Можно по-разному рассуждать, откуда у людей возникает желание узнать о своих корнях. Очевидно одно – в наши дни интерес к истории своего рода возрастает. Книги о предках пишут не только историки и краеведы, но люди самых разных профессий. А если автор такого исследования – журналист, который обладает литературным вкусом, умеет работать с информацией, любит историю и культуру своей страны, то результат его трудов приобретает не только личную, но и общественную значимость. Мне довелось познакомиться с немалым количеством книг-воспоминаний. Всех их объединяет настроение искренности, уважительного отношения к прошлому и интерес к судьбоносным поворотам и жизням далёких предков.
Виктории Васиной удалось написать не просто книгу о своей родословной, но и воссоздать целый мир с особой философией и множеством деталей, которые позволяют по-новому взглянуть на известные всем страницы истории. Из переплетения человеческих судеб складывается история страны и целого народа.
Как в калейдоскопе сверкают удивительные сюжеты: церковный староста в сельском храме И. Г. Трещалин – XIX век; игумения Валентина, духовными узами связанная с княжной М. М. Нарышкиной, вдовой героя Отечественной войны 1812 года генерала А. А. Тучкова; младший лейтенант, разведчик Л. В. Трещалин, добровольцем ушедший на фронт и погибший в конце войны в возрасте 42 лет; артист дядя Коля и тоже погибший; братья Башкировы, сражавшиеся с фашистской Германией: старший брат Иван бомбил Берлин в 1941 году… Список можно продолжать и продолжать.
Автор скрупулезно и бережно собрал документы, фотографии и свидетельства жизней своих предков! Людей, которые любили свою страну и предпочитали коллективное благо индивидуальному. Это наше общее наследие, ценность культуры нашего Отечества, которое в очередной раз переживает нелегкие времена.
Наталья Чернышова,
Секретарь Союза журналистов России,
Председатель Союза журналистов Подмосковья
Посвящаю книгу моим родителям: маме Елене, у которой доброе и сострадательное сердце, и папе Серёже, который научил постоять за себя.
Выражаю благодарность всем, кто прямо или косвенно помог мне в написании книги. Моих родственников: они рассказывали семейные истории и показывали фотографии. Талантливых художников Давида Майсурадзе и Анну Доронкину, которые украсили её своими картинами. Историка Михаила Морозова, любезно поделившегося архивными материалами о моём предке Иване Гавриловиче Трещалине. Подругу-переводчицу Наталью Орсаг за полезные советы и моральную поддержку.
Учителя русского языка Валентину Дейникину, проверившую текст на предмет орфографии. Заместителя директора по науке Подольского краеведческого музея Жанну Малиновскую, матушку Сергию из Зачатьевского монастыря и сотрудников «Центрального архива Министерства обороны РФ» и «Центрального государственного архива города Москвы», которые меня консультировали.
Отдельную благодарность хочу выразить секретарю Союза журналистов России, председателю Союза журналистов Подмосковья Наталье Чернышовой за предисловие к моей книге.
Человеческие судьбы многообразны, удивительны и неоднозначны. Порой исторические перевороты ставят быт простых людей с ног на голову, по принципу «Храм-бассейн-Храм». Жизнь, которая заканчивается, имеет множество поворотов, взлётов и падений, прежде чем оборваться в мгновение, к которому невозможно подготовиться.
Зная и уважая предков по обеим линиям, я намеренно делаю акцент на маминой. Поскольку благодаря рассказам бабушки Лии обладаю большей информацией.
За десятилетие семейных и архивных исследований, которые начались в 2014 году, я добралась до 1820-х годов. Сравнительно недавнее время, но, учитывая судьбу архивов после революции 1917 года, многие из которых частично утеряны, для меня ценно, что удалось провести хотя бы такую работу. Один мой родственник в пятом колене Виталий дошёл до 1630-х годов, а местами даже до XV века.
Я очень сильно чувствую, что нахожусь под влиянием вещей или вопросов, которые мои родители, бабушки и дедушки и более далекие предки оставили незавершенными и без ответа. Часто кажется, что в семье есть безличная карма, которая передается от родителей к детям. Мне всегда казалось, что я должен отвечать на вопросы, которые судьба задавала моим предкам и на которые еще не было ответа, или что я должен был завершить или, может быть, продолжить то, что прежние века оставили незавершенными.
Карл Густав Юнг «Воспоминания, сновидения, размышления»
Причуда знать свои корни, гордиться происхождением и составлять семейные древа с гербами свойственна аристократическим родам. Первые генеалогические схемы, или родословные древа появились для того, чтобы документально подтверждать право человека на наследство. Моя же семья – обычные крестьяне, рабочие, служащие и военные. И это первая попытка составить их жизнеописание.
Оглядываясь в прошлое и изучая генеалогию, удаётся лучше понять себя и настоящее, с прицелом в будущее. Мне нравится, как об этом во введении к методическому пособию по разысканию сведений о предках «Основы генеалогической культуры» пишет Сергей Кочевых: «Если Вы читаете сейчас эти строки, значит, Вы дошли в своём духовном развитии до того уровня, когда у Вас возникла потребность узнать больше о своих предках, о своём роде».
За время поисков я пришла к убеждению, что человеческий род происходит от древних предков, как бы их ни называли в различных религиозных традициях. И всё на Земле, включая человека, создано Творцом и происходит из одного источника, по образу и подобию.
Я верю, что каждый способен распаковать, разархивировать свои способности, таланты и явить их миру. Как сказал один еврейский драматург, в людях есть два начала: «Дурное» («Йецер а-Ра»), которое проявилось в полную силу, после того как в Саду («Ган Эден») произошло грехопадение первых людей, и «Благое» («Йецер а-Тов»). Ветхозаветные пророки на иврите не рекомендуют идти на поводу Дурного начала, потому что оно слишком коварно.
В конечном счёте, только сам человек властен выбирать, как жить. И лучше ему делать то, что в долгосрочной перспективе принесёт добрые плоды. Или, как следует из Нагорной проповеди Христа: «По плодам их узнаете их».
Метрическая книга 1882 г. Московского уезда Тихвинской церкви села Алексеевского. Часть Первая: о родившихся.