Дмитрий Иванов - Дети, не игравшие в войну. Сборник рассказов

Дети, не игравшие в войну. Сборник рассказов
Название: Дети, не игравшие в войну. Сборник рассказов
Автор:
Жанры: Детские приключения | Детская психология | Книги о войне
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2023
О чем книга "Дети, не игравшие в войну. Сборник рассказов"

Рассказы будут интересны не только юным, но и взрослым читателям. Это истории о детях, в жизнь которых вошла Великая Отечественная война, навсегда оставив след в их душе. Они пытаются выжить, пытаются, как могут, осмыслить происходящее и даже противостоять обстоятельствам, до срока повзрослев. Хватит ли у них сил на это? Но, даже тогда, когда отгремели последние залпы на полях сражений, война продолжает тревожить сердца ребят. Современным детям книга поможет понять, что пережили их сверстники в годы войны и какое большое значение имела Победа нашего народа над фашизмом.

Бесплатно читать онлайн Дети, не игравшие в войну. Сборник рассказов


Кощей и Валенок

Кощей – долговязый мальчуган лет десяти, белобрысый, с голубыми, как васильки, глазами и нагловатой, чуть наискось, улыбкой. Отец Кощея куда-то пропал ещё в тридцать седьмом, и мать, как могла, управлялась и с домашним хозяйством, и с работой в колхозе, и Кощеем. Потому воспитание юнца было пущено на самотёк. Вот и рос он, «оторви да брось» – деревенским хулиганом. В школу ходил редко. Больше рыбачил или подбивал деревенских мальчишек на разные шалости. Вот почему, едва завидев Тимофея Петровича Зыкова, директора школы, тут же предпочитал спрятаться за сараями или залезть на сеновал.

Тимофея Петровича ребята прозвали Валенок. Скорее всего потому, что одноногий инвалид, ещё с Гражданской войны, был он полноват, на мир смотрел добрыми глазами, через круглые очки, от чего казался этаким увальнем. Валенок, да и только. Но рохлей директор не был. Помимо исполнения директорской должности он вёл ещё историю, биологию, географию и физкультуру. На первом уроке ребята удивлялись, как одноногий Валенок может преподавать такой предмет. А потом ничего, понимали, что прыгающий на костыле учитель может дать фору любому деревенскому силачу. Один раз Кощей увидел, как директор колет дрова. Потный загорелый торс сверкал на солнце, а огромные колоды разваливались от одного прикосновения топора. Выросший без отца, Кощей почувствовал какую-то непонятную детскую зависть, глядя на, пусть одноногого, но силача. А вслед за завистью пришло и желание доказать ему, Валенку, и всем вокруг, что он, Кощей, тоже сильный, и тоже что-то может. С той поры и началось противостояние Кощея и Валенка.

Прогуливать школу Кощей стал открыто. И не один-два урока, как раньше, а целый день. А пусть ищут, коли кому нужен! Но только при виде одноногой полноватой фигуры директора, он поспешно исчезал за ближайшим сараем. Несмотря на свою силу, бегать Валенок не мог. Хотя издали, завидев Кощея, уже кричал:

– Петров! Николай! Подойди сюда! – Да где там… Николая, то бишь Кощея, только и видели! Несколько раз Валенок заходил к нему домой, говорил с матерью. Та обещала разобраться с сыном. Но, всё заканчивалось очередной трёпкой, после которой сама мать плакала, а Кощей убегал на речку, чтобы успокоиться. В такие минуты и рождался очередной план мести дотошному Валенку.

Так однажды, загадочным образом, на стене школы появилась надпись «Валинак лапух». Никто, конечно, не смеялся. Разве что только над грамотностью писавшего. Но, Кощей был доволен. В другой раз он запустил в директора школы пучком колючек репейника. Они так и остались висеть серым комком на спине его пиджака. А сам Кощей удирал, что есть силы, легко перемахивая через изгороди и грядки с луком. Такая вот весёлая жизнь текла в селе Калинки. Кощей строил пакости Валенку. Тимофей Петрович приходил к матери Кощея, чтоб очередной раз пожаловаться на прогулы её сына. Мать устраивала сыну трёпку, тот злился на директора, и всё повторялось. Пока не пришла война!

Каникулы были в самом разгаре, но деревенские школьники помогали родителям кто в поле, кто на ферме, а те, кто постарше на МТС изучали трактор. Кощей тоже не отлынивал – усердно пропалывал огурцы с помидорами. Когда по Калинкам разнеслась страшная весть, он с другими ребятами как раз обрабатывал широкую грядку.

