Больше пятидесяти лет своей жизни Агата Кристи посвятила сочинению детективов. За это время у нее накопилось множество рукописей, тетрадей, блокнотов, в которые она регулярно вносила варианты развития сюжета, описывала черты характера своих героев и детали с мест преступлений, а иногда даже свои сомнения относительно личности убийцы.
Но есть в этих тетрадях и загадки. Все исследователи, которые берутся за изучение ее наследия, невольно сталкиваются со странным фактом. Среди этих рукописей и набросков нет ни одного слова про самые известные романы – «Убийство Роджера Экройда», «Убийство в Восточном экспрессе» и «Десять негритят» и еще ряд других менее популярных.
Предположим, что наброски к роману «Убийство Роджера Экройда» пропали в тот самый момент, когда Агата Кристи проходила долгую и очень унизительную процедуру развода с первым мужем. Роман был опубликован в 1926 году, накануне самого известного случая из жизни Агаты Кристи – ее загадочного исчезновения. Измена мужа, предстоящий развод и скандал, не утихавший в прессе целый год, – все это стало причиной тяжелого творческого кризиса, а возможно, послужило мотивом для уничтожения заметок к роману. Но Агата Кристи никогда не упоминает об этом. Она ни словом не обмолвилась о том, что подобно Николаю Васильевичу Гоголю бросила рукопись романа или черновые заметки в камин. История покрыта тайной.
Роман «Убийство в Восточном экспрессе» был опубликован в январе 1934 года. К этому моменту творческий кризис остался позади, репутация Агаты Кристи, как сочинительницы головоломных детективов была на небывалой высоте, ее активно поддерживали друзья и коллеги по Детективному клубу. Наконец она уже несколько лет как была миссис Мэллоун. Но ни одного намека, ни одной строчки о создании этого романа среди сохранившихся черновиков так и не было обнаружено. Только в «Автобиографии», опубликованной в 1977 году, уже после смерти мы встречаем фразу, что идею для романа подсказал ей Макс, ее второй муж. Это, косвенным образом, подтверждает и посвящение – «М. Э. Л. М., Арпачия, 1933»1.
Аналогичная история – с романом «Десять негритят». Ни слова, ни намека о его создании. И лишь в «Автобиографии» мы встречаем краткое упоминание о том, как писательнице тяжело давалось написание этого романа и о том, что она тщательно планировала работу над ним.
Из этого можно сделать два возможных вывода. Первый: вероятно, писательница создавала свои самые известные романы слету, на одном дыхании. Второй: она уничтожила рукописи. Один из наиболее проницательных исследователей творчества и рукописного наследия Кристи, Джон Карран, склоняется ко второму варианту: «Трудно поверить, что это написано без правки и возможных вариантов»2.
Учитывая степень проработки и количество вариантов, сохранившихся в ее тетрадях, нелегко поверить, что даже опытнейший автор смог бы создать свои шедевры без единой помарки. А зная особенности творческого процесса королевы детективов и вовсе не верится в то, что эти романы появились в один момент. Остаются вопросы. Может быть это своеобразный намек всем исследователям ее творчества? Может быть, таким образом Кристи пыталась нам о чем-то поведать?
Будь это не жизнь, а детективный роман Агаты Кристи, на странное совпадение непременно обратил бы внимание один из сыщиков, созданных богатым воображением писательницы. А потому предлагаю и вам уподобившись Эркюлю Пуаро или мисс Марпл, взяться за расследование. Попытаться так сказать, восстановить историю создания романа «Убийство в Восточном экспрессе»», выяснить, какими мотивами руководствовалась Агата Кристи, сочиняя свой знаменитый роман. На какие криминальные истории из реальной жизни она опиралась, создавая свой неповторимый сюжет. Но это не роман, а жизнь реального человека. Хотя бы и очень загадочного человека, писательницы, обожавшей интриги, загадки и головоломки. А поскольку это в большей степени биография, мы не станем выдумывать интригующие версии или выдвигать скандальные предположения, а остановимся лишь на фактах, которые Агата Кристи намеренно или случайно упоминает в своем романе. Если взглянуть на эти факты более пристально, мы обнаружим несомненные взаимосвязи между рядом событий из жизни автора и сюжетом романа. И, как это бывает, жизнь часто оказывается гораздо более увлекательной и сложной, чем изощренная головоломка Агаты Кристи.
ПУТЕШЕСТВИЕ НА ВОСТОЧНОМ ЭКСПРЕССЕ
Отправление было назначено на среду 4 октября 1883 года в 19:30.
С первой платформы Восточного вокзала (Gare de L’Est), что в Париже, доносились звуки духового оркестра. Музыка и клубы угольного дыма окутывали сорок человек, среди которых были известные публичные персоны, дамы и журналисты. Все были возбуждены, а потому громко разговаривали, пытаясь перекричать подготовительную суету, беготню проводников, которые собирали вещи и грузили в багажный вагон. Дамы были напряжены, а потому кавалеры пытались скрасить последние минуты перед отправкой, рассказывая смешные эпизоды из своего прошлого или непристойные анекдоты. Наконец невысокий человек в идеальном смокинге, словно дирижер, взмахнул рукой, и все пришло в движение. Машинист дернул за рычаг, раздался паровозный гудок, и пестрая компания разместилась в двух вагонах класса «люкс». Поезд отправлялся в путешествие через всю Европу. Состав этого необычного поезда насчитывал только пять вагонов: помимо двух спальных был еще вагон-ресторан, а также багажный и служебный вагон для персонала.
Избранными счастливчиками, готовыми совершить незабываемое путешествие из Франции в Турцию, стали сорок самых богатых и знаменитых. Среди них был Анри Опперде Бловиц, известный журналист, на тот момент работавший корреспондентом «Таймс», который и описал в подробностях это легендарное путешествие.
В первой же своей статье Бловиц описал «Восточный экспресс» как поезд, где «уровень комфорта и досуга достиг небывалых высот». И это был не рекламный трюк, ведь журналисту даже не пришлось использовать метафоры, он просто в подробностях описал детали, которые видел собственными глазами. Например, Бловиц упоминает о наличии в поезде комнаты для курящих, дамского будуара и даже библиотеки. Каждое купе было по-своему уникально, но в целом дизайнеры следовали стилю, воссоздающему атмосферу роскоши времен Людовика XIV, «Короля-солнце». Инкрустированный стол и кресла, обитые красным плюшем, были дополнены настоящим турецким ковром. Стенка купе раскладывалась в красивую мягкую кровать. В туалете, который был в каждом номере, пол был выложен мозаичной плиткой. А еще вагон был оборудован душевой кабиной с горячей и холодной водой. Невероятный для того времени уровень комфорта.