1. глава 1
Доперестроечные годы...
Ира
- Что тебе подарить, Наташ? Как же классно, что у тебя день рождения! Хоть оторвёмся! А то всё учёба да учёба, ещё и поступление это как Дамоклов меч висит!
Мама советует дома поступать. Вдруг, говорит, в Москве не поступишь, и что тогда? Да ну, чего я в Риге не видела! Я в Москву хочу! Хочу мир посмотреть! Красную площадь своими глазами увидеть! В Третьяковскую галерею хочу! В Большой театр!
Я вот думаю, Наташ, да с какой это радости я в Москве поступить-то не смогу? Поступлю, конечно! Математика у меня отлично идёт. И по русскому я лучшая в классе, Эвия Яновна говорит, что я лучше неё русский язык знаю.
Ну, конечно, для меня он родной, а для Эвии Яновны всё же нет. Мама говорит, это не совсем правильно, что у нас русский ведёт латышка. Ну так, у нас же все предметы латыши ведут, хотя школа русская. Вот странно, да, Наташ? А куда, интересно, наши русские учителя подевались?
Мама говорит, раньше в нашей школе только по латышскому латышка вела, а все остальные учителя русские были. И ещё мама говорит, что у меня акцент латышский появился. Ну и что, мне нравится, по западному образцу говорю. В Москве вообще можно будет сказать, что я, например, из… откуда бы мне придумать, ха-ха!
Нет, лучше нашей Латвии ничего не придумаешь! Мы ж Европа! Европейцы! Культура! Здорово, правда? Вот приеду в Москву и всем буду говорить, как есть, что я из Риги… Престижно... Буду ходить такая, откуда эта девочка? Эта девочка из Риги… Повезло нам здесь родиться, правда, Наташ?
Ну ладно, так что тебе подарить? «Что тебе подарииить! Человек мой дорогооой!» Ха-ха-ха! Давай, колись, Натали!
- Ир… Понимаешь, Ир…
- Пока не понимаю. Что это с тобой, Натали? Хочешь что-то, что я не потяну? Так мы тогда с Ленкой напополам тебе подарим! Говори, не стесняйся! Для лучшей подруги ничего не жалко!
- Ну… Ты не обижайся, Ир… Ты хорошая девчонка, но понимаешь… В общем, правда, извини. Но я не могу тебя на свой день рождения позвать. Правда, извини, Ир…
- П-почему?
- Просто нет и всё, Ир. Извини и не обижайся. И это… Не надо ко мне больше подходить. И я теперь с Ленкой на одной парте сидеть буду. Извини, правда, Ир.
- Подожди, Наташа. Я тебе что-то сделала? Тебе наговорил кто-то на меня? Объясни, в чём дело, пожалуйста. Да не бойся, не хочешь со мной дружить, не надо, просто объясни. Мне интересно.
- Отстань от меня! Пошла вон! Пошла вон! Пошла вооон! Так тебе понятнее?!
Я оторопело смотрю, как моя лучшая подружка Наташка орёт на меня, мерзко брызгаясь слюной и покрываясь гадкими малиновыми пятнами. Брезгливо отступаю от неё на шаг, чтобы она не забрызгала меня своей слюной.
Никуда уходить из нашего школьного двора я, разумеется, не собираюсь. После уроков здесь самый движ, все собираются кучками, тусуются, кто-то играет в волейбол, кто-то гоняет на скейте на нашем собственном школьном скейт-споте.
Я тоже иногда пробую научиться кататься на скейте, правда, пока только на ровных дорожках. Учителей у меня хватает, даже с избытком. Любой мальчишка только рад будет поддержать меня немного за талию, чтобы я не свалилась, и подстраховать во время езды. Они даже дерутся иногда за право быть моим скейт-учителем, ха-ха! Дурачки.