– Да врут они всё! – сказал кто-то из ребят, едва конопатая Светка, задыхаясь, выпалила эту новость.

– Где ты это слышала? – серьёзно спросил Кощей, отрываясь от работы.

– Тётка Нюра из правления прибегала. Говорит, председателю звонили, и велели готовить солдат в армию. – Светка говорила это таким таинственным голосом, что все поверили, и, бросив грядки, побежали в село, чтобы узнать правду.

О том, что Светка не соврала, говорили напряжённые лица взрослых. Люди переговаривались в полголоса, поглядывая то по сторонам, то почему-то в небо. А на следующий день приехал военный. На сельской площади собрались мужики – кто с узелком, кто с чемоданом. Здесь были не только мужики из Калинок. Пришли все, даже из соседних деревень. Жёны, матери дети – все были тут же, рядом. В полдень, военный дал команду. Мужики неспешно стали вставать в строй, деревенские бабы заголосили. Слушая их, заплакали и малые дети.

Всю эту картину Кощей наблюдал издали, в одиночестве сидя на соседской изгороди. Другие мальчишки были со своими отцами, а он, как не имеющий такового, просто смотрел на односельчан, и представлял, как бы он повёл себя в такой ситуации.

На другой стороне площади, возле крыльца правления колхоза стоял Валенок. В белой рубахе, в сером пиджаке, накинутом на плечи, со смятым картузом в руке, опирающийся на свой костыль, он сейчас совсем не был похож на сильного и грозного директора школы. Кощею показалось, что он видит старика. Показалось всего на миг, но этот миг так и остался в памяти.

– Вот жаль, что у Валенка ноги нет. – подумал мальчуган. – Сейчас ушёл бы на войну, и можно было бы в школу совсем не ходить. Хотя, мужики говорили, к осени война должна закончиться.

Кощей слез с изгороди, и направился в ту сторону, где в дорожной пыли виднелся уходящий на фронт строй. Среди плачущих баб он увидел и конопатую Светку. Она, совсем не стесняясь людей, рыдала, вытирая слёзы и сопли платком, сорванным с головы. – И чего плачет? – подумал Кощей. – Через пару месяцев все вернутся. А она разнюнилась. Одно слово – девчонка!

К стоящему на дороге Кощею, молча один за другим, подходили мальчишки. Так, бесформенной стайкой, посреди дороги, они стояли и смотрели вслед уходящим на фронт мужикам.

Жизнь в Калинках переменилась в одночасье. Вся деревенская ребятня, повзрослев по просьбе председателя до «совсем взрослых», работала, кто где мог. Кощей был «призван» на ферму, где стараясь не замечать усталости, кормил коров, убирал навоз, делал всё то, на что был способен в свои годы. На его фоне Тимофей Петрович выглядел не таким героем. Целый день он находился в правлении, читал какие-то бумажки, с кем-то говорил по телефону. Словом, для военного времени, по мнению Кощея, Валенок оказался самым непригодным человеком. Этот факт придавал пареньку ещё больше рабочего задора и сил. Ну, как же, теперь он, Кощей, приносит настоящую пользу – даёт фронту молоко, так необходимое раненым бойцам, а какой-то Валенок целыми днями с бумажками возится. Зла за это Кощей на директора не держал. Понимал, что на одной ноге и землю не вскопаешь, и с фашистами не повоюешь… Да и повоевал уже Тимофей Иванович в Гражданскую. Только мальчишескую натуру не изменить. Желание доказать всем, и прежде всего самому себе, что он сильнее, лучше в конце концов, чем директор школы, пробуждало в душе паренька желание вкладывать в работу все свои силы, до усталости. А на утро уже быть готовым к новым победам и над собой и над, зарывшимся в бумагах, директором.


