Бывают люди, о которых говорят: словно в рубашке родился. Они идут по жизни легко и просто, а если с ними и случаются неприятности, то из них они выходят без особых потерь. Словно судьба когда-то отметила их особым знаком – и бережёт.
С детьми происходи то же самое. Мы изо всех сил стараемся уберечь их от опасности – а они вечно попадают во всяческие переделки. Но вот какая странность: одни отделываются мелкими ссадинами и синяками, с другими происходи и кое-что покруче, а третьим так не везёт, словно все «невезучести» сговорились валиться только на них.
Так что, действительно, надо человеку родиться под счастливой звездой, чтобы с ним было всё о`кэй?
Счастливая звезда, конечно, никому бы не помешала. Но что касается детской безопасности, тот львиная доля «везучести» и «невезучести» ребёнка зависит от нас, родителей, от пап и мам, от бабушек и дедушек, от того, как мы готовим своих «малышей» (от ползунков до подростков) ко встрече с большим миром. И тут уж, как ни крути, звёзды зажигаем мы сами…
Ну ладно, пусть не звёзды. А даём ФОНАРИК, который высвечивает колдобины на дороге. Мы даем точку отсчёта. Систему координат. Назовите это как угодно, но факт остаётся фактом: «повезёт» или «не везёт» юному созданию, правильно ли он будет поступать в сложной (или потенциально опасной) для него ситуации, во многом зависит от нас, от родителей.
Представьте, что вы приехали погостить в маленький сельский домик, где две комнаты и кухня, и небольшие сени, и крылечко с навесом, и конёк на крыше. Тихо, мирно, уютно, всё так – и немного не так, не так, как в вашем родном и привычном доме.
Утром вы встали раньше всех и пошли умываться. Открываете кран – а воды в кране нет, вы смотрите направо, налево, и вдруг – видите что совсем рядом, на лавке, стоит бутыль с водой. Прекрасно, теперь-то вы умоетесь, да и попьёте заодно. Берёте эту самую бутыль, ставите её поближе и поудобней, свинчиваете крышку, наклоняете и – подставляете ладошку. Сначала тоненькой струйкой, потом пошире вода льётся вам на ладонь… И тут страшная боль обжигает вам руку: в бутылке – соляная кислота. Бог мой, какое счастье, что вы в лицо себе не плеснули!
А потом, когда доктор, залечивая ваши ожоги, укоризненно качает головой: «ну как вы могли так перепутать?», – твердите одно: «Я не знал, что это…», «Какой дурак налил и поставил…», «Я не виноват/а…».
Действительно, виноваты не вы, а хозяин, который поставил, и не предупредил, и даже не удосужился прикрепить этикетки «опасно!».
Вот так и ребёнок. Травмы он получает, потому что «не знал», «не подумал», никто не предупредил его об опасности. Или предупредил, но так невнятно (или на таком тарабарском языке) что ребёнок-то и не услышал, не понял, не придал значения, не рассчитал свои силы.
По жизни – без опасности!
Что значит уберечь ребёнка от опасности?
Это значит: предостеречь заранее, причём так, чтоб до него дошло, чтоб он насторожился. Чтоб в детской головке вовремя зажёгся красный сигнал: стоп, голубчик…
Оберегать своего ребёнка – это не бегать за ним, и не хватать в охапку перед каждой кочкой, и не перетаскивать через лужи и выравнивать ямки на пути.
Безопасность – это знания, умения, навыки, своевременно приобретённые
Это привычка (условный рефлекс, если хотите), которую мы, родители, терпеливо и с любовью вырабатываем в ребёнке. Конечно, кое-что (и даже многое) он узнает и без нас. Через свой личный персональный опыт. Пару раз растянешься на льду – запомнишь, что лёд сколький, а по ледяной дорожке ходить надо не так, как по снегу. Обожжёшь ладонь об утюг – узнаешь, что такое горячее. Зажмёшь пальцы в дверной щёлке – надолго усвоишь, почему руку туда совать не надо.
Но такой, болезненный, опыт безопасности нам не нужен. Мы ведь не хотим, чтобы таким страдальчески-опытным путём учились наши дети.
Конечно, есть дети – тихони и есть такие, что ни секунды на месте не усидят. А если ребёнок ничего не боится (читай: без тормозов), то и приключения на собственную голову находит запросто. Ведь так? Нет, не так.
На самом деле любой «новенький» ребёнок – существо осмотрительное и даже осторожное.
И за просто так на рожон не полезет. Посмотрите (вспомните), как ваш малыш, будучи в младенческом возрасте, ос-то-рож-но пробовал новое блюдо, как приглядывается к не знакомым лицам, и как, едва научившись ходить, передвигался по дому привычным, любимым маршрутом.
Потребность в безопасности – базовая человеческая потребность. Если в глаз летит мошка – мы инстинктивно моргаем, если грозит опасность – убегаем или готовимся к обороне – спасаем себя. Так куда же деваются врожденные навыки у детей?
Ребёнок увидел собаку и потянулся к ней.
– Нельзя, – говорит мама.
– Почему? – спрашивает малыш
– Собачка укусит, – говорит мама.
– Почему?
– Потому что собаки кусаются, – говорит мама. И слышит опять:
– Почему?
Мама уже в замешательстве. А действительно: получается, что собака вроде бы как просто обязана укусить человека?!
«Почему? – так и хочется спросить эту маму.
Вместо того, чтобы объяснить, как верно обходиться с незнакомыми собаками, мама учит своего ребёнка, как их бояться. А когда-нибудь он – без мамы – столкнувшись с собакой, кинется наутёк. А у собаки – инстинкт: то, что убегает, надо догнать, надо схватить…
Вместо того, чтобы предостеречь ребёнка, дать ему полезный урок, мама даёт юному наследнику урок прямо противоположный: как «благополучно влипнуть» в опасную ситуацию – в будущем.
Дети ещё не могут просчитывать последствия своих поступков (и проступков), им не хватает обыкновенного жизненного опыта – вот и попадают в переделки.
Группа ребятишек играет в мяч на песчаном плесе, носятся, бегают туда – сюда, восторги и взвизги. Вдруг один мальчишка оступается и – с головой уходит под воду, выныривает, таращит глаза, беспорядочно хлопает по воде руками… потом выползает на берег и …все закатываются от смеха.
Дети часто не замечают потенциальной (или уже реальной) опасности места, и ситуация, которая становится почти трагична, всё ещё может их забавлять. Не от равнодушия – чаще всего по неопытности ведут они себя так.
– Какая неопытность, о чём вы! – скажет кто-то, – я ему сто раз говорила, а он/она…»
Вот это и есть, на наш взгляд, основная причина, почему одним «везёт», а другим «не везёт».
Да, мы оберегаем своих детей, мы предупреждаем их, мы обучаем их «технике безопасности», но… Но дети нас слушают, да не слышат. Не все, конечно. Но большинство из разряда «невезучих» детей – как раз те. Кто не усваивает наши уроки. Мы говорим, а слова наши со свистом пролетают мимо ушей.
…Компания мальчишек лет восьми – девяти сидит на лавочке и явно скучает. Во двор въезжает белая «Газель». Затормозила. Опустилось стекло, высунулся шофёр: