Наталья Торик - Ангелы в Cети

Ангелы в Cети
Название: Ангелы в Cети
Автор:
Жанр: Современная русская литература
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2023
О чем книга "Ангелы в Cети"

Юная девушка падает из окна… и, подхваченная невидимой рукой, открывает глаза на чудном тропическом острове. Мягкий песок стелется под ногами, над головой бездонное небо, вокруг плещется безбрежный океан. Рай земной? Не совсем: это самый настоящий рай, а легкомысленная соседка по пляжу ни больше ни меньше как ее ангел-хранитель. Здесь, в этом живописном уголке мира, Лизе предстоит обрести новое имя – Мия – и новое понимание себя. Самое интересное в жизни начнется для нее после смерти. Она тоже станет ангелом, и ее задача будет неожиданно современной: исправлять пути живых и корректировать цифровые следы умерших с помощью интернета и социальных сетей.

Здесь, под ласковым райским солнцем, Лиза-Мия постепенно познаёт тайны ангельского бытия и духовные закономерности, правящие миром. Ангельскому взору открыты все секреты людей: вглядываясь в своих родителей, Мия все лучше понимает историю их несчастливого брака – и свою собственную судьбу. Со временем ей удается и утешить свою горюющую мать, и простить равнодушного, эгоистичного отца, и, наконец, понять смысл собственной жизни и исправить свой цифровой след, оставив о себе на земле добрую память.

Повесть, выдержанная в духе мистического реализма, светла, но не пасторально-беззаботна. Как ни крути, но начинается она с трагедии – а заканчивается общечеловеческой бедой, над преодолением которой ангелам еще предстоит немало потрудиться. Эта история не замалчивает глубину и трагичность нашей жизни, но делится светом и дарит надежду, которой порой так не хватает.

Бесплатно читать онлайн Ангелы в Cети



© Торик Н., текст, 2023

© Федчина А., иллюстрации, 2023

© Оформление. Издательство «У Никитских ворот», 2023

Через три часа

Проза Натальи Торик относится к той метафоричной, сложной, насыщенной прозе, которая мне всегда очень импонирует. Ее повесть «Ангелы в Сети», хоть и невелика по объему, полна смыслов, оттенков, мыслей, поводов для размышлений.

Сюжетная завязка вроде бы простая. Героиня очнулась, и началась та самая жизнь после смерти, о которой думает, так или иначе, почти каждый человек. Это делает повесть актуальной – разумеется, не в социальном аспекте, а в человеческом.

Торик не страшится прямых приемов. Героиня понимает, что она на Сейшелах, рядом океан и это, как говорит оказавшаяся рядом девушка, рай. Героиня постепенно приходит в себя, но это возрождение как понарошку. Та, настоящая, человеческая, Лиза умерла, упав с девятнадцатого этажа. Теперь, в раю, она – Мия. Между девушками начинается разговор, приоткрывающий затейливый мир и прихотливую структуру этого текста.

Рай у Торик отнюдь не библейский, не книжный, она формирует свою собственную модель верха и низа, земного и неземного. Девушка-ангел, которую героиня про себя окрестила Рыжей, рассказывает ей о цифровом следе каждого человека, который влияет на судьбу. Именно фиксацией, изучением его занимаются ангелы в Эдеме. Рыжая – один из ангелов.

Постепенно мы узнаем, что девушка – самоубийца. Это очень смелый ход, ведь по канонам она не может оказаться в раю, но у Торик своя вселенная, свои измерения, где только она хозяйка. И эта система вызывает острый читательский интерес. Действительно, ведь очень часто наши аккаунты в соцсетях сильно отличаются от того, кем мы являемся в реальной жизни. В этом смысл цифрового среза – не показать себя, а чуть изменить. Постепенно, с помощью цитирования вырезки из газеты, мы многое узнаем о Лизе-Мие: что она дочь богатых родителей, что она выбросилась из окна, что ей девятнадцать лет. Мощный стереоскопический эффект: героиня, вполне себе такая человеческая, не в виде облака, слушает о своей смерти. Прием опять-таки довольно прямой, но художественно эффективный.