С этой книгой читают
Каждый год молодые сотрудники музея, только что закончившие институт, отправляются в этнографическую экспедицию по деревням на поиск новых экспонатов. На этот раз им повезло. Люди указали на дом, в котором проживала самая настоящая ведьма. Представляете, что там можно найти! Только хватит ли молодым учёным сил, чтобы противостоять страху перед неизведанным? Смогут ли они сохранить адекватное мышление, дружбу и даже доброе сердце, попав под влияни
Повесть для детей Дмитрия Иванова расскажет юным читателям о приключениях легендарного мальчика Онфима, живущего в Великом Новгороде XIII века. Из книги ребята узнают о жизни в семье средневекового новгородца, о быте купца, о том, как воспитывали мальчика и девочку, как проходила охота на медведя, и о том, какие были музыкальные инструменты в ту эпоху. Вместе с Онфимом Вы побываете и в усадьбе средневекового иконописца Олисея Гречина и совершите
Далёкое будущее. Время, когда космические полёты стали обычным делом. И всё же для Джастина Брукса такой полёт обернулся не только новыми приключениями, но и великим открытием. Как в таком случае поведёт себя человек будущего? «Голубые цветы Саймака» – это рассказ, написанный в лучших традициях фантастики восьмидесятых! Он наверняка понравится тем, кто увлекался произведениями Гарри Гаррисона, Рэя Брэдбери или Айзека Азимова.
Этот рассказ можно было бы определить как типичный английский детектив, вот только события, описываемые в нём, разворачиваются в космосе. А распутывать это дело предстоит молодому и талантливому детективу из Скотленд-Ярда. Вот только сыщик на земле, а предполагаемый преступник там, далеко… И, конечно, развязка будет лишь в самом конце!
Каждый вечер старый дракон рассказывает принцессе сказки. Сегодня девочка пожелала узнать о тайне одного из самых зимних и чудесных явлений на планете. Люди верят, что северное сияние – удивительная выдумка природы, но только драконы знают правду о крайнем Севере, его первых обитателях и двух непоседливых драконятах, которые не побоялись отправиться в опасное путешествие. С них и началась эта история…
«Рождественские приключения Енотика и друзей. Снежные сказки леса» – это захватывающая, добрая новогодняя история о дружбе и волшебстве, происходящая в загадочном лесу. Енотик и его верные друзья – Зайчик, Белочка, Мишка и Ёжик – живут в удивительном лесу, где зимой происходят невероятные события. Каждый год, когда наступает Рождество, лес наполняется волшебством и тайнами.Эта книга рассказывает о приключениях этой дружной компании, их забавных и
Сказка про двух путников, которые преодолевали трудности, исходя из опыта друг друга. За преодоление трудностей они благодарны друг другу.
Дорогие мои маленькие читательницы!Да, да – эта сказка именно для девочек. Но даже если её захотят прочитать и мальчики, то им также будет интересно. Потому что начинается сказка совершенно не с волшебных слов: «В одной простой городской квартире жил мальчик. Он был как многие мальчишки во дворе и школе…»Но как могут догадаться некоторые, этот мальчик оказался самым настоящим принцем. И не просто принцем, а Принцем бабочек!Принцу придётся сразить
Лучший современный учебник по западной и ведической астрологии.Астрология как трансцендентальная наука отражает одну из граней Абсолюта. Астрология включает не только прогнозирование, с которым обычно ассоциируется, но и Сотворение Космоса. Оно рассмотрено в свете древних ведических текстов. Показано, что звездное небо – безличная ипостась Всевышнего, а гороскоп – Его трансцендентное изображение.Рассматриваются основы западной и ведической астрол
«От Руси до России» – оригинальное и по-настоящему глубокое исследование выдающегося русского историка и географа Л. Н. Гумилева. Оно обращает взгляд читателя на исторический период нашей страны, ограниченный становлением Киевского княжества и эпохой петровских реформ, причем все события и поступки исторических лиц объяснены с позиций разработанной автором пассионарной теории этногенеза.Книге «От Руси до России» присуждена премия «Вехи», почетный
Я – девочка с платиновыми волосами, свалившаяся к нему из другого мира.Он – эор, который должен был дважды меня убить.Я – его невыносимое наказание, постоянно попадающее в неприятности.Он – мой билет домой, вынужденный постоянно меня спасать.Мне нужно вернуться домой к оставшейся в одиночестве маме и избавиться от проклятого дара – «подарка» беглого мага.Ему нужно всеми силами удержать меня рядом, ведь лю
— Далеко собралась, крошка? С моим наследником в животе!Я застываю. Этот властный голос… Я моментально узнала мужчину!— Отпусти! — шиплю и боюсь посмотреть в грозное лицо, вселяющее страх.— Думала я не узнаю о твоем секрете? — его рука падает на мой, уже заметно округлившийся живот. — Ты беременна, Диана. И этот ребенок мой!— Нет! — вру, но дрожь меня выдает.— Я здесь, чтобы забрать сво