Своим друзьям, однокашникам и тем, кто заинтересовался судьбой обычного мальчишки, поставившего перед собой цель стать моряком, посвящается эта книга.
Книга «Девятая рота» – это продолжение повестей «Таёжные приключения Лёньки и Сашки», «Прощай, школа», «Здравствуй, новая жизнь» и «Стройотряд».
Истории, описанные в рассказах, составлены на основании личного опыта, по рассказам друзей, знакомых и однокашников автора.
Если кто-то захочет найти на страницах этой книги подвиги или открытия, то он глубоко заблуждается. Их здесь нет.
Здесь есть только обычная жизнь обычного парня и его друзей.
Вместе с ними мне бы хотелось порадоваться, что в этой книге они увидят себя молодыми, энергичными и бесшабашными парнями. Но вместе с тем перед ними мне бы хотелось и извиниться, за некоторые неточности в предлагаемом повествовании. Ведь в предложенной книге описывается не хроника девятой роты, а только воспоминания о ней, изложенные в художественной форме.
Возможно, это коснётся ансамбля «Каравелла». Мне очень захотелось, чтобы наш музыкальный ансамбль, под музыку которого мы танцевали на многих вечерах, остался надолго в нашей памяти. Ведь в истории училища о его существовании ничего не написано, как будто его и не было вообще. А он был и я и мои друзья премного благодарны Юре Косенюку, Сергею Кобелеву, Олегу Гоменюку, Жене Дудину, Боре Третьяку за то счастливое и беззаботное время.
Я желаю всем своим друзьям и тем, кто возьмёт в руки эту книгу, быть жизнерадостными, любить жизнь и всегда стараться, чтобы каждый прожитый день доставлял нам и всем нашим родным и близким только радости.
С уважением
Алексей Макаров
Медленно уходил вдаль раскалённый июльским солнцем перрон железнодорожного вокзала города Свободного, где остались провожающие Лёньку папа с братьями.
Лёнька попытался выглянуть в ещё открытую дверь, чтобы хоть краем глаза взглянуть на них, но был остановлен грозным окриком проводницы:
– Куда ты? Сверзнуться хочешь, что ли?
– Извините, – пробормотал Лёнька, отстраняясь от широкой пропотевшей спины проводницы.
Та, обернувшись, посмотрела на неспокойного пассажира и поинтересовалась:
– У тебя какое купе?
– Пятое, – автоматически ответил Лёнька.
– Вот и иди в своё пятое купе, и нечего тут ошиваться, – недовольно буркнула она, закрывая дверь вагона.
Лёнька повиновался строгой проводнице и, подхватив сумку с вещами, пошёл по коридору, разглядывая бирки на косяках дверей купе.
В пятом купе дверь оказалась открыта, и, войдя в него, он увидел двух парней, сидевших на нижних полках. В купе, несмотря на открытую верхнюю фрамугу окна, чувствовалась дневная жара, поэтому парни сидели в трико и лёгких футболках.
– Привет! – поприветствовал он парней. – Это пятое купе, что ли?
– Ну да, пятое, – веско произнёс тот, кто по виду был старше. – Проходи, устраивайся. У тебя какое место? – тут же переспросил он.
Лёнька, заглянув в билет, назвал номер своего места.
– Ну, это тогда здесь. – Парень показал на одну из свободных верхних полок. – Устраивайся.
– Мне бы вещи положить. – Лёнька взглядом указал на свою сумку и нижнюю полку, на которой сидел другой парень.
Поняв намёк, тот привстал с полки и приподнял её, чтобы Лёнька положил под неё сумку.
Уложив багаж и закинув авоську с продуктами, которые для него собрала в дорогу мама, он присел рядом с парнем помладше и, осмотрев своих попутчиков, предложил:
– Ну что? Познакомимся, что ли? – и протянул руку попутчику. – Леонид, можно просто Лёня.
Парень, наверное, не ожидавший такого развития событий, протянул в ответ ладонь.
– Сергей, – неуверенно проговорил он, слабо реагируя на рукопожатие.
Сергей был ростом, да и возрастом примерно, как Лёнька. Круглоголовый, коротко подстриженный и немного рыхловатый.
Пожав руку Сергею, Лёнька протянул ладонь парню постарше.
Тот выглядел по-спортивному поджарым, жилистым. Короткий ёжик густых чёрных волос украшал его небольшую голову. Парень пронзительно взглянул Лёньке в глаза и коротко представился:
– Виталий. – Он крепко сжал Лёнькину ладонь, и если бы Лёнька интуитивно не ожидал такого рукопожатия, то у него точно бы захрустели кости.
С достоинством выдержав первое испытание от крепкого загорелого попутчика, Лёнька, чтобы сгладить минутную заминку, поинтересовался:
– И куда направляетесь, парни?
– Во Владик едем, – небрежно бросил Виталий.
– О! – удивлённо воскликнул Лёнька. – И я тоже во Владик.
– Ну и чё ты туда едешь? – с кривой усмешкой поинтересовался Виталий.
Чувствовалось, что он больше привык приказывать и принимать самостоятельные решения, чем идти у кого-то на поводу. Лёнька сразу сообразил, что тот после армии и где-то занимался руководящей работой. Уж больно из него выпирало что-то старшинское, на которое он насмотрелся и прочувствовал всё это на своей шкуре за два года обучения в училище.
– Перевёлся из МВИМУ в ДВВИМУ, – неохотно ответил он, не желая распространяться о подробностях.
– Чего-чего? – не понял его Виталий.
– Из Мурманского морского училища перевёлся во Владивостокское училище.
– И на какой курс перевёлся? Небось после академки на первый возвращаешься? – с долей скепсиса Виталий окинул Лёньку снисходительным взглядом.
– Почему на первый? – Не подав вида, что его обидел вопрос Виталия, Лёнька пожал плечами. – На третий.
– И на каком ты факультете? – сделав вид, что его не удивил ответ Лёньки, тут же задал очередной вопрос Виталий.
– На судомеханическом, – гордо подчеркнул Лёнька и, чтобы перехватить инициативу, сам принялся спрашивать: – А вы чего едете?
– Поступать мы едем, – вяло пожав плечами, ответил Сергей и кивнул на столик с разложенными на нём учебниками.
– Чё, долбите, что ли? – Лёнька также кивнул на стол.
– Ага, – подтвердил Сергей, – долбим её, треклятую.
– Ну и как? – ухмыльнулся Лёнька, вспомнив, как два года назад сам ехал поступать в училище и встретил в Москве счастливого второкурсника, сдавшего сопромат с теоретической механикой и уверенного, что теперь он точно закончит институт и для него все дороги в мир открыты.
– Вроде ничего, – вновь пожал плечами Сергей, – поддаётся наука.
– Ну, это отлично. Долбите её со страшной силой П нулевое, и у вас всё получится, – пошутил он. – Особое внимание уделяйте математике письменной и устной, но про физику не забывайте. Это очень важно, – веско добавил он.
Разговор вошёл в обычное русло: парни обсуждали нюансы поступления и каждый рассказывал о себе.
Давно пролетели мосты через Зею, незаметно прошла стоянка в Белогорске. Поезд повернул на восток, солнце светило только в коридор, и в купе стало прохладнее. Оно хорошо продувалось через открытую фрамугу, а разговоры парней не прекращались.