Вообще, игра в жизнь и смерть, близость их, невозможность смерти – тема почти постоянная в этой книге: «Мия сняла платье и колготки, с облегчением ощутив на влажной коже прохладу ветерка. “Слава богу, лифчик с трусами одного цвета! – подумала она. – Правильно бабуля всегда говорила: “Исподнее должно быть такое, чтобы в любой момент не стыдно было раздеться перед мужиком”». Здесь еще тонко помечено, как склонен человек в ситуациях критических озаботиться сущими пустяками. Да, действие происходит в раю, что не мешает Торик показывать характеры выпукло и объемно.

Судьба, ее фатальность, соотношение человеческой воли и судьбы – все это проходит в повести контрапунктом. Героине постепенно вспоминаются все аспекты ее взаимодействия с судьбой: как она дважды могла утонуть, как фатум ее тогда жалел, как в той, земной, жизни она остерегалась воды. Тоже очень любопытный момент: здесь, в Эдеме, она легко погружается в океан – можно уже не бояться. Запоминающийся штрих, своеобразная мини-кульминация, героиня впервые начинает действовать в этой своей новой райской ипостаси: «А сейчас? Воды океана Мия не боялась от слова “совсем”, как сказали бы ее подружки. Даже не думала, что это тоже вода, которую она когда-то собиралась остерегаться. При чем здесь “большая вода”? Она упала в объятья океана и отдалась ему, и он был ласков, как ни один мужчина в ее жизни».


Идиллические, мастерски выписанные картины неспешно перетекают в истории из прошлого героини. Автор умело передает покой, шум волн, безбрежность неба. Торик демонстрирует хороший вкус, метафоры и сравнения не утяжеляют прозу, а украшают ее, нет лишних слов, нет эпитетов ради эпитетов, все плотно и подвижно. Текст живет и по законам текста, и по законам развития читательского напряжения. Сюжет захватывает все новые высоты – вот Мия находит домик со всем необходимым, вот вспоминает о родителях, вот к ней снова возвращается Рыжая. Мы все больше задаемся вопросом: к чему все это идет?

Текст населяется персонажами.

«– Все эти люди вроде бы такие же, как там. Как будто я на Патриках летом или на набережной Ниццы. Но что-то с ними все-таки не так, лица какие-то другие… – рассуждала вслух Мия, без стеснения разглядывая людей за соседними столиками, пока Рыжая листала меню.

– Узнаю взгляд профессионала, – прокомментировала Рыжая. – Ты же знаешь, что лица и тела людей всегда асимметричны? Вся жизнь, если можно так сказать, асимметрична. Когда человек умирает – физически, я имею в виду, – мышцы и связки ослабевают, мимические морщины уходят и в тело приходит идеальная симметричность смерти».

Напряжение накапливается. Что дальше? Продолжается изучение цифровых следов, открываются новые подробности земной жизни Лизы и ее семьи. Стилистически Торик умело воспроизводит атмосферу легкой грусти, ностальгии, внутренней тишины. Земная и неземная жизнь все больше отделяются друг от друга, особенно это видно, когда героиня читает в Сети (у нее есть

доступ, но сама она, разумеется, невидима) информацию о своей персональной посмертной выставке. А потом наступает концовка. Как выстрел. Концовка, заставляющая совершенно по-новому взглянуть на жизнь и смерть, на рай и ад, на ценность жизни и на ее бренность.

«– Красный уровень? Что это значит? – нетерпеливо уточнила Мия.

– Это значит, будет много новеньких. Дежурные службы не справятся, подключать придется всех. Детей ждем. А к ним нужен особый подход, адаптационные мероприятия в большем объеме. Новые хижины срочно подготовить, игрушки рассортировать…

– Дети? Но… откуда? Почему много детей? Что там случилось? В новостях ничего нет, я читала с утра… – заговорила Мия.

Она не понимала, что происходит, но по взгляду Рыжей чувствовала: надвигается что-то страшное.

Лицо Анжелы посуровело.

– Через три часа на земле начнется война».

Максим Замшев,

Главный редактор «Литературной газеты», Председатель Правления МГО Союза писателей России, Президент «Академии поэзии», член Совета по развитию гражданского общества и защите прав человека при Президенте РФ

Счастлив тот, кто умирает вовремя.

