Александр Михайлов - А какая разница?

А какая разница?
Название: А какая разница?
Автор:
Жанры: Политология | Современное политическое положение | Научно-популярная литература
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2019
О чем книга "А какая разница?"

Социализм советского типа следует понимать как монопольный государственный капитализм с неэффективной распределительной системой в обществе в конце 80-х годов XX века. Для реализации принципа социальной справедливости при распределении средств бюджета, в частности, для компенсации убытков от инфляции необходимо отказаться от применения пропорционального доходам распределения. В интересах государства и социальной гармонии следует провести точечные кадровые замены.

Бесплатно читать онлайн А какая разница?


Социализм и капитализм

По широко распространённым мнениям разница между социализмом и капитализмом как социально-экономическими формациями огромна. Большую часть XX века в ментальности людей термины “социализм” и “капитализм” были противопоставлены один другому.

Однако имело место и такая научно-практическая идеологема как конвергенция социализма и капитализма в нечто единое. Сторонники конвергенции получили значительное влияние во властных структурах позднего СССР и в РФ. Мало этого, эти приверженцы конвергенции перелопатили советский социализм так, что его не отличишь от олигархического капитализма.


Чтобы разобраться в данной ситуации, обратимся к авторитетным мнениям. Так, Владимир Ильич Ульянов (партийный псевдоним – Ленин) использовал в своих теоретических работах, в актуальных статьях и в своих выступлениях термин “государственный капитализм”. Данный термин наиболее точно определял общественную формацию, строительством которой занялись большевики с октября 1917 года.

По сути дела, в этой концепции большевиков государство было главным капиталистом. Другими словами, государство собирало в стране ресурсы и распоряжалось ими по своему усмотрению, а главным оно считало инвестирование в крупную промышленность, в том числе для появления больших пролетарских масс. По теории марксизма, а значит и РСДРП(б), – этой главной опоры новой (пролетарской) власти, в том числе, в России. Что касается социальных аспектов, то они, особенно в первые годы нахождения власти у большевиков, отошли на второй план.


Термин “социализм” применительно к государству и производный от него понятийный аппарат (как социалистическая революция, социалистическое государство, социалистическая собственность) получил приоритет в общественном восприятии уже благодаря деятельности Иосифа Виссарионовича Джугашвили (партийный псевдоним – Сталин).

В частности, к десятой годовщине октябрьского переворота в общественное сознание старательно вносили этот новый понятийный аппарат. Так, сам переворот в нём получал признаки “социалистической революции”. С этой целью, в частности, по заказу ВКП(б) был создан фильм режиссёром С.Эйзенштейном “Октябрь”, достойный Голливуда того периода. Фильм был сделан в стиле “фэнтези” – полный вымысел в показе основного события с сохранением определённой документальности во вторичных сценках фильма и по персоналиям.

Фильм так всем понравился, что к 50-летию Социалистической революции кадры октябрьского восстания из фильма (точнее, игровую сценку “восстания”) подавали новым поколениям граждан уже как документальные кадры восстания, которого, правда, не было. Кстати, подобный подход власти к событиям 1917 года фактически демонстрировал деградацию интеллектуальной среды общества и ментальности партийного руководства.


Становление крупных промышленных объектов в стране обозначалось как построение социализма, развитие социалистической собственности. Восстановление имперских начал государства в 1922 году и в дальнейшем было “упаковано” в наиболее удобную для того момента идеологическую форму – в форму Союза Советских Социалистических Республик. В ходу были тезисы: “всё это наше”, “всё это народное”.

Развитие экономики монопольным капиталистическим собственником – государством выполнялось, как водится, за счёт народа, в частности, за счёт основной его части – крестьянства. Суть развития сводилась к инвестициям в создание, в основном, новых промышленных объектов.

Отсюда и неприятие государством появления мелких и средних собственников в период Новой экономической политики (НЭПа) с 1921 года, организованной самой партией большевиков для ликвидации разрухи в стране. Другими словами, курс на инвестиции государством в своё развитие стало визитной карточкой советского социализма, а вот расширение и развитие частной собственности не приветствовалось, даже наказывалось.

По сути дела, явно или неявно в реальной практике хозяйствования был задействован принцип: богатое государство при скромном потреблении населения.

Распределительная система

Однако в теоретическом смысле социализм базируется на более справедливой системе распределения создаваемых в обществе благ. Рассуждения теоретиков социализма (ещё до появления СССР) касались системы распределения как самодостаточной общественной модели. То есть, материальные блага создаются посредством эксплуатации труда самого населения либо колониальной эксплуатации населения иных (внешних) стран, а распределительная система государства позволяет сократить разрывы в уровне потребления отдельных страт общества.

В большинстве теоретических моделей государство, не являясь основным собственником, выполняло распределительную функцию, в частности, посредством бюджета. Ещё одним механизмом распределения благ выступает благотворительность собственников, но этот элемент распределения, конечно, не может быть универсальным.


В социалистическом государстве (советская модель социализма) оно само являлось монопольным собственником и распределителем общего богатства. Объединение в одном лице собственника и оператора распределительной системы создало новый феномен, который присущ советской модели социализма – это возможность или необходимость (или даже соблазн) больше ресурсов направлять на исполнение внешних, статусных задач государства, чем на рост благосостояния своих граждан.

