Геннадий Дёмочкин - Брат на брата

Брат на брата
Название: Брат на брата
Автор:
Жанр: Биографии и мемуары
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2019
О чем книга "Брат на брата"

В основу книги положен уникальный человеческий документ – автобиографические Записки И. С. Устюжанинова, участника Первой мировой и Гражданской войн. Историческая канва, оценки и суждения участников тех событий и сегодняшних экспертов дают обильную пищу для размышлений о судьбах нашей Родины в первой половине ХХ века. Рассчитана на широкий круг читателей. Дизайн обложки С. М. Зенкиной.

Бесплатно читать онлайн Брат на брата


Антология жизни


Брат на брата


Гражданская война Ивана Устюжанинова


К Читателю


Представляю на Ваш суд двадцать третью книгу из цикла Библиотека «Антологии жизни». На этот раз наша тема – Гражданская война в России.

… Эту школьную общую тетрадку в чёрном дерматиновом переплете передала мне Галина Григорьевна, вдова замечательного актёра, народного артиста России Анатолия Ивановича Устюжанинова. Не скажу, что мы с Анатолием Ивановичем приятельствовали (разница в возрасте 20 лет), но симпатизировали друг другу явно, он бывал на презентациях моих книг, а при встречах мы с неизменным удовольствием беседовали (пару раз под коньячок).

По первому образованию Анатолий Иванович журналист, мы с ним заканчивали один журфак – Уральского университета. Потом, став актёром, он всю жизнь играл Ленина (молодого и зрелого), на сцене и даже в кино (и не у кого-нибудь, а у С.Ф. Бондарчука в фильме «Красные колокола»). Так что было Анатолию Ивановичу о чём рассказать, а мне было что послушать.

Но никогда в моём присутствии не рассказывал Устюжанинов об отце. Потом, в одной из его книг, увидел, брошенное между прочим: отец воевал в Гражданскую на Украине, откуда привёз много украинских песен…

Не думаю, чтобы Анатолий Иванович не держал в руках эту отцовскую тетрадку. Как человек пишущий он не мог не оценить ценность (а вернее – бесценность) этой рукописи. Не исключаю, что мог он подумывать и о её публикации, но дело, небось, как всегда, упёрлось в деньги.

Как бы то ни было, но тетрадь, пролежавшая уже и в моём столе порядка трёх лет, наконец-то «выходит в люди». Явившиеся нам записки участника Первой мировой и Гражданской войн, составленные в основе своей в тридцатые годы, то есть практически по горячим следам событий, можно, на мой взгляд, смело отнести к разряду исторических сенсаций. В массовом сознании россиян Гражданская война по-прежнему остаётся большим белым пятном. Старые и новые фильмы переполнены мифами и историческими искажениями.

Тема братоубийственной войны и в самом деле неудобна и во все времена чревата массой «неконтролируемых ассоциаций». Поэтому я решил не ограничиваться простой публикацией Записок Ивана Устюжанинова, а по мере возможности, хотя бы для себя, разобраться в механизме трагедии, которая в ХХ веке произошла с нашей Родиной. Разобраться с помощью литературы и экспертов, которые, впрочем, в своих выводах тоже далеко не едины.

Пусть эта книга поможет Читателю ещё раз попристальнее вглядеться в нашу недавнюю историю.

Искренне Ваш, Геннадий Дёмочкин.


Белым был, красным стал –

кровь обагрила.

Красным был, белым стал –

смерть побелила.

Марина Цветаева


Никогда в истории такой одаренный народ

при столь значительных ресурсах не

трудился так упорно и долго, чтобы

произвести так мало.

Збигнев Бжезинский, политолог, социолог,

многолетний помощник президента США

по национальной безопасности, – о России.


Так и топчемся в крови,

А давно могли бы…

Реки, полные любви,

По земле текли бы…

Булат Окуджава


Из записок Ивана Устюжанинова (запись 1966 года)

Вот и прошла моя жизнь, жизнь бурная, тяжёлая, иногда невыносимая. Сейчас мне 68 лет, возраст не так уж большой, но разные болезни не дают мне покоя. Главное – болезнь нервов и сердца, ранения и контузия, всё с гражданской войны. Вот уже лет 10-12 порок сердца перешёл в комбинированный. Все болезни не перечислить, их так много, а я всё продолжаю существовать, борюсь за жизнь.

Давно собираюсь написать историю своей жизни, а по возможности и своих предков, но после контузии мало что осталось в памяти, а все-таки решил написать что смогу. Хотя бы для того, чтобы сыновья мои могли добавлять историю своей жизни и передавать своим детям, и так получится история нашего рода.

О своём прапрадеде я помню со слов отца, его имя Михаил, занимался крестьянством. Больше о нём ничего не знаю. Его сын, мой прадед Никон Михайлович, в молодости потерял зрение, а пока был зрячим, ловил рыбу мордой в одном ключе, который течёт из озера в нашу реку Великую. В этом ключе он сделал крепь из хвороста, оставив в середине отверстие, в которое и ставилась морда, сделанная из ивовых веток. Уже слепым прадед продолжал ловить рыбу в этом ключе, которому дали название Никонов ключ, оно существует и поныне.

