитал вашу книжку «База курносых», – очень интересная книжка, ребята!..»
«Итак – первый всеобщий съезд литераторов Союза Советских Социалистических Республик и областей кончил свою работу. Работа эта оказалась настолько значительной и разнообразной, что сейчас, в заключительном слове, я могу только внешне очертить её глубокий смысл, могу отметить только наиболее существенное из того, что ею обнаружено. До съезда и в начале его некоторые и даже, кажется, многие литераторы не понимали смысла организации съезда…»
«Капиталисты Европы, Америки, Японии усердно готовятся к новой всемирной бойне. Это значит, что снова будут уничтожены десятки миллионов рабочих и крестьян, будут истрачены на убийство людей миллионы тонн металла, будут отравлены газами и трупным ядом плодородные почвы земли, будет разрушено множество городов…»
Даже любовь может обернуться таким кошмаром, что смерть покажется даром судьбы…Именно так случилось с юношей по имени Денис. Его девушку убили. Полиция считает, что убийство связано с преступной организацией VULGATA. Юноша решает выяснить тайну ее смерти, и на этом пути ему придется столкнуться с ТАКИМ кошмаром… Он узнает то, чего лучше не знать, и увидит то, чего лучше не видеть. А самое страшное – он узнает СЕБЯ. Постепенно его жизнь превратитс
Филипп – единственный охотник в столице Урала. Его беспечная жизнь заканчивается, когда он получает указание вместе с юной стажеркой Юлей найти и проверить на обращение в вампира пару туристов. Казалось бы, обычная работа, но она становится смертельной для них обоих, когда обнаруживаются расчлененные и полностью обескровленные тела подростков. Сможет Филипп защитить Юлю? Сможет ли он избавить город от нависшей над ним угрозы, которой не было уже
❤️ Демид был моим другом с детских лет, моим защитником, жилеткой, наставником. Каменной стеной, укрывающей от всех невзгод сурового мира. Но однажды в кладке появилась трещина, потому что тот, кто долгие годы был для меня всем, вдруг отдалился, став чужаком. А теперь стена и вовсе грозит разрушиться и погрести меня под собой… Демид объявил о своей помолвке с Алисой Беловой, безупречной леди из высшего общества, девушкой, которая станет идеально
-Сколько? Сколько ты стоишь?-хриплю, сглатывая слюну. -Для тебя не продаюсь... -За деньги или без них, Бэлла, всё равно окажешься подо мной… А потом на мне… И еще в сотнях других поз, потому что с тобой я хочу попробовать всё на свете, малютка… Я знаю, что она плохая… Я знаю, что мне с ней не по пути… Я знаю, что фактом ее существования в моей жизни я делаю больно другой- той, кто лучше и правильнее нее… Но я хочу ее. До дикости, до одурения… И