Латинская поговорка

Яркий свет бил в закрытые веки. Они казались тонкими, словно глазурь на недоеденном пончике летним днем, – вот-вот растают под беспощадным солнцем; но в то же время чувствовалась такая тяжесть, словно кто-то покрыл ресницы густым слоем свинцовой туши. Открыть глаза нет сил, жмуриться сильнее бесполезно.

Чья-то тень заслонила невыносимый свет. Спасение. Что это? Любопытство окончательно выиграло битву со сном.


С этой книгой читают
«Случайное небо» – это два десятка полетов и историй self-made woman. Переворачивая страницу, ты будто бы разворачиваешь фантик «Взлетной», внутри которого оказывается новый рассказ. Впрочем, история любви в книге Натальи Торик не только про мужчин. Она еще и про город, который никогда не спит, про поколение, взрослевшее в момент, когда одна страна умерла, а другая только появилась, и невероятное желание летать, оказавшееся сильнее всех неблагопр
«Песни крови», вторая книга современной писательницы, члена Союза писателей России Натальи Торик, – повесть и несколько рассказов, объединенных темой кровных уз и непредсказуемых путей наследственности.Как передаются из поколения в поколение черты лица и характера, жесты и поступки, повороты головы и повороты судьбы? Как отражаются судьбы родителей в судьбе ребенка? Какой сплав образуется, когда семейными узами связывают себя люди из разных социа
История о взаимоотношениях с окружающим миром талантливого мальчика, страстно увлеченного литературой. Ситуация, в которую он попал, оказала сильное влияние на его характер, всю дальнейшую жизнь и судьбу.
«Красота – страшная сила, и про это рассказ Найденова. Известно, как воздействовала красота скульптур усыпальницы Медичи, сработанных Микеланджело: посетители забывали час и день, в которые они сюда пришли, и откуда приехали, забывали время суток… Молодая пара осматривает Константинополь, в параллель читая странички из найденного дневника. Происходит и встреча с автором дневника. Он обрел новую красоту и обрел свое новое сумасшествие. На мой взгл
Детские, ностальгические истории, произошедшие с автором в далёком леспромхозном посёлке в семидесятых годах прошлого века.
Избранное – дикий букет, не тронутый жёсткой рукой флориста: проза, поэзия, философия, эссе…Вы любите полевые цветы, поющее разнотравье? Останавливают ли вас жёлтые огни зверобоя и колючий шарм полевого синеголовника? Кружит ли голову ароматами восторга душистый горошек и трезвит ли терпкость вкуса горькой полыни? О чём размышляете, когда ветер гонит мимо вас рыжеющий шар перекати-поля?
Спустя десять лет после трагической смерти мужа и годовалого сына, Миранда Баллок вновь оказывается на месте той страшной автокатастрофы. Она на пару минут выходит из машины, чтобы вспомнить о двух самых любимых ею когда-то мужчинах, вдохнуть свежего воздуха, сесть за руль и поехать дальше, но… Судьба распорядилась иначе.
В горах есть отель… с привидением. Раздается по стенам загадочный стук, причина которого не ясна вот уже 12 лет. В новом заезде отдыхающих оказалась выпускница юр.фака Кира Селезнева. Ей удалось разгадать эту тайну, разгадка оказалась столь неожиданной и потянула за собой… череду убийств.Содержит нецензурную брань.
— Ты кто? — Настя. — Давай, уматывай из моей тачки, Настя. — Но я… — Ты оглохла? — он хмуро смотрит на меня со своего водительского места. — Это тебе не такси. — Я… — теряю слова, когда обжигает сердитым взглядом. Но сейчас этот парень единственный, кто способен мне помочь. — Пожалуйста, не прогоняй меня. Я заплачу! — По-твоему, я похож на того, кому нужны деньги? *** Эта невинная и нежная тихоня случайно появилась в моей жизни и не собирается и
Продолжение истории "Звёздочка для Демона": https://litnet.com/ru/book/zvezdochka-dlya-demona-b421868 (можно взять в прокат со скидкой 50%) С того момента, как послы государства демонов забрали меня, чтобы доставить в качестве невесты к герцогу Аресу, моя жизнь превратилась в череду опасных приключений. Сама того не желая, я узнала тайны своих спутников, случайно вышла замуж и в конце концов оказалась в королевской темнице по обвинению в краже