Беседа (23 июля 2015 года)
Сегодня вспомним с вами о том, что вообще мы делаем, зачем и почему. И остановимся на базовых вещах.
Мы много раз отмечаем, что йога – это способ жизни. Чем отличается от всех остальных – не всегда ясно. Не тем, что можно в узел завязаться или ещё что-то подобное сделать. На самом деле я не понимаю, зачем в узел завязываться, если можно и не завязываться. Так же не ясно, зачем отказываться от мяса, если его можно есть? Не понятно.
Есть масса иных вещей в мире, которые иногда связываются с йогой, не понятно почему. В нашем понимании йога базируется на трех фундаментальных законах: на силе мысли, на том, что всё вокруг живое и на том, что мы за всё отвечаем. В таком сжатом, компактном, логичном виде это выражено. И, если вдуматься, все люди неосознанно используют эти законы. Неосознанно. Скажем, если мы выкидываем массу разных отходов в пространство, они всё равно скажутся на нас же, на нашем здоровье. Они попадают в воздух, в пространство, в этом наша ответственность за это.
Всё, что мы имеем вокруг, создано силой нашей мысли. В буквальном смысле или в переносном, мы всё время это используем. Мы всё время используем те образы, которые существуют в нашем сознании. Самые разнообразные. У нас есть какое-то видение нашей жизни, какое-то видение нашей любимой или любимого. Мы видим его вот так. И всё, что мы хотим, мы как-то себе воображаем. И поэтому логично, естественно и понятно, что самое главное на сегодняшний день – это справиться с собственным сознанием, с собственными мыслями. То есть мыслью своей владеть.
Сейчас есть разные системы веры, вплоть до научных. Наука – это также система веры. Наука верит, что существует только объективная реальность и больше ничего нет. То, что я пощупал, оно есть, не щупал – нет. Это вера. Так же, как и все остальные системы веры, которые не лучше и не хуже. Все системы веры используют в том или ином виде молитвенную форму, хотим мы этого или не хотим. Иногда в буквальном смысле, иногда в переносном. Наука использует форму, как сейчас принято выражаться, мотивации. То есть мотивирует себя на новые открытия, на новые исследования с помощью разнообразных логических и визуальных формулировок. И тут же мы сталкиваемся с особенностью нашей мысли… Сомнения! Возникшее сомнение незаметно разъедает всё.
Вот обычная схема работы сомнения в нашем сознании: ваша знакомая сказала вам случайно, что вам любимый не верен. До этого вы были уверены на все 200 процентов, что любимый вам верен. Но подруга сказала, что она случайно видела… И этот червь сомнений начинает потихонечку шевелиться. Хотя вы говорите себе: «Да не может быть, показалось». Но всё равно начинают появляться мысли: «Да, действительно, его вчера не было. Он сказал, что он был на собрании. А, может, это не собрание.» И так далее, и так далее. Раскрутка идёт по полной.
Единственное, что пока в нашей форме сознания остаётся закрытым, это состояние смерти. Мы все делаем вид, что её как бы нет, хотя все её ждём, взвешивая – ну так, мне ещё 15 лет, ещё рановато. Ну 25, ещё рановато. Ну 75, уже пора. Но не понятно, почему именно так. То есть всё время остаётся какая-то непонятная часть.
Мы говорим о том, что надо справиться со своими мыслями, но пока эта непонятная для нашего сознания часть остаётся неуправляемой нами и используется для манипуляций. Все визуальные формы: все шоу, представления, экранизации, спектакли – это манипуляция нашим сознанием. Нашими эмоциями, нашими чувствами и нашими слабостями в том числе. Разные формы лотерей, все эти выигрыши, всё рассчитано на то, что нам хочется, ничего не вложив или вложив минимум, получить максимум. Это всё обыгрывается в разных формах, используя все наши состояния сознания. Тогда спрашивается: мы что, до сих пор не можем признать это осознанно?
Сила мысли работает, и с этим надо что-то делать. Естественно, в разных системах верований сложились определенные формы работы. Мы много слышим о разных формах работы с сознанием: о медитации, о чём-то ещё, и в большинстве случаев не понимаем, что это такое, зачем всё это надо. Ну кому нужно часами сидеть, отключившись? Но если внятно подумаем об этом, то поймём, что это одна из форм справиться с собственным сознанием. То есть выйти за рамки своего определённого сознания. И буддисты довольно успешно с этим справляются. Конечно, со своими отклонениями.
На сегодняшний день мы имеем то, что человеку свойственно работать на привычке. Всегда. Идёт ли речь о теле его, или сознании его, всегда работает на привычке. А ведь организм не стоит на месте. Он всё время в процессе, всё время. Всё время развивается, что-то в нём растёт, что-то отваливается, покрывается новой кожей, старая отваливается. Просто мы не замечаем этого. Процесс этот всё время идёт. Тело всё время меняется. С ним легче, с сознанием сложнее. Сознание меняется сложнее, по крайней мере, не очень просто его ухватить. Поэтому мы так аккуратно к нему подкрадываемся, разнообразными странными формами.
Как Татьяна сегодня выразилась: «Я не понимаю, когда я принимаю что-либо, когда нет». Да, непонятно. Вроде я принимаю лесбиянок. Как будто бы. Ну пускай себе живут, какая разница. Но, когда сталкиваешься вблизи, думаешь: «Как-то это нехорошо! Хотя, впрочем, почему бы и нет?! Но…» И так далее. С теми вещами, которые нам близки и понятны, мы согласны. А с теми, которые непонятны, или если они где-то далеко, почти в космосе, мы говорим – конечно, да, это может быть! Мы можем допустить, что когда-то солнце потухнет. Но подсознание наше думает в это время, что пока солнце потухнет, люди выдумают что-нибудь. Например, искусственное солнце, или улетят в какой-нибудь другой мир.
То есть наше сознание работает своеобразно. «Да, у моего любимого может быть есть масса любимых, но меня-то он любит больше всего!» Оценить, как это «больше», невозможно. Но он же всё время занят! Он дома бывает восемь часов от силы, из них шесть спит. Час ест. Остаётся один час общения, да и то… Иногда это время занимает секс, а иногда мы молча считаем деньги или говорим о чём-то.
Спрашивается, что же означает «он меня любит больше всех»? То, что «он со мной считает деньги?» А может он «именно со мной считает деньги», потому что все деньги в основном отдаёт другим любимым? «Считает, не разговаривая», и, возможно, в этом и состоит доверие? «Он доверяет мне оставшиеся средства, которых остаётся немного». И так далее. Такая масса странных, разнообразных, связанных с нашим сознанием версий.