Мы так хохотали над ними с Наташкой. С Наташкой. Да что это с ней такое? Почему она смотрит на меня с такой ненавистью, словно я только что поубивала всех её родных? Я пожимаю плечами, высокомерно отворачиваюсь от съехавшей с катушек идиотки.
А я-то ещё дружила с ней столько лет. С самого детского сада. И потом, в школе. Мы всегда сидели за одной партой, вместе ходили на разные кружки, вместе играли в классики у нас во дворе. И вот теперь она орёт на меня как ненормальная на весь школьный двор. Этим она, конечно, позорит только себя, не меня. Ну это же не я ору, как чокнутая.
Брезгливо отряхнув юбочку, словно я запачкалась от соседства Наташки, я спокойно отхожу к своему классу, что кучкуется неподалёку.
- Даа, Иринка, круто ты её обломала. Наташка, наверное, думала, ты убежишь как мокрая курица от такого-то ора, - говорит мне Сара Гризман, вторая по красоте девочка нашей школы.
Вторая после меня. Причём, это вполне официально. У нас же любят всякие конкурсы устраивать, вот и провели как-то раз конкурс красоты среди девочек старших классов. Победила, конечно, я. А Сара была второй.
Но Сара действительно красивая. У неё чёрные волосы почти по пояс, красивый прямой носик, большие жгучие чёрные глаза. Я сказала ей потом, после конкурса, что не считаю себя красивее, чем она, мы просто очень разные. И ещё сказала, что мне жаль, что за все эти годы мы с ней так и не подружились.
А Сара ответила, что она хотела бы со мной дружить, но, к сожалению, на моём фоне проигрывает даже она, Сара. И ещё добавила, что у таких, как я, не может быть подружек, потому что я одним своим видом отобью парня у любой. Да, да, так и сказала.
Сара считается самой умной девочкой в нашем классе. Ну, в принципе, наверное, так и есть. По крайней мере, она выигрывает все олимпиады, в которых участвует. Даже по физике, которую я, честно сказать, не очень понимаю, а вылезаю только на зубрёжке и усердии. Но. Нельзя быть первым во всём, как говорит моя мама.
- Я просто не понимаю, чего она так взбесилась, - доверительно говорю Саре.
Мне действительно хочется хоть с кем-то поделиться. Не каждый же день тебя, можно сказать, кроют чуть ли не матом ни за что. Да ещё и лучшая подруга. Бывшая лучшая подруга.
- А чего тут понимать, Ира? - удивлённо смотрит на меня Сара, - она просто пригласила на свою днюху Улдиса из латышской школы.
- Аааа… Улдиса…
- Ну да, она хвасталась, что он согласился и даже был рад, по её словам…
Улдис… Мальчики из соседней латышской школы очень популярны у наших девчонок. Не все подряд, конечно, а только симпатичные. Ну да, есть в них, в этих симпатичных латышах, что-то такое. Лоск какой-то, что ли. Ещё высокомерие, которое тоже почему-то привлекает. Ну да, эти мальчики так смотрят на нас, девочек из русской школы… Как-то так… Совсем иначе, чем на своих, на этих светленьких латышек.
Говорят, что латышский парень никогда не женится на русской девочке. Что с русскими девочками они только гуляют, а женятся на своих, на латышках. Я не понимаю, почему.
Но мне, честно сказать, мальчики пока вообще не нужны. Вот окончу школу, поступлю в институт, тогда и буду себе мальчика искать. А пока зачем они мне?
Последний школьный год, если гулять, то и не поступишь никуда. Так мама говорит, и я с ней полностью согласна. Ну уж нет, из-за какого-то парня жертвовать поступлением? Ну уж нет, ни за что.
Сара, кстати, тоже так считает. Что парни потом, только в институте. Может, поэтому она со мной и общается, не боится, что я отобью того, кого нет. Но я ни за что и не стала бы отбивать парня у подруги. Что я, совсем подлая, что ли? Но. Наташка мне больше не подруга. Надо же. Да как она посмела так со мной разговаривать?