Если наперсник, упоминаемый во Второй Книге Пятикнижия – Исход, является первым объектом библейской ювелирики, то сходящий с Небес Град Господень, венчающий повествование Откровения Иоанна Богослова, является вторым и завершающим её объектом.
Описывая шедевр, Синодальный перевод 1876 года постулирует [1>1]: «И пришел ко мне один из семи Ангелов, у которых было семь чаш, наполненных семью последними язвами, и сказал мне: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца. И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога. Он имеет славу Божию. Светило его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному. Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов; на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых: с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот. Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца. Говоривший со мною имел золотую трость для измерения города и ворот его и стены его. Город расположен четвероугольником, и длина его такая же, как и широта. И измерил он город тростью на двенадцать тысяч стадий; длина и широта и высота его равны. И стену его измерил во сто сорок четыре локтя, мерою человеческою, какова мера и Ангела. Стена его построена из ясписа, а город был чистое золото, подобен чистому стеклу. Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями: основание первое яспис, второе сапфир, третье халкидон, четвертое смарагд, пятое сардоникс, шестое сердолик, седьмое хризолит, восьмое вирилл, девятое топаз, десятое хризопрас, одиннадцатое гиацинт, двенадцатое аметист. А двенадцать ворот – двенадцать жемчужин: каждые ворота были из одной жемчужины. Улица города – чистое золото, как прозрачное стекло. Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель – храм его, и Агнец. И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец. Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою. Ворота его не будут запираться днем; а ночи там не будет. И принесут в него славу и честь народов. И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» (Откр. 21:9 – 27).
Канонические описания Града по Синодальному переводу содержат как минералы, встречавшиеся ранее в наперснике, так и новые, в отделке хошена не участвовавшие. Из первых в описании присутствуют:
Сравнение камней Града Господа с камнями хошена
Из вторых, «новых» камней, в отделке нагрудника не встречавшихся, выделяются сардоникс – Пятое Основание Града, хризопрас (хризопраз) и гиацинт – Десятое и Одиннадцатое Основания Града соответственно, а также жемчуг – Врата Града.
Однако, памятуя «чехарду и свистопляску» минералов наперсника по различным источникам, сравним перечень камней Града по Вульгате и Септуагинте.
Так, согласно Вульгате [2>2] стихи Откр. 21:19 – 21 изложены в следующей редакции:
«fundamenta muri civitatis omni lapide pretioso ornata fundamentum primum iaspis secundus sapphyrus tertius carcedonius quartus zmaragdus; quintus sardonix sextus sardinus septimus chrysolitus octavus berillus nonus topazius decimus chrysoprassus undecimus hyacinthus duodecimus amethistus; et duodecim portae duodecim margaritae sunt per singulas et singulae portae erant ex singulis margaritis et platea civitatis aurum mundum tamquam vitrum perlucidum» (Откр. 21:19 – 21).
Септуагинта [3>3] содержит следующие описания интересующего отрывка: «Основания стены города всяким камнем драгоценным украшенные; основание первое яшма, второе сапфир, третье халцедон, четвёртое изумруд, пятое сардоникс, шестое сердолик, седьмое хризолит, восьмое берилл, девятое топаз, десятое хризопраз, одиннадцатое гиацинт, двенадцатое аметист. И двенадцать ворот двенадцать жемчужин, по одной каждые [из] ворот были из одной жемчужины. И улица города золото чистое как стекло прозрачное» (Откр. 21:19 – 21).
По аналогии с наперсником сведём полученные сведения в единую таблицу.
Сравнение камней Града Господа по источникам
Как видно из приведённой таблицы, все источники едины в идентификации минералов Стен, Оснований, Врат и металла Улиц Города, что, конечно же, облегчит дальнейшую работу, но не настолько, чтобы отказаться от её продолжения, ибо «сюрпризы» не заставят себя ждать…
Первый объект по ходу повествования – некое Светило, «подобное драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному». Ниже читаем: «И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец». Читатель, далёкий от теологии, из указанных стихов может презюмировать, что в Городе два светильника – Светило и непосредственно Агнец. Но, учитывая, что представить каменного, как истукан, сияющего Господа, не позволяет обусловленное сознание (Христос-то по описаниям проживает в Граде), остановимся на Светиле, «подобном яспису кристалловидному».
Яшма фигурирует и в описаниях Стен Города. Так, в частности «стена его построена из ясписа, а город был чистое золото, подобен чистому стеклу». Именно это – «подобен чистому стеклу» – опять же позволяет презюмировать достаточную прозрачность городских стен, через которые имеется возможность любоваться Творением Господа, в одночасье сошедшим с Небес.
Следовательно, в идентификации яшмы, составляющей Светило и положенной в отделку Стен, вряд ли целесообразно рассматривать тёмные и непрозрачные виды яшм, как-то красную, разноцветную, светло-коричневую яшмы, гелиотроп, празем зелёный, празму и иные не пропускающие света разновидности. При этом не исключается возможность единой минеральной природы и у Светила и у Стен Города.
Иными словами, эти камни, во-первых, обладают достаточной степенью прозрачности и, во-вторых, относятся к классу яшм, хотя в первую очередь, возможно, стоит учитывать именно свойство прозрачности.
Конечно же, лучшего минерала, соответствующего этим двум параметрам, нежели горный хрусталь отыскать трудно.
По итогам части 1 [4>4] повторимся, в «Лапидарии» Альфонса X Мудрого горный хрусталь упомянут под названием «Белиниц» персидского происхождения, который кастильским монархом описывается как «это ещё один вид яшмы, его цвет напоминает нам чистый, ясный воздух; камень так сияет, что кажется совсем прозрачным».
Согласно [5>5] прозрачность и наличие кислорода в структуре горного хрусталя указывают нам на преобладающую аналогию с шестым Лучом, то есть Юпитером. По содержанию силиция его можно соотнести с четвёртым Лучом, или Венерой, следовательно, свойства горного хрусталя таковы: