Глава I
Столетник – что он и откуда?
Всем хорошо известное комнатное растение, растущее у многих на подоконниках, возможно, и не оправдывает своего второго названия – алоэ древовидное. Все становится понятно, если побывать на родине растения – в Южной Африке.
Название столетник возникло из того заблуждения, что цветет алоэ раз в сто лет. Но в африканской пустыне это вечнозеленое, шестиметровое, похожее на дерево растение цветет и плодоносит каждый год. Глубоко уходящие под землю корни и большие сочные листья, хорошо сохраняющие влагу, помогают алоэ существовать в климатических условиях пустыни.
Алоэ относится к так называемым суккулентам – растениям, способным создавать запасы воды в своей надземной части. У некоторых сильно утолщены стебли, у других – листья. В листьях алоэ имеется особая водоносная ткань, где происходит накопление влаги, а толстая пленка из водонепроницаемого вещества на их поверхности надежно защищает от испарения. Алоэ цветет в наших условиях в августе-сентябре, на родине дерево алоэ ежегодно украшается крупными душистыми цветами.
Этому теплолюбивому растению у нас дома просто не хватает тепла и света, столетник практически не цветет и имеет более чем скромные, по сравнению с африканским, размеры. Комнатное растение редко достигает восьмидесяти сантиметров. При этом столетник сохранил все свои лекарственные свойства. Еще древние арабы заметили целительное действие, оказываемое алоэ на человеческий организм.
Совершая долгие переходы по пустыне, торговые караваны, как люди, так и животные, вынуждены были много времени обходиться скудной пищей. Истощенные жарой и усталостью, люди в большей степени подвергались болезням, вызванным многочисленными инфекциями.
Потребляя простую грубую пищу, караванщики страдали кишечными расстройствами и болями в желудке. Сухой и горячий ветер неблагоприятно действовал на кожу, а ослабленный организм с пониженной регенеративной функцией превращал небольшие порезы и ссадины в незаживающие язвы.
Издревле алоэ помогало переносить тяготы и лишения кочевой жизни. Недаром оно считалось у арабов символом терпения.
В силу его целебных свойств алоэ использовали как магическое растение при совершении ритуалов исцеления, чаще всего в составе курений.
Теперь трудно сказать, кто из колдунов древней Африки впервые заметил способность листьев алоэ придавать заболевшему человеку силы и возвращать здоровье, но его стали добавлять в походную пищу и питье воинов, которые совершали длительные переходы, участвуя в многочисленных стычках и битвах. Быстрее заживали раны, которые еще недавно считались смертельными, и суровые песчаные бури не так изматывали в пути караваны.
Среди арабов ходило поверье, что тот, кто хоть раз вкусил напиток из листьев алоэ, приготовленный особым способом, хранящимся в строжайшей тайне лишь одной династией магов, навсегда обрел способность противостоять любым болезням и стал неподвластным смертельному колдовству пустынных отшельников, которых очень боялись все кочующие по пустыне древние племена.
Алоэ ценился как спасительное противоядие от ран отравленными стрелами – каждый воин имел при себе состав, приготовленный своими руками под руководством знающего лекаря.
Арабские женщины считали алоэ растением, способным облегчать зачатие и придавать силы только что появившемуся на свет ребенку. Даже угасающим глубоким старикам колдуны-целители предлагали снадобье из сока алоэ и молодого вина – считалось, что действие напитка продлевает жизнь и оживляет кровь самому глубокому старцу.
И это вполне подтверждается нашими современными знаниями о содержащихся в вине и соке алоэ природных веществах – фитонцидах. Древние арабские лекари хорошо знали свое дело, свидетельство этому – многочисленные трактаты по медицине, наполненные точными сведениями о природе известных тогда заболеваний и весьма полезными рецептами лечения.
Знаменитый Ибн Сина (Авиценна) упоминает алоэ как мощное средство против «песчаной лихорадки» – состояния, часто возникавшего у ослабленных голодом и обезвоживанием путешественников, когда под воздействием палящих солнечных лучей и сухого ветра организм их терял способность к удовлетворительному теплообмену и возникало состояние теплового удара.
У человека в этот момент поднималась высокая температура и совершенно прекращалось потоотделение. Продолжая находиться под солнцем, несчастный быстро терял сознание и умирал от дальнейшего повышения температуры до смертельных пределов – как нам известно, это 41–42 °C, когда начинается свертывание белков в крови.
Авиценна советовал при надвигающихся признаках лихорадки пить свежий сок алоэ, разведенный водой, – состав помогал переносить самые тяжелые переходы даже сильно ослабленным, раненым воинам. Также он советовал употреблять свежий сок алоэ при снижении аппетита и упадке сил, когда сильно истощенный больной становился уже равнодушен к пище.
Другой автор средневековых медицинских трактатов – Мухаммед Ширази – представлял алоэ как растение, способное очищать кожу от струпьев и нагноений, часто сопровождавших в то время инфекционные заболевания.
Ткань, смоченную соком молодых листьев алоэ, прикладывали к больным местам на теле – и довольно часто приходило исцеление. Действительно, сок алоэ обладает выраженным антимикробным действием, а если учесть, что в те времена не существовало повсеместно распространенных сейчас антибиотиков, то алоэ был, пожалуй, единственно эффективным средством лечения такого рода болезней.
Часто упоминается у того же Ширази алоэ как средство для возвращения пожилым людям мужской силы и способности к полноценному зачатию детей. Он советовал всем, кто хотел вновь почувствовать себя мужчиной, в течение полугода жевать кусочки листьев алоэ.
Как свидетельствуют книги тех лет, стареющие паши, обладавшие, как известно, завидными гаремами, широко пользовались рекомендациями лекаря и щедро награждали мудрого Ширази, что говорит об успешных результатах лечения.
В наше время алоэ является одним из важнейших препаратов в лечении всех видов импотенции, так как эффективно восстанавливает циркуляцию крови в кавернозных телах и обладает не очень сильной, но устойчивой способностью повышать выработку мужских половых гормонов.
Следует вспомнить, что в средние века в Азии существовал своеобразный обычай – лекарь жил до тех пор, пока был жив его шах, после смерти шаха – неважно, отчего он умер, – впавшему в немилость врачевателю публично отрубали голову.
Большинство известных нам арабских врачей спокойно умерли своей смертью, в почете и уважении.
Племена негров-аборигенов Южной Африки, откуда родом алоэ, приписывали ему способность влиять на их жизнь. Их колдуны считали, что каждое рождение ребенка сопровождается появлением нового побега на алоэ, которые в Южной Африке достигали поистине гигантских размеров – около шести-восьми метров.