«Прости свою сентиментальную старуху, но, как оказалось, письма – прекрасный способ сбросить тяжелый груз с души и выразить наболевшее, волнующее. Для меня это как работа с психологом, помогает излить всю боль на бумагу и внутренне очиститься, ожить заново. Остается гадать, прочтешь ли ты их когда-нибудь или нет, но я боюсь, что не успею сказать тебе всего, а столько хочется. Последний раз мы виделись с тобой еще при жизни твоего деда, но я рада, что хотя бы нередко созванивались. И все же есть столько всего невысказанного, что я постеснялась тебе говорить и решила это изложить в виде текста. Потому что произнесенные слова, может, и отпечатаются в голове, но могут выветриться, а написанное можно запросто перечитать множество раз. Прежде всего мне хочется сказать тебе, что в любом случае, вне зависимости от обстоятельств, все будет хорошо. Помнишь, как в детстве ты впервые разбила коленку и горько рыдала, боялась, что умрешь, и с трудом поверила моим словам, что через какое-то время боль уйдет и нога будет как новенькая? Так вот, мы часто застреваем в проблемах и думаем, что просвета не видать, только это неправда...»
Есть большой плюс дожить до такой глубокой старости. Начинаешь иначе смотреть на многие вещи и не обращать внимания на глупости и мелочи. В молодости все обычно суетятся, куда-то торопятся, в погоне за кем-то или чем-то, порой даже сходят с ума и не видят самого главного, очевидного, того, что прямо у тебя перед носом.
В погоне за «успешным успехом» вряд ли заметишь, как распускается цветок; в надежде поскорее закончить важный проект, упускаешь насладиться необыкновенным запахом свежести после проливного дождя. Раньше я даже вообразить себе не могла, какие чудеса нам даны и сколь многое мы не ценим, не обращаем на него внимание.
Я знаю, дорогая, как порой тебе приходится тяжело, ты барахтаешься, как лягушка, попавшая в банку со сметаной и изо всех сил стараешься выскользнуть из плена, пока не собьешь жидкость в масло, а после этого, когда все-таки справилась со своей задачей, зализываешь раны, жалеешь себя, собираешь по кускам и задаешься вопросом, почему жизнь несправедлива.
Ты нуждаешься в поддержке, а все вокруг заняты своими делами. Я это осознала после смерти твоего деда. Вроде и подруг было много, и вы у меня есть, но ничто не способно заполнить чувство утраты и одиночества, как осознание того, что, на самом деле, человеческий дух намного сильнее, и нам дано справиться со всем, что выпадает на нашу долю.
Все ответы внутри нас, нужно лишь научиться слышать свой внутренний голос. Ну, и, конечно, исцеление письмами, опора внутри себя, понимание сути вещей, после чего многое уже не кажется таким пугающим, мрачным и печальным.
Когда тебе будет тяжело и страшно, и ты не будешь знать, к кому обратиться за помощью, вспомни о моих письмах. Пусть они станут твоей опорой, представь, что я крепко держу тебя за руку и разговариваю с тобой, и всегда безмерно тебя люблю, даже если ты совершишь ошибку или какую-то глупость.
Надеюсь, ты не считаешь это бредом старой маразматички. Я это делаю от чистого сердца и с огромной любовью к тебе.
И просто хочу, чтобы ты знала: я не желаю, чтобы ты страдала из-за того, что меня не стало. Знай, что я прожила прекрасную жизнь, и ни о чем не жалею, ни единой секунды, ни минуты. Помни об этом каждый раз, когда начнешь сожалеть, что меня больше нет.
В каких-то культурах вообще не принято печалиться на похоронах, а наоборот, нужно радоваться тому, что душа вернулась домой, представляешь? Люди веселятся, а не льют слезы. И я бы хотела, чтобы и мои похороны прошли так же, но не уверена, что все произойдет именно так. Так что, после моей смерти просто помни, что моя душа вернулась домой и мне там хорошо.
Письма пронумерованы в правом верхнем углу, но, зная твой бунтарский нрав, ты захочешь читать их в хаотичном порядке, если вообще станешь. В любом случае это мой способ поддерживать тебя даже тогда, когда физически меня не будет рядом с тобой.
Порой кажется, что жизнь тяжелая, и с замечательными людьми несправедливо случаются плохие вещи, но иногда стоит взглянуть на ситуацию под другим углом – и ты увидишь, что не все так однозначно. Я любила твоего деда больше всего на свете, мы прожили долгую, яркую и счастливую жизнь. И, конечно же, я бы все отдала, чтобы снова увидеть его, услышать любимый голос, его ворчание по пустякам: потому что переложила газету на другой стол, пока убиралась, недостаточно подогрела суп или помыла его любимую обувь, и она не успела высохнуть, а другие ботинки он не хочет обувать. Даже во всем этом я вижу нежность и любовь.
Жаль, что все заканчивается, и плохое, и хорошее, и все же в этом есть своя прелесть – ценить каждый прожитый миг и быть благодарным за него. Просто верю, что когда настанет мое время, мы снова увидимся с твоим дедом, а когда придет и твой черед, а произойдет еще очень и очень нескоро, то и с тобой. А пока, дорогая, у тебя вся жизнь впереди, пользуйся этим!
Я пишу тебе это письмо и вижу за окном невероятной красоты рассвет. Видела бы ты его моими глазами, любой художник бы обзавидовался! Смесь оранжевых, пурпурных, фиолетовых красок на голубом небе прогнала темную, пугающую своей мрачной, практически черной синевой ночь. Не чудо ли? Природа способна удивлять и восхищать. Многие ли обращают на подобное внимание?
Начало дня всегда сулит что-то прекрасное. У тебя впереди вся жизнь, Лиана, весь день. Это твой шанс жить так, как хочется, пожалуйста, не упусти его. Стань хозяйкой своей жизни, не давай мрачным, тяжелым обстоятельствам сбить тебя с толку. Они всегда случаются, но ты сильнее, ты все преодолеешь, я просто знаю это, я в тебя верю.
Я помню, какой ты была в детстве: беззаботной, радостной, окрыленной, любознательной и бесстрашной. Уже тогда я знала, что ты добьешься всего, чего хочешь, и тебе не страшны никакие преграды. Подумай, что по-прежнему в твоей жизни все прекрасно, и не давай отчаянию отнять у тебя веру и надежду на лучшее, потому что время не стоит на месте, и глупо тратить его на переживания и сожаления.
Никогда не забуду, как впервые взяла тебя на руки и сразу поняла, как миру повезло, что у него появилось такое чудо...
P.S: до встречи во втором письме. Не стану писать, когда именно тебе нужно открывать мои послания: раз в неделю, реже или чаще, ты сама это почувствуешь! Целую тебя, дорогая и люблю всей душой!..»