Мой дед Поликарп Никонович был взят в армию на 25 лет, там научился грамоте и, прослужив 15 лет, был уволен из армии по слабости здоровья. Человеку грамотному, с таким характером, как у него, делов в деревне было много. К нему обращались все, кому нужно было написать письмо, заявление, прошение. В зимнее время в своей избёнке он учил грамоте соседских детей. Всё это он делал бесплатно.

Занимался он также тяжбою на стороне соседей против богачей и священников. Односельчане ему пожаловались, что вот этим участком покоса незаконно пользуется священник, а вот этим такой-то богач. И всё это вернул деревне мой дед Поликарп Никонович. Я, конечно, этим гордился…


Из дневника Составителя

9 июля 2013 года. Дача под Ишеевской горой. Ну вот, наконец-то. Уселся за стол и вот она, эта чёрная общая тетрадь. Последние месяцы мысли о ней не отпускают меня. Пару лет назад, начав работу над историей России в ХХ веке, я принимался читать Записки Ивана Сергеевича, помню, было это очень интересно, и я уже хотел делать оттуда выписки для большого своего труда.

Но что-то меня тогда остановило. Не захотелось разрывать на части это уникальное целое. Работать с такого рода рукописями мне уже приходилось. Воспоминания Николая Ивановича Ряскова о войне и ГУЛАГе я бережно отредактировал, а в коротком предисловии только рассказал, как попала ко мне в руки эта бесценная вещь.

Также я хотел поступить и с Записками Ивана Сергеевича Устюжанинова: вот предисловие Составителя и вот рукопись. Но мне захотелось сделать по-другому. Тема Первой мировой и Гражданской войн меня уже давно интересует. О Великой Отечественной написано и снято горы, при этом всей правды мы до сих пор не знаем. А эти две войны – Германская и Гражданская – до сих пор как-то задвинуты в тень – «до лучших времён».

Никак не могу с этим согласиться, считаю, что нам пристально надо вглядываться в каждый год своей истории, проживать её и разумом, и сердцем, а с высоты прочувствованного жить сегодня и думать о завтра.


Хроника трагедии

20 октября 1894 года. Скончался российский император Александр III.

21 октября 1894 года. Обнародован высочайший манифест о вступлении на престол Николая II.

В дни кончины его отца Александра III 26-летний Николай со слезами на глазах воскликнул: «Я ещё не подготовлен быть царём! Я не могу управлять империей. Я даже не знаю, как разговаривать с министрами…»


С этой книгой читают
Магия, судьба или сила притяжения могут прочно свести двух людей вместе. Но смогут ли они – горячие, эмоциональные, упертые и не умеющие строить отношения, сохранить то, что им дано свыше? Пройти огонь воду и медные трубы, опуститься на дно, ходить по граблям и наконец-то понять, что любовь начинается с любви и принятия себя. Но как это сделать? Сможет ли героиня снова почувствовать себя счастливой? Сможет ли спасти свой брак? Книга содержит неце
Книга «Дни поздней осени» посвящена второй болдинской осени Пушкина. Для автора эта и две другие знаменитые осени в Болдине стали предметом многолетних размышлений и нескольких книг. Это одна из них. Она вобрала в себя наблюдения И. Смольникова в его поездках по пушкинскому маршруту 1833 года. В ту осень, как известно, поэт собирал материалы для «Истории Пугачёва» и романа «Капитанская дочка».Для юных читателей эта книга содержит немало новых зам
12 лет тому назад я написал «Black Square» на английском языке, переехав в Канаду, сейчас хочу взглянуть, что было в голове тогда! Это книга, где я пытаюсь рьяно исповедовать Русский Авангард и великое творчество Казимира Малевича.Пьеса «Голоса в диалоге» – перефраз двух знаменитых пьес: «На дне» Максима Горького и «В ожидании Годо» Сэмюэля Беккета.
Становится интересно жить, когда начинаешь смотреть на все под другим углом, что каждый человек и событие нам для чего-то нужны.
По моему мнению, счастье – это изменение к лучшему. Его можно сравнить с ускорением, в общем, получается так, что счастье – это когда ты живешь, изменяя свою жизнь к лучшему со всех сторон, страдая от изменений и радуясь, а несчастье – это ровная жизнь без потрясений и событий, пусть даже в здоровом теле.
В этой книге собраны стихи Н. Тимофеевой перестроечного периода, когда автору приходилось нелегко, как и многим другим. Горькое и ненадёжное время не сломало поэта, с честью выдержавшего испытания, выпавшие на её долю. В книге есть как пейзажная и гражданская лирика, так и юмористические стихи и произведения, ставшие впоследствии песнями и романсами.
Одарённый фотограф занимается любимым делом. Но его скромные доходы позволяют молодой семье едва сводить концы с концами. Однажды он получает заманчивое предложение. Уровень жизни резко возрастает. Однако жизнь главного героя меняется отнюдь не в лучшую сторону.
Добрая сказка про сверчка Степана, тëтушку Матильду, прекрасную Селену, весëлых светлячков и трудолюбивых муравьёв, и про любовь!