Конец ознакомительного фрагмента. Полный текст доступен на www.litres.ru


С этой книгой читают
Задуманное властью реформирование СССР в федерацию республик с расширением их прав и ответственности под воздействием внутренних и внешних сил превратилось в процесс лавинообразной дезинтеграции при полной недееспособности центральной власти. Создание СНГ могло стать реальной альтернативой СССР, но позиция властей бывших советских республик сломала не только вариант федерации, но и конфедерации республик. Особо негативную роль сыграли в распаде е
В целях реализации утверждённого приоритета российской экономики, в том числе, повышение темпов роста, перехода к инвестиционной модели развития требуется изменение денежно-кредитной политики. Сами структурные изменения в экономике как совокупность направленных усилий множества субъектов хозяйствования, изменения в спросе и предложении, в налоговой, финансовой сферах не произойдут без стабильной финансовой системы страны и стабильного по покупате
Пенсионная система прямо и косвенно воздействует на бюджет, на фискальную нагрузку на предприятия, на состояние внутреннего рынка. Для пополнения средств на выплаты пенсионерам вместо приватизации государственной собственности предлагаем передавать пакеты акций, принадлежащие государству, непосредственно в ПФ РФ, а также предлагаем развивать накопительную пенсию сугубо на добровольной основе, но с помощью НПФ.
В мире происходит смена политического и финансового устройства. В этой связи вопросы российских финансов имеют как внутреннее, так и внешнее измерение. Ситуация усугублена особенностью переживаемого периода времени – гибридной войной США и НАТО против России, их экономическими санкциями, блокированием активов РФ и расчётов в ряде валют. В книге рассмотрены как субъективные, так и объективные просчёты в финансах РФ, а также назревшие способы разви
Автор книги – неутомимый и успешный охотник на Власть, эту всегда ускользающую субстанцию, которую охотно проклинают народы, но не могут без нее обойтись. В чем тайна власти и что она собой представляет?Рифат Шайхутдинов помогает читателю освоить терминологический ряд, в рамках которого осмысливают реальную власть и политику на Западе: «биовласть», «символическая власть», «мягкие технологии власти», «коды коммуникации», «интенции», «ориентация со
Новый выпуск ежегодного сборника «Центральная Азия и Южный Кавказ: Насущные проблемы» продолжает публикацию статей, содержащих результаты работы по проекту Фонда им. Сасакавы за 2006 год и освещающих важнейшие аспекты политической и экономической действительности в странах Центральной Азии и Южного Кавказа. Авторы сборника – эксперты из Казахстана, Узбекистана, Грузии, Армении и России.
Книга «Новая эпоха – старые тревоги: экономическая политика» объединяет известные доклады Евгения Ясина, подготовленные им в начале 2000-х годов и посвященные стратегии реформирования российской экономики и тем разнообразным факторам – от системы налогообложения до системы ценностей населения, – которые влияют на ее развитие. Доклады дополняют и продолжают друг друга и в совокупности представляют собой не только взвешенный анализ узловых проблем
Мы живем в сложную эпоху слома потребительской цивилизации. Государство как институт уходит с исторической арены. Куда качнется маятник Истории для России? Сотрут ли глобальные изменения нашу страну в порошок или вознесут на пьедестал как мирового духовного лидера?Что будет с Россией и другими странами нашей планеты, зависит от многих внешних факторов, а также от дееспособности институтов власти. Но в первую очередь все зависит от нас, людей. От
«…Крис застыл на месте, не понимая, в чем он просчитался.– Но мой рейтинг составляет девять тысяч пятьдесят три пункта, – попытался вставить он.Дворецкий на секунду задумался, а потом глянул на прибор.– Может, так и было, сэр, но сейчас ваш рейтинг составляет чуть больше четырех тысяч. А теперь освободите дорогу.Крис, ошарашенный произошедшим, отошел в сторону. Внутри него закипала ярость. Он в спешке достал телефон и зашел на страницу Всемирной
«…Нас здесь четверо. Живых, я имею в виду.Я, Лена, Эльвира и Гера.Я остался один с тремя женщинами – одна из которых еще совсем подросток, – и я должен их как-то защитить от этих чудовищ.Это я-то.Я понимаю, почему ИМ не удалось покорить мою волю; но как удалось сохранить рассудок Лене и Эльвире с Герой, положительно не понимаю.Точнее, Лене-то не удалось…»
Рождественские праздники Клара и Фрэнк планируют провести в старинном замке, где, согласно легенде, не одну сотню лет томится в подземелье королева вампиров. Но вместо долгожданного предложения руки и сердца Клара неожиданно сталкивается с ожившей легендой с глазу на глаз. Бежать бы отсюда, да из-за сильного снегопада покинуть негостеприимный замок не представляется возможным…
The short stories of the Before series—notes from the future about the technologies of the emerging civilization—tell us about events that take place 100–150 years from now, in the second half of the 22nd century. The events are taking place in different countries all around the world—not even limited only to the Earth—such as Russia, the U.S., Japan, Germany, Luxembourg… and also on an international space station near the Earth, and on the Moon